Гражданский активист Ильдар Дадин отбывает сегодня административный арест. Я видела его за несколько минут до задержания: стоял на краю парапета, ограждающего памятник Жукову, и говорил, что нужно запоминать номера жетонов нарушителей порядка для будущей люстрации. Порядок полицейские действительно нарушали: вшестером накинулись на женщину, развернувшую плакат, и затащили в автозак. Без предупреждения, без объяснения причин и, конечно же, не представившись. В следующую минуту они схватили другую женщину с тем же плакатом, а минут пять спустя задержали пожилого мужчину, спевшего «Богородица, Путина прогони!»
Когда толпа журналистов и фотографов рассеялась, я обнаружила, что Ильдара Дадина на прежнем месте нет. Его и Вадима Цветкова, не державших никаких плакатов, уволокли в автобус заодно.
Все это было на Манежной площади 6 марта.
Власть уже не первый год объясняет гражданам, что никакие они не граждане и напрасно они полагают, что есть у них право собираться без разрешения в количестве больше трех человек. Что она, власть, очень даже сильна, у нее есть много плечистого ОМОНа, много бронежилетов, щитов, касок и специальных подразделений внутренних войск, и потому ей можно все. Можно схватить человека на улице, лишить свободы на сутки или двое, а затем приговорить к штрафу или административному аресту за действия, которых он не совершал. Можно не соблюдать никаких законов, потому что она власть, у нее есть сила и она будет себе позволять произвол в отношении тех, кто никаких законов не нарушает, но выражает протест против ее беззакония.
Однако последние две недели поведение представителей власти в Москве приобрело характер какой-то истерии. Так называемые силы правопорядка как будто и не стремятся уже скрывать нервозность и панику своего начальства. Они срывают свою злость на гражданских активистах откровенно, демонстрируя уверенность в полной безнаказанности.
Когда автобус отъехал от памятника Жукову, шофер стал выделывать уголовные фокусы: сначала набирал скорость, а затем очень резко тормозил. В результате Вадим Цветков получил сотрясение мозга и был увезен по скорой в 1-ю Градскую больницу, а Ирину Калмыкову, у которой от удара были разбиты очки и появилась шишка на голове, стражи порядка сочли возможным оставить в ОВД Арбат на ночь, предварительно проведя насильственную дактилоскопию.
2 марта я была свидетелем подобного обращения с людьми. Простояв у Басманного ОВД около двух с половиной часов, наш автозак неожиданно тронулся с места, а затем несколько раз внезапно и резко затормозил. От одного такого рывка я чуть не упала, но успела схватиться за решетку. Ушиб коленки о край сидения получила женщина, которая попала в автозак совершенно случайно и к этому моменту очень плохо себя чувствовала. Я решила тогда, что это с тормозами и сцеплениями у полицейских автобусов проблемы. Но оказывается, у них теперь прием такой, чтобы задержанным неповадно было.
24 февраля, в день приговора узникам 6 мая, я наблюдала, стоя на остановке на Тверской, как людей одного за другим грузят в автозаки. Отъезжает один - наполняется людьми другой. «Граждане, не мешайте проходу других граждан...» Полиция в тот вечер перегородила Охотный Ряд от метро «Театральная» до Тверской и Георгиевский переулок, мешая проходу, так что на Тверскую от метро можно было попасть только через Камергерский переулок. Любой прохожий, спускаясь в тот вечер вниз по Тверской, мог угодить в этот круговорот и попасть в лапы стражам порядка до следующего утра при абсолютной невозможности доказать, что он просто шел мимо или направлялся к метро. А уж что получалось в итоге - 20.2 или 19.3, и какого размера штраф, - это как кому везло.
Особенно отличилась органы правопорядка 2 и 4 марта в связи с народными сходами против оккупации Крыма. Власти искренне испугались людей, готовых самым мирным способом выразить протест против развязывания войны.
Но вот чего не учитывают они.
Постоянное применение силы к более слабому разлагает человека, развивает в нем чувство страха. Силовик, который в течение долгого времени занимается только тем, что без причины задерживает женщин и пожилых мужчин интеллигентного вида, теряет моральные ориентиры и становится совершенно не способным к столкновению с реальной физической силой, причем отнюдь не превосходящей.
Их можно, конечно, понять: они испытывают сегодня панический страх перед Майданом.
Но похоже, Майдан их ничему не научил.
http://grani.ru/blogs/free/entries/226511.html#