Dec 12, 2010 00:09
В недельной главе Ваигаш трижды говорится о том, как кто-то плакал на чьей-то шее: Йосеф - на шее Биньямина, Биньямин - Йосефа, Йосеф - Исраэля. Интересно то, что на иврите все эти шеи - во множественном числе. Т.е. Йосеф плакал на шеях Биньямина (цаврей Виньямин), Биньямин - на шеях Йосефа (его шеях - цаварав)(Берешит 45:14), Йосеф - на шеях Исраэля (его шеях - цаварав) (Берешит 46:29). Навскидку вспоминается еще один подобный эпизод - встреча Яакова с Эйсавом, когда Эйсав падает опять-таки на шеи Яакова (его шеи - цаварав). Правда, в этом случае слово "цаварав" пишется без йуд, но огласовка такая же, как при написании с йуд (Берешит 33:4). Комментарии на эту тему мне не попадались.
Понятно, сразу возникает куча вопросов. Первый (и единственный, на который у меня есть ответ) - сколько же у них было шей? На одном из уроков (не помню, на каком именно) услышала, что если в Торе употребляется множественное число, но количество не указано, то имеется ввиду два. Иными словами, у Яакова, Йосефа и Биньямина имеется в наличии по две шеи у каждого. Вопрос второй - по две шеи имеют только Яаков (Исраэль) и сыновья Рахели, или остальные его (Яакова) сыновья тоже? Вопрос третий - две шеи соединяют туловище с одной головой или с двумя? Вопрос четвертый - как пшат понимать? Что у них бээмэт по две шеи было? Нет, не пшат, а драш. Рав Пантелят объяснял, что пшат - это простое понимание, а драш - дословное. Т.е. на уровне пшат можно сказать, что это идеома, так говорят, когда имеют ввиду что-то другое (к примеру, если сказать, что кто-то сидит у кого-то на шее, это вовсе не означает, что первый действительно забрался на шею ко второму и там уселся). А вот драш - буквальное понимание, т.е. по две шеи у них и было.
Единственная мысль, которая приходит мне в голову, это то, что шея обеспечивает связь головы с туловищем и одновременно играет роль фильтра. Есть три уровня в человеке - мысль, слово, действие. Первые два относятся к голове, и только третий - к туловищу. Между ними находится система фильтров - не все, что думается - озвучивается, и не все, что говорится - делается.
Другими словами, две шеи - это два канала связи, в каждом из которых - свой фильтр.
Ваигаш,
Вопросы,
Недельная глава,
Тора