Ульяна ГортинскаяС целью повысить уровень преподавания математики в государственных школах британцы решили искать вдохновение в опыте Советского Союза, а именно наших спецшколах периода «гонки вооружений». С соответствующей идеей, как пишет The Sunday Times, выступил министр образования страны Майкл Гоув.
Предложенная г-ном Гоувом программа уже получила предварительное одобрение. Эксперимент поставят в лондонском Кингз-колледже в 2014 году. В этой, а впоследствии и других школах, на бесплатной основе будут обучаться математически одарённые дети, которым будет обеспечиваться интенсивный курс преподавания для наилучшей подготовки к поступлению в ведущие университеты страны.
Идея взята из опыта советских школ, открытых в 60-х годах прошлого века для воспитания математической и научной элиты, призванной стимулировать развитие страны. Как и в школах образца СССР (которые, как отдельно отмечает издание, успешно функционируют в России и по сей день) часть предметов будут вести преподаватели вузов или студенты.
В качестве образца для подражания британцами была выбрана знаменитая физико-математическая школа-интернат при Московском государственном университете, основанная Андреем Колмогоровым в 1963 году.
Эдуард Боос, заведующий отделом НИИ ядерной физики, доктор физико-математических наук МГУ прокомментировал для «Однако» инициативу Гоува:
-- У нас была прекрасная система образования. Физико-математическая школа вообще была очень сильной. Я полагаю, многое у нас сохранилось. Если англичане додумались у нас поучиться, то честь им и хвала.
Гинзбург Александр, доктор физико-математических наук, заместитель директора Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН пообщался с корреспондентом «Однако»:
-- Сам я оканчивал школу, страшно сказать, в 1961 году, после чего заканчивал механико-математический факультет МГУ. Могу сказать, что мне на таком факультете легко было учиться после школы. Тогда спецшкол не было, тогда были просто школы - одни похуже, другие получше (мне повезло учиться в очень хорошей школе), но там не было такого спецнаправления - математика, танцы или живопись. Мы, в общем-то, очень хорошо были подготовлены. Были замечательные учителя, и программа была очень хорошая. Мы учились отдельно алгебре, геометрии, тригонометрии - сейчас такие слова через запятую знают не все современные школьники.
Спецшколы математические остались очень хорошие - в Москве, в Питере, в Воронеже была очень мощная математическая школа, в Саратове, в Казани. Есть города, где традиции, по моему мнению, сохраняются, но уже не в обычных общеобразовательных школах, а в спецшколах. Дети военного и послевоенного поколения учились лучше, чем на Западе, это безусловно.
Как заместитель директора Института атмосферы Российской академии наук могу сказать, что к нам приходят ребята из Университета с мехмата, с факультета географии с достаточно хорошей математической подготовкой, которая, конечно, заложена в разных спецшколах. С физтеха ребята очень хорошо подготовлены. Но это те, кто с самого начала выбрали это направление, ещё в школьные годы. Средний уровень серьёзно ниже.
Тот, кто поставит себе целью стать хорошим математиком, слава богу, в современной российской действительности найдёт путь. Могло бы и совсем не быть такой дорожки, а она осталась. А среднее образование, конечно, стало более разнообразным и менее средним.
Николай Константинов, учёный-математик, кандидат физико-математических наук, научный руководитель математического направления школы №149 Московского Института Открытого Образования, один из создателей системы московских матшкол и автор методики преподавания математического анализа:
-- По моим понятиям, что-то новое воспринимается обществом через 20 лет после появления. Здесь уже 50 лет прошло. Англичане вообще не очень торопливые, любят традиции. По-моему, они взяли за образец очень хорошую наработку. Потому что колмогоровский интернат тогда опекался двумя великими учёными - Колмогоровым и физиком Кикоиным, одним из ответственных за создание атомного оружия.
Я думаю, что в Англии этот разговор возник не случайно. В Бирмингемском университете есть несколько профессоров, которые неплохо знают нашу систему образования, наш опыт. Они бывали на наших международных конференциях. Так что министр образования Великобритании такое заявил не без опоры на специалистов, способных рассказать о системе.
Комментарии
Хорошо что хоть в Англии сохранится ( хотя вряд ли современная британская система образования умом не блешет), будем лет через двадцать у себя восстанавливать - будет откуда взять . Зы грустная шутка.
А если серьезно то прямо сейчас идет ускоренный демонтаж системы образования "умных" большинство сильных школ из которых могли бы выйти выдающиеся ученые и инженеры находятся на грани исчезновения.
Отмена статуса лицеев и гимназий, недеференцированное
подушевое финансирование , непродуманное слияние школ
и скоро от таких точек роста нечего не останется. Учить сложно , интересно и много станет невыгодно и опасно.
Кому интересно пройдите по ссылке
http://www.spbvedomosti.ru.htm?id=10293947@SV Gutst это интервью выдаюшегося российского учителя С. Е. Рукшина ( учителя Перельмана) о том как он видит переспективы российского математического образования. Характерно название "Точка
невозврата". И я с ним согласен мы уже совсем рядом с этой точкой. Постараюсь в ближайщее время написать про это статью если время и силы будут. Б.
Ждём.
С уважением Александр.
Лихо ОНИ НАС развели!
А рот не надо разевать.
Вот такие связки и нужно доносить до общественности - то, что у нас презрительно называли совком и спустя полвека является образцом для подражания в просвещённых европейских странах.
Вот в это и нужно тыкать носом ту молодёжь, что в радиоэфирах и блогах распинается про отставание СССР, про жизнь в совке и прочую искренне впитанную пиндосскую пропаганду.
"В любом знании столько истины, сколько в нем математики" И. Кант.
Как же долго и упорно, все-таки, в "цитадели демократии" элита не хотела учить математике талантливый "плебс"! Но конкуренция с Китаем (и Индией) вынуждает :)))
http://www.odnako.org/blogs/show_22267/ САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ