Люди там - большие дети. Радостные, открытые, приветливые, не без восточных хитростей, конечно, но в общем и целом крайне доброжелательные. Смеются радостно, заразительно и неожиданным вещам. Совершенно непонятно, как они могли воевать весь 20-й век, и выходить победителями.
Расстраивает меня, что нельзя с ними толком поговорить, очень хочется порасспросить про семью, про образ жизни, про войну в их жизни.
Из увиденного и услышанного (может все и не так, но "я так вижу"):
1. Гид рассказывал про вьетнамскую войну: "Вот когда американцы позвали воевать корейцев, тогда стало тяжело. С корейцами очень тяжело воевать, они тоже ничего не боятся. Они стали вешать на свои рюкзаки головы вьетнамцев, которых убили. И наши боялись. Сильно боялись. А потом сами стали вешать их головы себе на рюкзаки, а те боялись. Ха-ха-ха, сами научили и сами боялись". Смеялся потом минут 5 без остановки.
Никак не выходят у меня его слова из головы. Понятно, что корейцам привычнее климат и джунгли, и подход к войне, понятно, что они лучше знают крестьян, их условия, уловки и приемы. Но вот это: они тоже ничего не боятся? Американцы, что ли, боялись? С вертолетами, напалмом и современным оружием? Потом поняла - это отсутствие внутреннего барьера, что можно делать, а что нельзя, границы, за которую, по-видимому, человек западной цивилизации переступить не может.
2. Другой гид. Едем, смотрю в окно, вижу рисовые поля, красота. Что-то сказала ему по этому поводу. Он отвечает: "Десятый день, рису 10 дней. Рис очень красивый на 25-й день." Поразительно. Я вот не знаю, когда на картошку смотрю, какой день ей пошел. Может, конечно, наши крестьяне могут определить.
3. Тот же гид рассказывал про собак. Всех собак мерил на вес. "То большая собака, килограмм на 40. Эта не очень, 25 всего." Крокодилов тоже:"Этот крокодил килограмм на 75, такие крокодилы вкусные, большие на 150 - те нет". При этом сам не ест даже рыбу, только свинину и курицу, говядину редко.
4. ОГ ходил "гулять" и фотографировать по городу, нашел какие-то трущобы. Рассказывал про бабушку, которая живет в картонном доме без дверей и комнат, задний двор у нее - железнодорожное полотно, электричества нет и чайник она греет на огне. Я впала в ужас, начала бормотать, что надо купить бабушке одеяло и еще чего-нибудь. ОГ помолчал, потом сказал, что она в общем выглядит довольной жизнью и смеется как все. На следующий день дал ей 100 тыс. донгов, около 150 рублей, для них приличная сумма. Я потом спрашиваю про ее реакцию: "И что?", мне же надо, чтоб поблагодарили, ага. Он: "А ничего. Взяла да и все. Спасибо не сказала." То же самое было с уличным продавцом картинок - они там ходят продают какие-то картинки, с переливающимися вечными ценностями, котятками и иисусами. Мы пытались от него избавиться. Он настаивает (что в общем, было только один раз - так нагло, обычно они уходят), ноет, что у него дети голодные. Дали денег. Так он не только спасибо не сказал, он еще и не ушел! Он стоял, бубнил и хотел продать нам картинки!
5. ОГ сидел как-то под дверью фотомагазина, ждал минут 40, когда откроется. От нечего делать стал учить уличного продавца очков русским словам "Очки" и "дешевые". Но, судя по всему, вьетнамский язык не предполагает двух и более согласных подряд и трехсложных и более слов. Поэтому 40 минут ушли на "отики" и "день шо". День шо и все тут. Остальное в ту голову не поместилось. Магазин так и не открылся.
6. ОГ подружился с трущобным полубандитом. В татуировках и со следами двух ножевых ранений. Тот кормил его супом из куриных лапок и поил его настойкой на корешках, потом пивом-пивом-пивом, потом возил на байке. Пить принято много и быстро. На следующий день пришел к нам и позвал "Мадам" (это я) и "бебе" (это сын) в гости на обед к 12 часам. В гостях сидели на кафельном полу, потом нам дали специально для нас купленные стульчики, ели все, что дают, мне даже принесли тарелку сладкого холодного супа. Полулицы пришло смотреть как мы едим. "Бебе" тоже пил пиво-пиво-пиво, ужас какой, съел малюсенький красный перчик, потом краснел, потел и слезы текли из глаз его. Очень насмешил вьетнамцев, они явно рассказывали это друг другу, показывая на бебе и перец. Когда пьют, резко стукаются стаканами и кричат "Йо!". "Бебе" очень понравилось. После обеда сидеть у них не положено, с кофием и сигарой и small talk. Положено все съесть и уйти, и никто тебя уговаривать остаться не будет.
7.Купаются они в одежде, иногда в купальниках, но все купальники шортами и короткими майками, и под ними белье. Плавать практически никто не умеет, им на пляж приносят круги и спасжилеты. На улице вьетнамки часто ходят в пижамках, в шапке, плотной маске, очках и перчатках - это чаще простой народ и на периферии. Умирая от жары в кафе, куда меня сослал ОГ по причине непригодности к хождению по улице, прижав стакан со льдом к темечку ("что случилось с мадам?!!" спрашивали они), наблюдала городской народ в джинсах и пиджаках, кофтах и плотных колготках.
8. Ходила в цветастеньком шелковом платье, в оборочках, и во вьетнамской треугольной шляпе.Тетеньки кругом радовались. Одна беззубая бабушка, уличный продавец сигарет, умилилась настолько что ласково погладила меня по плечу. Видимо, я выглядела как хорошая вьетнамская девочка, только длинноватая.