Калининград. Почти с нуля

Sep 11, 2014 20:08


На всю Россию есть только два крупных города, которые обычно называют европейскими - Петербург и Калининград. С первым городом получилось весело - хоть он и строился "по образу и подобию", но в итоге все равно стал адаптацией к российским стандартам. А со вторым городом получилось печально - его взяли уже построенным, пусть и пострадавшим в войне, но восстанавливать и поддерживать в порядке не стали.



Москве всегда был нужен выход к морю. Небольшого замерзающего кусочка Финского залива мало, а рассчитывать на неспокойные Прибалтийские республики было бы странно. Решение появилось после войны, когда СССР получил кусок территории, лежащий аккуратно между литовцами и поляками. Русские оказались как в малиннике, и не удивительно, что сразу перевели сюда значительные военные ресурсы. В Калининграде оказался штаб Балтийского флота, а в новенькие военные базы начали стекаться призывники со всей страны.


Разобравшись с геополитической картой Европы середины прошлого века, становится понятно, почему заигравшиеся в войну новые хозяева так наплевательски отнеслись к восстановлению исторического облика города. К тому же, все немецкое население, которое могло бы этого потребовать, было спешно депортировано обратно в Германию. В Калининграде остались лишь разрозненные остатки былой культуры, теряющиеся на фоне советских многоэтажек. Некоторые из немецких зданий сегодня можно по ошибке отнести к советским, построенным в 50-60х: красная кирпичная кладка и брутальные барельефы.


Помимо домов, в наследство от немцев остались и узкие дороги с рядками дубов по краям. Русские не могут не лихачить на довоенных дорогах, и не всегда вписываются в довоенные деревья. Местные называют эти деревья "последними солдатами вермахта" - война закончилась уже 69 лет назад, а деревья убивают и по сей день. Кстати, о безопасном движении немцы думали уже тогда и белили нижние части стволов гашеной известью. Однако, пришедшие в 1945 году советские войска отчего-то решили, что это делается для защиты растений от зайцев - и распространили ложную теорию по всему Советскому Союзу.


В советские годы населению Калиниграда завидовала вся страна. Самый западный регион жил на уровне Прибалтики, даже опережая Москву по обилию товара на прилавках и количеству импортных новинок. С распадом Союза жители региона снова получили бонусы в виде возможности ввоза и растаможки подержанных европейских машин. Сейчас, когда и эту лавочку потихоньку прикрыли, жители скатились на совсем уже мелочные дела - поездки в соседнюю Польшу и Литву за дешевой колбасой и творожными сырками.


И несмотря на это, Калининград по прежнему манит людей из других регионов России. Сюда переезжают, в частности, из Сибири - начиная с известного всем Гришковца, заканчивая рядовыми шахтерами, оставшимися без работы на угольных разрезах Кузбасса. Для "новых" русских строится новое жилье, новые набережные и новые сверкающие храмы. Старого немецкого в городе остается все меньше и меньше. А если некое подобие европейского и будет постепенно восстанавливаться, то оно станет такой же русской адаптацией, как в Петербурге. Но почему же это должно быть плохо? Всем же нравится Петербург...


Другие посты о Калининграде и области:

Россия

Previous post Next post
Up