Вдохновил такой текст тем, что очень хорошо и подробно объяснил-прояснил.
Цитата из книги ЖЗЛ. Будда. 2-е издание. Сенкевич А. Н.
Слово дхарма имеет несколько основных смыслов. Буквально оно означает «носитель» или «то, что служит опорой, основанием своих признаков». Дхарма - элементарное, далее неразложимое психологическое состояние. Дхармы не являются ни объективной, ни субъективной единицей, поскольку объединяют в себе и тот и другой аспекты, будучи мгновенной составляющей потока сознания, воспринимающего мир. Окружающий мир не отрицается, но он не исследуется сам по себе, а только как включенный в процесс бытия личности.
Дхармы, составляющие личность, группируются в пять скандх, или групп:
рупа скандха - форма, телесное, но не сама по себе, а воспринимаемая сознанием;
ведана скандха - чувство приятного, неприятного, нейтрального;
санджня - различение, перцепция, восприятие;
санскара - процессы, связанные с волевыми импульсами, с мотивацией;
виджняна - эмпирическое сознание, формирующееся на основе восприятия внешних объектов.
Личность, состоящая из пяти скандх, не сводима ни к одной из них. Вместе с тем их связанность не есть некая постоянная данность, но континуум, поток сознания, ежемгновенно меняющийся. Буддизм, таким образом, имеет дело не с застывшими сущностями, а с процессами.
Дхармы группируются также по базам и элементам, которые соответствуют шести воспринимающим способностям человека: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу и манасу (ментальным способностям, рассудку). Без манаса невозможно действие органов чувств, поскольку он синтезирует их данные и одновременно составляет некую предрасположенность, установку сознания, определяющую характер восприятия.
Соответственно шести способностям выделяются двенадцать баз: 1), 2) зрение и его объект, видимое, 3),4) слух и его объект, слышимое, 5),6) осязание и осязаемое, 7),8) обоняние и обоняемое, 9),10) вкус и вкушаемое, 11),12) мышление и мыслимое. В результате взаимодействия перечисленных пар возникает шесть форм сознания: зрительное сознание, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и ментальное (мыслительное, рассудочное). Эти шесть форм сознания вместе с двенадцатью базами образуют восемнадцать элементов.
Знание, получаемое в результате действия указанных способностей, всегда субъективно (иллюзорно). Оно зависит не только от функционирования органов чувств, но и от объединяющего их манаса, который имеет внутреннюю диспозицию, готовность воспринимать определенным образом, что влияет на характер синтеза и интерпретации чувствительных данных. Эта априорная установка (осознанная или неосознанная) является либо благой, либо неблагой в том смысле, что она может способствовать духовному освобождению или, наоборот, привязывать индивида к миру иллюзий, к сансаре.
Характер установки определяется наличием или отсутствием психических свойств, называемых «клеша» (неведение и порождаемые им страсть, ненависть, зависть и гордыня). В зависимости от них установка может быть подвержена эмоциональным взрывам или свободна от них. Только при благой установке достигаются концентрация и медитация, успокоение сознания, дающее подлинное знание и понимание.
Набор дхарм у всех личностей одинаков, философские школы насчитывают их семьдесят пять или сто, но их комбинации у индивидов могут быть различны. Для объяснения этого приводятся следующие примеры. При поворачивании калейдоскопа мы видим разные узоры, хотя их составляющие всегда одни и те же. Точно так же разнообразные узоры могут быть вытканы или вышиты нитями одних и тех же цветов. Подобно этому, рисунки, образуемые набором одних и тех же психофизических составляющих, бесконечно варьируются. Их структура - структура сознания личности - определяется внутренним импульсом, мотивом, установкой сознания, то есть кармой в ее психологическом толковании.
В философско-психологическом аспекте карма тождественна понятию «четана», которое трактуется как «мотивация». Карму человек творит не только конкретными делами, но и словом, и мыслью. Поэтому индивиду рекомендуется прежде всего очистить свои мысли, поскольку неблагие помыслы неизбежно выливаются в соответствующие поступки. Определенные психологические структуры, свойственные данному типу личности, вновь и вновь воспроизводят сходные жизненные ситуации. Поэтому, если человек хочет изменить свою жизнь, ему следует преобразовать свое сознание и изменить внутреннюю установку, сделать ее благой, не подверженной эмоциональным взрывам. Говорится, что мир, в котором человек себя вновь и вновь обнаруживает, - это его собственное творение.
Основным источником внутренней мотивации у сансарического существа является неведение (авидья), иллюзия (майя). В этом смысле утверждается, что люди находятся в состоянии сна: они не воспринимают реальность такой, какова она есть, а ограничены собственными представлениями и фантазиями о ней. Происходит это из-за того, что поток сознания (дхарм) искажается эмоциональными эффектами-клешами (на танке - петух, змея и свинья) и зеркало сознания замутнено. Для объяснения этого явления приводится также сравнение с гладью озера: до тех пор, пока на ней волны, она не отражает окружающий мир.
Это волнующееся бытие и определяется как сансара. Известный буддолог Г. Гюнтер описал сансару как реагирование на реальность эмоциональными взрывами, в противоположность спокойному самообладанию нирваны. Понятия ада и рая также трактуются в психологическом аспекте как термины, символически передающие определенные эмоциональные состояния.
Основная иллюзия, основное заблуждение и ложная концепция, из-за которой страдает человек, состоит в представлении, что мир и каждый отдельный индивид имеет некую постоянную сущность, вечную и неизменную. Это представление фиксируется в понятии «я», «эго», что отделяет индивида от бесконечного потока бытия. Поэтому представление о «я» уподобляется темнице, тюрьме, в которой человек добровольно себя заключает. Отказ от этого основного заблуждения достигается осознанием бесконечной взаимосвязи и взаимообусловленности всего в мире.
Учение о дхармах, существующих лишь мгновенно, является основой такого осознания. Все преходяще, все изменчиво. «То, что имеет начало, имеет и конец. То, что составлено из частей, распадается на части. Стремитесь к освобождению с усердием» - вот слова, сказанные Буддой, когда он покидал этот мир. Однако сансарическое существо склонно привязываться к тому, что невечно, испытывать жажду, стремление, цепляние, считать что-либо своей собственностью, страдать при невозможности достичь желаемого или при невозможности удержать достигнутое, одновременно оно испытывает отвращение и злобу по отношению к тому, что неприятно, но тоже невечно.
Неведение, порождающее страсть, ненависть, зависть и гордыню, и карма считаются главными причинами бытия и новых рождений. Процесс становления в сансаре изображен на ободе колеса в виде Двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения (Пратитья самутпада). Здесь объясняется формирование сознания личности и вытекающий из этого характер ее бытия:
1) первое звено этой цепи - авидья - неведение, иллюзия, ложные взгляды, волнение дхарм. Изображается в виде бредущей слепой старухи;
2) второе звено - санскара - кармические формообразующие силы, мотивация, определенная направленность потока дхарм. Изображается в образе гончара;
3) неведение и санскара обычно рассматриваются как составляющие прошлой жизни, определяющие жизнь настоящую. Вместе с тем они являются постоянными источниками творения разнообразных ситуаций и в текущей жизни.
Неведение и санскара формируют тип сознания личности - виджняну, которую можно рассматривать как определенную структурированность потока дхарм. Обычно виджняна изображается как прыгающая обезьяна. На танке она представлена в виде обезьяны, держащей цветок лотоса. Эмпирическое сознание весьма ограниченно, волнуемо аффектами-клешами, крайне неустойчиво, подобно обезьяне, хватается то за один предмет, то за другой, поэтому не дает истинного знания. Однако сознание может быть трансформировано путем замены неблагой установки на благую. Об этом говорит цветок в руке у обезьяны - лотос, произрастающий из грязи илистого дна, но тянущийся к Солнцу, выступает символом стремления к истине и чистоте;
4) сознание проявляет себя разделением мира на мыслимый и материальный, оно называется «нама-рупа» - «имя-форма». Вещественное, воспринимаемое сознанием, рассматривается в единстве. Обычно изображается в виде двух людей, плывущих в лодке. На нашей танке - один человек в лодке;
5) эмпирическое сознание, разделяющее бытие на субъективное и объективное, функционирует как шесть баз - шадаятана, а именно: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, манас. Изображается в виде дома с шестью окнами;
6) благодаря шести органам чувств происходит контакт индивида с внешним миром - спарша (любовная пара);
7) в результате появляется мешающее правильному восприятию чувство приятного, неприятного, нейтрального - ведана (стрела, пронзающая глаз человека);
8) чувство порождает желание, жажду - тришну (человек с кувшином вина);
9) из жажды появляется цепляние, хватание - упадеша (человек, срывающий плод);
10) все эти звенья являются причиной созревания бытия (бхава) и новых рождений (курица, высиживающая яйца; может быть изображена беременная женщина);
Звенья 3-10 рассматриваются как характеристика нынешнего существования. Последующие 11-е и 12-е звенья - это элементы будущего:
11) новое рождение - джати (рожающая женщина);
12) старость и смерть - джара-марана (старик, смотрящий на умершего).
И снова бредущая слепая старуха, горшечник и т. д. Где же выход из этого круговорота рождений и смертей?
Чтобы разрушить Двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения, необходимо «изъять» из нее первые два звена - неведение и кармические силы. Отказ от иллюзий и достижение правильного воззрения создают новую, благую установку сознания, в результате чего человек освобождается от закона причины и следствия, то есть кармы. Достигается победа над клешами. Они трансформируются в пять мудростей.
Ненависть превращается в зерцалоподобную мудрость: сознание начинает отражать реальность такой, какая она есть, не испытывая при этом отвращения. Гордыня вытесняется мудростью равного отношения ко всем: человек перестает оценивать себя выше или ниже других, а воспринимает всех непредвзято. На смену страсти приходит всеразличающая мудрость сострадания: пламя перестает бушевать и дает ровное свечение и мягкое тепло. Зависть трансформируется во всеосуществляющую энергию, а неведение - во всеохватывающую мудрость полного просветления, или пробуждения. На танке победа над клешами представлена в виде пяти черепов в короне чудовища, держащего круг сансары.
За пределами круга бытия можно видеть следующие образы. В верхнем правом углу изображен Будда Касьяпа, в левом верхнем - Шакьямуни, читающий первую проповедь о Четырех Благородных Истинах. Согласно буддийской мифологии, Шакьямуни был четвертым проповедовавшим на Земле буддой. Ему предшествовали Кракучханда, Канакамуни и Касьяпа. Пятым будет Майтрея, а всего на Землю в данную кальпу (мировую эпоху) придут тысяча будд.
Сюжет «Бхава чакра» может включать в себя изображения Будды Шакьямуни в каждом из шести миров сансары. Богам Будда проповедует, играя на лютне. В мире асуров он появляется с мечом, среди людей - с чашей для сбора подаяний. К животным он приходит с книгой. К претам - с сосудом. В ады он спускается, освещая их ярким светом. На рассматриваемой танке эти образы отсутствуют. Изображенные вверху Солнце и Луна выступают как символы противоположных начал, или энергий, заключенных как во Вселенной, так и в каждом человеке. Их соединение происходит в момент достижения просветления.
В нижней части «Колеса бытия» художник изобразил символы мира, покоя и гармонии, не являющиеся обязательной принадлежностью данного сюжета. Слева представлена распространенная в буддийских странах индийская сказка «Четверо дружных». В ней повествуется о том, как слон, обезьяна, заяц и куропатка поспорили, кто из них старше, чтобы оказывать друг другу должное уважение. Куропатка предложила каждому вспомнить, каким он был, когда впервые увидел растущее рядом дерево. Слон и обезьяна сказали, что впервые каждый из них увидел дерево, когда оно было размером с него. Заяц вспомнил, что пил росу, когда на дереве было всего два листика. Куропатка заявила, что когда-то она съела несколько семян, в результате чего из ее помета и произросло это дерево.
Выяснив, кто самый старший, животные установили соответствующий порядок: «самый молодой» слон оказался внизу, на нем обезьяна, на ней заяц, а на зайце - «самая старшая» куропатка. Таким образом, тот, кто сильнее, стал поддерживать более слабых. Поэтому их стали называть «Четверо дружных».
В правом нижнем углу изображены животные-символы: крылатый лев (лев - птица гаруда), макара - водное чудовище с головой крокодила, живущее в морской раковине, и существо с головой выдры и туловищем рыбы. В соединении несоединимого, объединении антагонистов выражена идея преодоления разногласий и противоречий. Фольклорный сюжет и мифологические образы как бы обрамляют основное содержание танки «Колесо сансары», посвященной учению Будды об освобождении, которое может быть достигнуто и при жизни, и в бардо (промежуточное состояние между жизнью законченной и появлением новой.#160;- А. С.).
Танка «Бхава чакра» в зримой форме выражает основные доктринальные положения буддизма. Они могут быть объяснены на популярном уровне и на философском
#дхарма #психология