Apr 20, 2010 16:12
Интересно построены утренние благословения. Они явно состоят из нескольких частей. И если какие-то части вызывают определенные ассоциации, а другие непонятно как включить в общую картину. Одним из таких непонятных мне брахот является чисто мужская браха "ше ло асани иша". Возможно, это связано с тем, что я ее не читаю. Что же касается женского варианта прочтения, то мне видится такая картинка.
1. "Леавхин бейн йом у-вейн лайла". Это начало материального мира, который характеризуется разделением присущего духовному миру единства на пары понятий, которые мы воспринимаем как противоположности: день-ночь, верх-низ, добро-зло, белый-черный и т.д. Это то, с чего начинается Тора - отделение дня от ночи. История со съеденым Адамом и Хавой плодом выглядит естественным продолжением этого процесса: до употребления плода они были как бы "над нашим миром", а после - приняли на себя его характеристики, "вошли во внутрь" и стали воспринимать все с точки зрения разделенного, или, скорее, полярного мира.
Корень бэт, хэт, нун имеет еще одно значение - проверять, испытывать, экзаменовать, обследовать (ливхон). Т.е. помимо того, что нам дана возможность отличать день от ночи, эта же возможность является проверкой, испытанием, сможем ли мы помнить все время о том, что за этими внешне столь различными понятиями стоит единство Того, кто все это разнообразие создал. Сможем ли мы это понять. Понимание - сфира Бина.
2. "Ше ло асани гоя". У народов мира нет 613 мицвот и им разрешено куда больше, чем еврееям. То есть у них нет ограничений, которые а-Шем дал народу Израиля. Это - Хесед. Избыточный Хесед ведет к хаосу, и мы благодарим Творца мира за то, что он освободил нас от этого пути, дав 613 мицвот.
3. "Ше ло асани шифха". Раб, напротив, связан большим количеством ограничений из-за того, что не волен распоряжаться собой. Именно из-за этого еврейский раб освобожден от выполнения определенных мицвот. Это - Гвура. Избыточная Гвура ведет к невозможности самореализации, и мы опять благодарим а-Шема за то, что он освободил нас от этого пути, дав 613 мицвот.
4. "Ше асани кирцоно". А вот это уже оптимальное сочетание Хеседа и Гвуры, это Тиферет.
5. "Покеах иврим". Здесь уместно вспомнить о том, что символом Нецах, максимально реализующим это качество, является Моше. И именно он объяснял суть и детали мицвот народу, "раскрывая глаза слепым". Необыкновенная скромность Моше, о которой говорит Тора, это и есть необходимое условие реализации сфиры Нецах. Я - никто, все от а-Шема.
Тора,
Браха