Русинское Самоуправление, следующий шаг Русинское национальное собрание? Пока только обсуждение...

Nov 14, 2013 11:28

Состоялось заседания Президии Сетевого Русинского Движения (СРД), на котором обсудили предложение закарпатских предпринимателей озвученных 2 ноября в Мукачево на своем заседании:обсудили публикацию  на венгерском сайте  проекта  Русинско-венгерского национального собрания; проект открытого обращения к участникам Вильнюсского саммита, членам Еврокомиссии и депутатам Европарламента; рассмотрели вопрос социального капитала в контексте зажиточности; рассмотрели  результаты последних опросов проведенные в социальных сетях. По результатам обсуждения было принято четыре решения:
1.
2. Русинское Движение  поддерживает позицию закарпатских предпринимателей, по развернувшейся дискуссии по публикации на сайте http://www.shp.hu проекта  Русинско-венгерского национального собрания. Кроме того, в интернет СМИ опубликована информация от  депутата Европарламента Бейла Ковач, который имеет свой собственный офис в Берегово, который заявил, что Украина может рассчитывать на поддержку в подписании ассоциации с ЕС только при выполнении определенных условий.
Во-первых, беспрекословного выполнения «Закона об основах языковой политики», во-вторых, немедленного создания Притысянского округа на территории Закарпатской области, с включением туда населенных пунктов, где преобладает венгероязычное населения.
 Судя по тому что это на украинском языке появилось в интернет изданиях украинских националистов, не исключено, что это очередная провокация украинских спецслужб вместе с украинскими националистами. Тем не менее в социальных сетях появилась реакция на публикацию в украинских изданиях.
Подобное требование в своем заявлении озвучило и одна из организаций закарпатских венгров КМКС: "Для сохранения и восстановления венгерской общины Украины необходимо принять ряд важных мер , в том числе создание Притисянского района и венгроязычного образовательного округа , гарантированное обеспечение представительства венгерского национального меньшинства в ВРУ , соблюдение принципа пропорциональности в отношении представителей национальных меньшинств при назначении на должности государственных служащих, реализация положений Закона Украина Об основах государственной языковой политики в полном объеме, расширение прав национальных меньшинств Украины."
С точки зрения результатов Закарпатского областного референдума 1991 года звучит как бы вполне логично. Как и сама попытка начала публичного обсуждения. Но!
Первое, что неприятно даже при чтении, предложение формально одну власть хотят заменить на другую, ничего по сути не меняя. Хотя люди в Закарпатье абсолютно не верят власти. И уже давно власть живет своей жизнью, а простые закарпатцы своей. Так вот предложенная трансформация опять никоим образом не коснется простых закарпатцев, только небольшого количества жителей Закарпатья, не исключено, что нынешние властьпридержащие моментально из свидомых того, в секунду перекрасятся в русинов, или мадяров.
Другое, что бросилось в глаза в опубликованном проекте представительство в Русинско-венгерском национальном собрании не от количества  жителей, а от представителей разного рода профессий образовательных, культурных и т.д. и т.п. и общественных организаций.
Третье, территория за которую закарпатские венгры голосовали в 1991 году на областном референдуме, и которую они обозначают сейчас это не совпадающие, сейчас непонятно на каком основании они пошли на увеличение. Ведь легитимным может быть только то, за что проголосовали на областном референдуме в 1991 году.Поэтому надо искать компромиссную форму, которая бы удовлетворяла кроме закарпатских венгров, и русинов, и румынов. Русины предложили такой формат - национальное самоуправление. Через него на уровне конкретного населенного пункта решать и образовательные проблемы,  и другие злободневные  вопросы национальной общины. Основные моменты Русинского Самоуправления уже обсуждаются более года в социальных сетях.
Четвертое,  не обозначено отношение к нынешней власти (к тому же клану балог, чиновникам силовых структур, судебной системы нынешней украинской власти и т.д.), или например к советской собственности и средствам производства. На самом деле вещи настолько важные, что от озвучки позиции по этим вопросам может зависеть поддержка и легитимность будущего Русинско-венгерского национального собрания
Пятое, почему столица русинская Мукачево, а не Иршава допустим. И добираться проще и удобнее, и подальше от старой балоговской и прочей прогнившей власти.
Это первые вопросы, которые прямо кричат и требуют немедленного ответа. Какова бы ни была сейчас реакция Украины на этот проект, но как только будет подписано Соглашение с ЕС данный проект, судя по всему перейдет в статус рабочего документа и Украина уже мало на что в этом процессе будет влиять. Если не будет подписано, ситуация может пойдет по другому руслу. Но, разница в сценариях не заденет главного - Закарпатский областной референдум от 1 декабря 1991 года будет реализован в любом случае.
Надо отметить что свое видение о закарпатской автономии Русины отстаивают с первого дня после публикации результатов Закарпатского областного референдума  есть и свои варианты сценариев, которые прошли уже публичное обсуждение. Причем русинские сценарии не ущемляют права никаких национальных меньшинств. Но если по Русинскому самоуправлению уже практически готовый проект, то по Русинскому национальному собранию это еще только предстоит сделать. Судя по всему это начало публичной дискуссии, хоть и не широкой, а пока что только между русинами и венграми.

ПРЕЗИДИЯ СЕТЕВОГО РУСИНСКОГО ДВИЖЕНИЯ
http://uzepervi.livejournal.com/232498.html
САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

сельские кустовые управы, венгры, й, власть, Народная программа, община, Обсуждения, Венгрия

Previous post Next post
Up