В ожидании суда Линча

Mar 26, 2012 14:28

9 марта в Николаеве произошла трагедия, всколыхнувшая всю Украину. Прошло свыше 2 недель, но страсти по делу Оксаны Макар по-прежнему не утихают. В стране все чаще раздаются голоса не только за смертную казнь, но и оправдывающие суд Линча.

"Эволюция" мажоров

Преступление, совершенное тремя жителями Николаева против Оксаны Макар, возмутило всю страну. Катализатором народного гнева послужило не столько изнасилование и попытка избавиться от тела Макар, сколько тот факт, что после задержания троих человек, которых назвала потерпевшая, двоих отпустили. Еще одной причиной, выведшей жителей города корабелов на улицы, были слухи о том, что эти двое - дети влиятельных родителей, "мажоры". Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения горожан. После того, как жители Николаева вышли на протест, о преступлении стало известно по всей стране. Дело под свой контроль взял даже президент Украины Виктор Янукович. Но это не охладило пыл детей "элиты" - когда по всей стране обсуждали николаевское происшествие, в Умани произошло до боли похожее преступление. В чем же причина подобной самоуверенности этих людей в том, что они уйдут от наказания? В том, что каким бы страшным ни было преступление, найдутся те, кто от него "отмажут", а правоохранительные органы или суды в этом поспособствуют.

За последнее время поведение "мажоров" и людей со связями кардинально изменилось. Ранее провинившиеся мажоры, имея связи и деньги родителей, пользовались ими для того, чтобы бежать из Украины и не попасть под суд. Теперь же все по-другому: суд оправдывает совершивших преступление, каким бы ужасным то ни было. Яркий пример - сын нардепа от Партии регионов Владимира Демишкана - Сергей. Он с подельниками убил своего партнера по бизнесу Василия Кривозуба. Последнего пытали, потом, привязав к нему радиатор, утопили. На суде сын депутата признал свою вину. Но срок Демишкан, в отличие от подельников, получил условный. Ведь судья решил, что Демишкан убил Кривозуба … неумышленно. "Не было умысла на умышленное убийство. Они хотели его привезти к нотариусу. Возможно, там в действиях было неосторожное убийство", - пояснял журналистам судья Барышевского райсуда Киевской области Владимир Яременко. Родня убитого в шоке. "Судебное разбирательство было проведено при таком условии, что об этом не знали потерпевшие и, соответственно, чтобы не имели права его обжаловать", - говорит представитель семьи погибшего Андрей Мамалыга. Но подобные судебные приговоры продолжают выноситься. Даже тогда, когда убийство приобретает подчеркнуто антисоциальный характер. Так, например, суд дал два года "условно" экс-депутату Софиевского района Днепропетровской области Александру Тарану, который в июле 2010 года средь бела дня расстрелял 25-летнего мужчину на глазах у жены и сына. Конфликт возник на пруду, где Тарану не понравилось, что рядом с ним отдыхают простые люди, не чиновники и не депутаты. Показательно, что расстреливал Таран из АКМ - оружия, которое запрещено иметь даже депутатам. Тарана освободили в зале суда. Помимо Тарана и Демишкана примеров уйма: тут и сын днепропетровского прокурора Дмитрий Рудь, и сын депутата Одесского горсовета Дмитрий Кравец. Последнего, кстати, судили не единожды. Но он находится на свободе и продолжает водить автомобиль как ни в чем не бывало.

Между мажорами прошлых лет и тем же Тараном - огромная пропасть. Не только в поведении "мажоров" и прикрывающих их людей, но и в реакции общества. Если в первом случае все были возмущены, то во втором одним возмущением дело не закончилось. Тарана приходилось привозить для следственного эксперимента под большой защитой - народ мог его линчевать. Такая же реакция в отношении участников дела Макар: примечательно, что те же СМИ не стали замалчивать их имена, равно как и имя потерпевшей. Все из-за опасения, что убийцы уйдут безнаказанными. Более того, и среди украинской милиции нашлись те, кто стал на сторону протестующих - видео с допросом одного из подозреваемых выложили в интернет. Примечательно, что он - единственный из троицы не имеющий никакой "крыши" - пытается взять преступление на себя. Судя по всему, его усилия увенчались успехом, равно как и внезапано усилившийся в СМИ интерес к пострадавшей и ее семье. Теперь по версии следствия виновны в изнасиловании всего два человека. Что делал третий и отчего не препятствовал друзьям - вопрос. Что же касается потерпевшей и ее семьи - этот же прием использовали и защитники подозреваемых в групповом изнасиловании в Умани. При этом, критики девушек словно никогда не были за пределами Киева или, скорее, Оксфорда, игнорируя те условия, в которых живет большинство населения Украины и быт этого населения. Но даже при критике потерпевших, наличии на них "компромата", общественность все сильнее требует возврата к смертной казни и оправдывает суд Линча.

Следует ли вернуть смертную казнь?

Случай в Николаеве снова сделал актуальным вопрос о целесообразности отмены смертной казни в Украине. Однако даже при таком ужасном преступлении, как совершенное в Николаеве, есть и те, кто призывает быть максимально осторожными в данном вопросе. "Постоянно слышно "как плохо, что в Украине отменена смертная казнь и пытки", подчас даже от вменяемых людей. Обычно это идёт в комплекте с жалобами на продажность и некомпетентность милиции. Шизофреническое сочетание. Ведь если ввести смертную казнь не заменив милицию, то будут умирать невиновные. А если заменить карательную систему - то и смертная казнь, в общем-то, не понадобится. Давать право на убийство тем, кто постоянно покрывает убийц и сажает невиновных - довольно-таки странный способ борьбы за справедливость", - пишет у себя в блоге Александр Володарский - художник и общественный деятель, на своем опыте познавший прелести отечественной пенитенциарной системы. По его словам, следует не только требовать наказания виновных по закону, но и отстранения от службы всех, кто пытался покрывать их на ранней стадии. А вот с последним у отечественной милиции и судом не очень - несмотря на внутреннюю проверку пока никто серьезно не наказан. В МВД тот факт, что двоих подозреваемых сначала отпустили под подписку о невыезде называют "тактической ошибкой". Более того, милиция не перестает напоминать о том, что "пострадавшая из неблагополучной семьи, ее воспитанием родители не занимались". По-прежнему правоохранители настаивают и на том, что насильников было не трое, а двое, да и среди подозреваемых не было "мажоров". Мол, для бывшего председателя Еланецкой райгосадминистрации и бывшего заместителя председателя Еланецкого райсовета один из преступников является не родным, а приемным сыном. Но факты красноречивы. Так, митинг против николаевских насильников пытались сорвать представители "Молодых регионов" - молодежного отделения правящей Партии регионов (один из подозреваемых в изнасиловании, который, кстати, проходит по делу в качестве "свидетеля" - член этой организации).

Возвращаясь к смертной казни, следует спросить себя: насколько справедливым будет, если за дела двоих своих товарищей ответит лишь один из николаевских насильников? При этом, унеся в могилу всю правду произошедшего тем мартовским вечером.

Кроме того, в марте помимо резонансных преступлений произошел еще один случай - на свободу после 8 лет заключения вышел Максим Дмитриенко - человек, оказавшийся за решеткой по ложному обвинению. Сейчас прокуратура обещает разобраться, отчего Дмитриенко попал в тюрьму, но это вряд ли вернет ему молодость. Не стоит также забывать о "загадочных" смертях в милиции, или о фактах давления на подозреваемых. Случай Дмитриенко - не единичный. Правозащитники уверяют - в МВД не брезгуют "выбиванием признаний" из подозреваемых. Правда, когда оказывается, что есть реальный преступник, но он имеет связи, поведение милиционеров меняется. Показателен случай в Донецке, когда человек, представившийся сыном депутата горсовета от Партии регионов, кричал милиционерам: "Я - Владимир Кривко! Отойдите с моей дороги… Я торчу, отдыхаю как я хочу. Я хочу - нюхаю кокаин, хочу колюсь, хочу пью, хочу еду на машине… Есть вопросы?". При этом он не единожды "посылал" милиционеров. Но те не только не решились его задержать, но и молча сносили все оскорбления и даже удары разбушевавшегося бизнесмена. Правда, позже против Кривко все же возбудили дело. Но вряд ли оно закончится чем-либо иным, кроме оправдания, штрафа или "условного" срока.

Что же касается николаевских подозреваемых, то по сообщениям СМИ, в криминальном мире им уже вынесли "приговор". И помещение их в общую камеру в СИЗО будет фактически равносильно смертной казни. Когда в стране отсутствует справедливый суд и органы правопорядка скорее не борются, а конкурируют с преступностью, суд Линча приобретает особую популярность.

Борис Рудь, Подробности

суд Линча, преступность, Николаев, власть, Борис Рудь, МВД, мажоры

Previous post Next post
Up