Церковный коллаборационизм в Отечественную войну 1812 года

Aug 10, 2007 21:26


Французский корпус генерала Даву вошел в Могилев 8 июля 1812 года. Архиепископ Могилевский Варлаам (в миру - Григорий Шишацкий), в отличие от многих своих коллег, при приближении французских войск не покинул город и даже не принял решения об эвакуации церковного имущества. Причины такого поступка до сих пор до конца неизвестны. По одной версии, высказанной ключарем могилевского Иосифского собора протоиреем Иоанном Стратановичем, это было решение самого архиепископа, по другой же, на которой настаивал и сам Варлаам, он не смог покинуть город, поскольку это запретил ему сделать губернатор.



Как бы то ни было, французское командование решило воспользоваться присутствием архиепископа в городе, и 13 июля Варлаам получил указание временной Комиссии, созданной французами для гражданского управления на оккупированной территории, о приведении к присяге духовенства епархии и упоминании Наполеона при богослужении. Варлаам созывает консисторию и, несмотря на возражения некоторых ее членов, принимает решение удовлетворить требования Комиссии. На следующий день, 14 июля, в Иосифском соборе Варлаам и городское духовенство приняли присягу французскому императору, а затем архиепископ отслужил литургию и молебен с упоминанием Наполеона. После этого консистория отправила предписание о принесении присяги во все духовные правления Могилевской епархии. Однако далеко не все священнослужители пожелали сотрудничать с французами. Общее количество присягнувших неизвестно, поскольку присяжные листы были отправлены в Комиссию и не сохранились. В своем донесении Синоду архиепископ Рязанский Феофилакт, руководившй следствием по делу Варлаама, от 1 января 1813 года утверждал, что присягу приняли 2/3 духовенства Могилевской епархии, однако сам Варлаам в своем письме Феофилакту от 2 января того же года утверждал, что эта оценка завышена. Во всяком случае, действительно многие священнослужители отказались приносить присягу. Особенно стоит отметить протоиерея местечка Чечерск Герасима Курганского, который, регулярно проводил крестные ходы и молебны о поражении врагов, а однажды, встав во главе духовенства и прихожан, даже отразил нападение французского отряда на свой поселок.

А вот архиепископ сотрудничал с французами вполне успешно. По указанию могилевской городской полиции 3 и 13 августа были отпразднованы дни рождения Наполеона и его жены, Марии-Луизы. В эти дни церкви в Могилеве были иллюминированы. Варлаам провел богослужения в Иосифском соборе и велел священнику этого собора Максиму Пиючевскому прочитать в честь Наполеона две проповеди, автором которых был сам Варлаам. 22 июля Могилевская духовная консистория распространила по епархии присланные из временной Комиссии бумаги с призывом к крестьянам повиноваться своим помещикам и выполнять требования французской армии, а 9 сентября предписала священнослужителям подавать французского мэру еженедельные ведомости о родившихся, умерших и сочетавшихся браком. А когда Варлаам получил донос о том, что священник могилевской Воскресенской церкви Андрей Добровольский 22 июля во время молебна упоминал Александра I, архиепископ повелел «учинить строжайшее изыскание». Однако донос, по всей видимости, оказался ложным.

После освобождения Могилевской губернии деятельность ее духовенства расследовала государственная комиссия, как уже говорилось, во главе с архиепископом Феофилактом. Сам Варлаам, объясняя свои действия, говорил, что решение о принятии присяге Наполеону было принято им исключительно для того, чтобы уберечь его епархию от разорения. Однако оправдания Варлаама не убедили Синод, который приговорил архиепископа к ссылке в Новгородско-Северский Спасский монастырь в монашеском чине. В этом монастыре Варлаам и скончался в сентября 1823 года. Остальные присягнувшие французскому императору священнослужители избежали каких-либо серьезных наказаний. Им было всего лишь предписано шесть воскресений после Божественной литургии при собрании народа полагать перед местными святыми иконами по 50 земных поклонов.

По книге Л.М. Мельниковой «Армия и Православная церковь Российской империи во время наполеоновских войн». М. 2007, с. 91 - 100.
Previous post Next post
Up