ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь может стать своеобразным полигоном апробирования европейских политических инструментов в условиях действительности постсоветского государства - усиление роли прямой воли/демократии в государственном управлении, федерализация по европейскому принципу, борьба с коррупцией силами народа, развитие кооперативного народного хозяйства, массовое создание новых рабочих мест - большинство из этого присуще европейской политической модели. И в будущем, исходя из результатов, что-то из нашего опыта можно будет заимствовать уже всей Украиной. Ведь очевидно, что нынешнюю политическую систему на Украине трудно назвать оптимальной. Таким образом, не исключено, что ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь может стать авангардом политических реформ не только на Украине но и на всем постсоветском пространстве, своеобразным связующим звеном или, если хотите, буфером между европейской и постсоветской политической традицией.
Причём, что особо важно, эти события сгенерированы не представителями закарпатской «элиты» (теми или другими политическими партиями), а новой генерацией людей - Русинским Движением. В принципе, их уже можно называть «третьей силой» в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь. Она, эта сила, уже обозначена и начинает играть в жизни территории русинов на юг от Карпат существенную роль. Главное, что она вышла за рамки построенной украинскими и закарпатскими «элитами» системы и действует вне её, активистами Русинского Движения являются не представители политических или других элит ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, а люди «из народа». Хотя и из разных социальных групп.
В последнее время, в своей работе Cетевое Русинское Движение следовало примерно следующему алгоритму: работа по пропаганде Русинской Идеи и "
Образа будущего ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь" вместо существующей системы - мотивация исходя из текущего момента и мобилизация под социальную проблематику сторонников через социальные сети - создание сетевой организации в социальных сетях - тактические действия через предстоящие выборы, смена баланса сил и элит в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь - победа.
В рамках этой работы, на уровне идеи были озвучены требования к существующей элите, и была предложена контрсистема вместо существующей.
У Русинской элиты, существуют безусловные и единые базовые ценности и принципы, защищающие ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь и от радикальных политических сценариев, и от постоянных попыток внешнего управления навязываемых кланом Балог территории русинов на юг от Карпат.
Запрос среднего класса
Среди своих задач Русинское Движение наряду с юридическим оформлением Закарпатского областного референдума 1991 года, развитием Народной Программы и Народного Контроля, видит восстановлении системы социальных лифтов, обновление элит или новые возможности для низовых гражданских инициатив, кооперативное народное хозяйство, на период выхода народного хозяйства из кризиса введение региональных денег и т.д. в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь.
Русинское движение считает, что к этому процессу необходимо создать жесткую системы контроля, не только Народного но и государственного. Если построить системы прозрачные, то большинство региональных проектов можно было бы в них интегрировать, включая вопросы расширения политического пространства, обеспечения инвестиционной привлекательности и все, что с этим связано. За счет конкуренции эти вопросы можно решать. Но это предполагает формирование мощных структур, причем на муниципальном уровне. Там должны быть лидеры, способные брать ответственность за эту систему через Народную Программу и Народный контроль.
Было бы недоразумением считать, что Русинское Движение ассоциируется преимущественно с заробитчанами. Это недоразумение, возможно, объясняется тем, что за время, которое прошло с момента создания Сетевого Русинского Движения, в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь произошло много крупных, ярких и достаточно драматических событий. Но если мы вернемся к истокам создания СРД, то мы увидим, что это коалиция наиболее авторитетных и наиболее массовых общественных русинских организаций. В рамках этой коалиции нельзя говорить об однозначном предпочтении в пользу какой-то одной социальной силы. А в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь украинская система не смогла добиться создания нового качества. Раньше люди работали на предприятиях и обычно все агитационные и избирательные мероприятия делалось через собрания рабочих на предприятиях. В наши дни "новшество" от клана балог прямой подкуп избирателей деньгами - запущена контрмера - усилен контроль со стороны конкурентов. Все современные методы работы с аудиторией уперлись в тупик. Так как стараются достичь цели грубо говоря механическим путем. Из той же серии объявленная украинской оппозицией о новом формате - открытых площадках. Но достичь цели в наше время, как показывает практика можно только с помощью электроники и социальных сетей
В СРД также входят социально-профессиональные организации, которые во главу угла ставят создание благоприятных возможностей для профессиональной деятельности своих участников. Именно через эти и подобные им организации и возникает возможность выстраивания содержательных, рабочих и долговременных отношений со средним классом в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, по крайне мере, с той частью, которая ориентирована на профессиональную деятельность.
Сейчас много разговоров про так называемое закручивание гаек. В принципе, многое действительно стоило бы закрутить. Прежде всего это касается наведения порядка в самой украинской власти. И массовое увольнение чиновников в Закарпатской ОДА - в принципе это все касается начала (пока только начала) наведения порядка во власти, новых правил игры. Все это - попытка поиска основ для нового внутриэлитного договора, основа которого - в самоограничении элит и национализации сознания и поведения представителей правящего класса. Весной 2011 года закарпатцы уже вышли с Общественным Соглашением между закарпатцами и представителями украинской власти в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь. Это был первый опыт подобного рода. Успешный или нет увидим после осенних выборов.
За последние несколько лет правила игры для элит действительно сильно изменились. Население играет по одним правилам, а элиты - по другим. Попытки ликвидации семейственности, коррупционных моделей, внешних счетов - это попытка создать единые правила игры для элиты и закарпатцев. Разрозненные действия складываются в модель борьбы с коррупцией. У населения основной запрос - чтобы существовали правила, и чтобы они не менялись в зависимости от наличия человека у власти. Запрос на единые правила, чтобы борьба с коррупцией проходила в реальном режиме, чтобы она не носила точечный характер.
Наведение порядка в украинской власти - это ключ к созданию эффективного современного государства. Запрос на эффективное государство - это главный, очень глубокий, долговременный общественный запрос. Он лежит в основе современного общественного договора между политическим руководством и обществом. Он естественным образом продолжает тот запрос, на основании которого был заключен первый общественный договор в 1991 году между президентом Кравчуком и закарпатскими избирателями. Это был договор о создании украинского государства... Без наведения порядка во власти власть никогда не сможет стать эффективной и не сможет приобрести необходимый уровень доверия закарпатцев.
Есть ли в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь субъект стратегического действия кроме Русинов?
Впрочем, у территории русинов на юг от Карпат есть собственное измерение исчерпанности эпохи, начиная с юридически неоформленного Закарпатского областного референдума 1991 года, лишь опосредованно связанное с мировым и коренящееся в глубинной логике русинского прошлого, в его «исторических часах», пробивающих 24-й час эпохи тогда, когда проедается её вещественное наследие, историческая субстанция. По сути уже сегодня почти проедено чехословацкое и советское наследие, прежде всего материально-техническое, инфраструктурное; процессы социальной дезорганизации господствуют над таковыми социальной организации; криминализация становится формой социальной организации жизни низов, коррупция - верхов, между верхами и низами мощный средний слой - закарпатские заробитчане.
Перестроечная пятилетка и послеперестроечное двадцатилетие подвели ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь к черте, за которой лишь две альтернативы: либо юридическое оформление Закарпатского областного референдума 1991 года, декриминализация общества (она же - денеолиберализация во всех смыслах), изменение положения в мировом разделении труда в качестве придатка Запада по дешёвой хоть и квалифицированной рабочей силе, либо оформление колониально-оккупационного криминально-полицейского строя и окончательное сползание в «четвёртый мир».
Нормализация территории русинов на юг от Карпат, превращение ее в новую историческую ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь требует изменения её положения не только в украинской системе, но и как минимум в центральноевропейской и евразийской. Попытка сделать это затрагивает интересы огромного геоисторического кластера - глобальной и её местной агентуры, Матрицы и её местных «агентов смитов». Можно ли теоретически победить такого монстра, Горыныча о трёх головах (военно-промышленно-интеллектуальный комплекс)? Победить в мире, в котором ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь сейчас далека от субъектности, а в самой ней хватает нечисти, играющей за антизакарпатских (клан Балог), антирусинских Хозяев Игры, вынесенных далеко за пределы территории русинов на юг от Карпат - не достать - и владеющих финансовыми, информационными и материальными «гиперболоидами» и прочими «кольцами всевластия». Это - с одной стороны. С другой - территория русинов на юг от Карпат в нынешнем её состоянии, представляющая не столько систему, сколько объединение, если пользоваться кибернетическими терминами.
Так можно ли справиться с таким гигантом, порвать его сеть или встроить в неё разрушительный для неё вирус? Можно. Кто это может сделать? Гигант сопоставимых размеров? Нет. История эволюции даёт отрицательный ответ на этот вопрос.
В Большой Эволюционной Игре, как правило, побеждают «малыши», за которыми преимущество в интеллекте (информация) и организации (энергия). Динозавров «сделали» мелкие млекопитающие, чьё преимущество заключалось в обладании лимбическим мозгом, тёплой кровью и коротким сном - мощнейшим информационно-энергетическим оружием. Homo sapiens переиграл Parantrop robustus («синеволосые люди» Рони-старшего) за счёт социальной организации (т.е. «коллективного интеллекта»). Мелкие христианские общины подточили Римскую империю, а затем протестанты сыграли в аналогичную «игру» с гигантской католической машиной. Разумеется, «малыши» побеждают, как правило, в условиях кризиса - и чем он крупнее и тотальнее, тем больше шансов у «давидов» против «голиафов». Тем более что поскольку кризисные ситуации суть системные переходы, точки бифуркации, в них важна не сила (воздействие), мощь и масса, а направление, для движения в котором достаточно небольшого, но выверенного толчка, осуществляемого невеликим по мощи, но обладающим интеллектуальным и целевым преимуществом субъектом, знающим, куда двигаться. В точке бифуркации, когда «и даже тоненькую нить не в состояньи разрубить стальной клинок», небольшая группа людей, точно знающая адрес «кощеевой смерти» и безошибочно определяющая направление толчка-удара, уравнивается с гигантской машиной. Здесь не нужен рычаг - достаточно изменить направление удара, причём нередко - чужого: «Ступай, отравленная сталь, по назначенью» (Шекспир).
В сухом остатке: побеждают не числом и массой, а уменьем и информационно-энергетическим потенциалом, используя состояние точки бифуркации и силу противника против него же («принцип дзюдо») и «съедая» его пространство с его же помощью («принцип го»). Впрочем, это уже конкретика и практика. Именно таким уменьем должен обладать субъект стратегического действия (CCД), т.е. в нашем случае такой субъект, который способен ставить и решать задачи системного и исторического масштаба в интересах русинского народа и других коренных народов ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, опираясь на традиционные ценности нашей цивилизации, придавая им динамичный, наступательный характер и используя для этой цели и в своих интересах информационно-энергетический (организационный) потенциал, накопленный другими ССД, включая враждебные территории русинов на юг от Карпат и русинам, в ходе истории.
Цель (смысл, императив) любого социального организма - развитие в соответствии со своей природой, своими ценностями на основе собственного целеполагания. Речь идёт об увеличении информационно-энергетического потенциала организма и роста его независимости от внешней среды. Перенося эти параметры на нынешнюю ситуацию в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, можно сказать, что целью ССД является сохранение территории русинов на юг от Карпат и русинства как единства населения (с его ценностями, исторической традицией/памятью, культурой, оргтипами) и его территории; сильная, мощная, процветающая ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, державо-(системо-)образующим элементом которой выступает русинская нация, живущая осмысленно, в соответствии со своими ценностями (главная из которых - социальная справедливость), в достатке и безопасности. Только наличие русинского национального стержня гарантирует нормальную национальную жизнь другим коренным народам ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь; без этого стержня они становятся лёгкой добычей внешнего хищника - впрочем, как и русины без сильной сетевой организации мирового масштаба и качества.
С учётом всего этого ССД должен строить новую историческую территорию русинов на юг от Карпат, границы которого могут существенно отличаться довоенной Подкарпатской Руси. Кроме того, у новой исторической территории русинов на юг от Карпат должно быть не только физическое измерение, но и метафизическое - виртуальное. Речь идёт о сетевом русинском мире как реализации русинского проекта глобализации - единство материального и виртуального. Сетевые формы, великолепно дополняя территориальные, способны развиваться и сами по себе (см. две «академии» из знаменитого пятикнижия А. Азимова). Как знать, возможно диалектическое единство сетевого глобального русинского мира и новой исторической территории русинов на юг от Карпат как макрорегиональной территории начнёт строиться в виртуальной сфере, прорастая из неё как из будущего в материальное настоящее.
Новый тип гражданственности - е-гражданин и е-элита
Сегодня то, в какой ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь мы будем жить, зависит в первую очередь от нас самих, от наших действий. Глобализация, как новый доминирующий феномен в новом столетии, вынуждает любое макро- и микросообщество готовится к неожиданным новым структурным глобальным потрясениям и изменениям (начиная с валютного кризиса и заканчивая кризисом, связанным с глобальным потеплением).
Изменения присутствовали и раньше, но имели. как правило, локальную и неструктурную, то есть линейную природу. В связи с этим их было несложно предвидеть и парировать. Новая эпоха породила качественно иную природу изменений - нелинейную, с чем наука, исключая отдельные случаи, оказалась малознакомой. Причем нелинейность распространяется на явления связанные не только общественной жизни, но и на природный мир (ученые давно обратили внимание на то, что стихийные бедствия структурно изменились, поэтому их последствия становятся все более масштабными). Новые знания в виде новых теорий стремительно усложняются и уже поэтому сами по себе являются носителями нелинейных процессов. В новом, все более нелинейном, мире часто вновь приходится возвращаться к неэффективному методу «проб и ошибок», хотя и основанному на новейших методах, таких, например, как «вычислительный эксперимент», дополненный различными методами моделирования и виртуальной реальности.
Наш современный политикум избегает решения тех проблем, которые требуют подключения огромного количества людей, способных стать национальным «всеобщим» интеллектом. Пытаясь ограничить себя сиюминутными проблемами среднего большинства, следует опросам сиюминутного общественного мнения, вместо того, чтобы заниматься разработкой стратегии развития и определением того, что в свое время принято было называть «светлым будущим».
В новой реальности видимо наступает время, когда политики, может быть на время, а может и навсегда, должны уступить власть ученым, чтобы избежать запоздалых и некомпетентных решений. Новая ответственность может потребовать от ученых выработать новый формат общения, научиться говорить на одном языке - языке синергии, одновременно поступаясь так называемыми «цеховыми» интересами. Это и будет ничем иным, как элементом формирования общества знаний (знаний изначально неструктурированных, но затем формализованных). Что касается политиков, на наш взгляд им предстоит выполнять двоякую роль: роль экспертного оппонирования ученым и роль института легитимизации принятых аналитическим сообществом решений.
Все эти процессы должны происходить в режиме реального времени, т. е. в сформированном коллективными усилиями гражданском е - обществе. Обществе, где меньшинство - это новая элита - ученые и компетентные политики (аналитики), а большинство - е - граждане. В государстве нового типа - государстве электронной демократии - политика из площадки для выяснения настроений в обществе должна преобразоваться в площадку для коллективного «интеллектуального штурма» своего «светлого будущего», из арены политической борьбы и политического противостояния - в знаниеориентированное конструирование стратегического развития, адекватного всевозможным глобальным вызовам. Таким образом, назрела необходимость сформировать новый политический ландшафт, где е - сообществом будут определены параметры того государства, того обустройства, той политической конструкции, в которой мы все хотели бы жить.
Компьютер и последовавший за ним Интернет в корне изменили глобальные и частные критерии человеческой жизни. Все мы становимся сейчас свидетелями сверхускорения процессов глобальных изменений. В свое время непринятие и непонимание этого уже привело к краху советский коммунизм. Современный западный капитализм также далек от осознания этих реалий, по-прежнему пытаясь управлять миром усилиями финансовой олигархии - власти жадности и ненасытности (достаточно вспомнить, что в оффшорах упрятаны средства, сопоставимые с бюджетами США и Японии вместе взятых). Но долго так продолжаться не может, поскольку, вместе с масштабным развитием интернета, человечество неизбежно перейдет на национальные е - валюты, что сделает невозможным сокрытие финансовых накоплений и коррупционных «откатов» в оффшорах.
Новый век породил соответственно новые угрозы и вызовы . Это депопуляция; энерго-экологический кризис; углубление технологического и экономического разрыва между цивилизациями и странами; моральная и культурная деградация; угрозы цивилизационному разнообразию и столкновения цивилизаций. Ответы на эти глобальные вызовы и должна дать новая е - элита. Если ранее кризис был спонтанным и непродолжительным явлением, то теперь кризис перерастает в мегакризис. Новой е - элите нужно научиться управлять событиями (опережать их) - иначе события будут управлять нами.
Поэтому перед национальной е - элитой стоит непростая, но исторически важная задача - найти новую парадигму развития (не социалистическую в прежнем понимании и не капиталистическую, которая способна обеспечить комфортную жизнь, но, как выяснилось, не для всех). В новой парадигме, вслед за имманентным украинской нации возвратом экологических ценностей, должна наступить эпоха воскрешения культурных ценностей, а вместе с ними и государства, и государственности. Где место естественных (натуральных и стоимостных) измерителей объема вовлеченных в производство факторов производства будут занимать качественные характеристики неденежного содержания. На первый план будет выдвигаться «качество» человека, прежде всего его познавательная способность, и «качество» общества, степень удовлетворения духовных потребностей человека и установление такого сожительства природы и человека, которое было бы на пользу и тому, и другому.
Сейчас в мире распространяется, порой сознательно, огромное количество самых противоречивых сведений, в результате чего люди пребывают в постоянном недоумении. Отчасти это связано с тем, что одну и ту же информацию население понимает по-разному, поскольку обладает различными уровнями образования. Поэтому одна из задач новой е - элиты помочь е - гражданам привести с помощью аналитики противоречивые сведения, как принято говорить, к «общему знаменателю». Научить е - граждан защищаться от негативных последствий, имевших место в старой структуре взаимоотношений, попытаться найти алгоритмы перехода к новой структуре солидарностного «кооперативного» взаимодействия, и тогда новые процессы станут неиссякаемыми источниками будущего развития.
Е - элите для обеспечения достойной жизни и умеренного (разумного) благосостояния своих е - граждан необходимо кардинально перестроить властные структуры во всех областях деятельности (технической, экономической, политической, военной), сформировать новую парадигму международных отношений, институциональной деятельности, пострыночной системы, отвечающей задачам сверхбыстрого протекания процессов в реальном масштабе времени. Необходимо обучить е - население адекватному поведению в условиях новых ситуаций, предвидению будущего, оценке последствий принимаемых решений, проактивному участию в формировании будущего, научить е - граждан умению интегрировать всех людей в единое сообщество в условиях глобального сотрудничества и соперничества, основанного на гуманистических ценностях, умению перейти от микропроектов к интегрированным мегапрограммам развития, разработанным с учетом глобальной перспективы.
Новой е - элите необходимо создать новую концепцию экономики, представляющую собой синтез экономики и экологии, пересмотреть понятия «богатство» и «благосостояние», задуматься о новой концепции потребления. Т.е. найти новую стратегию накопления богатства в широком толковании этого слова и достижения благосостояния, опираясь на эколого-экономические, гуманитарные и духовные ценности. Заменить устаревшую, медлительную и непродуктивную систему образования (отвечавшую потребностям промышленности 40-х годов) на знаниеориентированную систему. Современная отечественная управляющая элита, воспитанная на советских традициях сугубо отраслевого управления, неспособна принимать консолидированные решения, в том числе и в силу разобщенности используемых СУБД, нестыкуемости програмных платформ и телекоммуникационных архитектур. Подобные изъяны особенно ощутимы при оперативном анализе и принятии решений в кризисных ситуациях, когда необходимо принимать решения на основе неструктурированной и неоднородной информации.
Рекомендуемые западными «оракулами» разноплановые, к тому же «одноразовые» (не учитывающие возможную смену номенклатуры товаров и услуг) ЕРПИ-системы (в советской терминологии АСУ) только увеличивают энтропию при решении национальных проблем. Нам кажется, что наступил тот момент, когда нужно сделать существующую систему управления национальным хозяйством «единоразнообразной», которая будет построена на «открытых стандартах» (и потому совместима с подсистемами любого уровня), с новыми критериями успешного развития без опоры на пресловутые показатели ВВП на душу населения - рудимента индустриальной эпохи, приводящего к пародоксальным результатам. Чем сильнее мы изнашиваем национальную инфраструктуру - тем мы успешнее, забывая о том, что при этом главная единица успешности развития - рост национального состояния - катастрофически уменьшается приводя страну на грань банкротства. Это станет особенно ясно, когда окончательно будет «изношен» потенциал, который мы унаследовали от наших родителей. Не создавая ничего нового, что было бы адекватно вызовам глобальной эпохи, мы рискуем превратится в державы даже не второго, и не третьего, а уже четвертого сорта. Необходимо сформулировать новые парадигмы развития, отвечающие новому духу времени, новые индикаторы развития и представления информации в виде, пригодном для знаниеоринтированных систем принятия решений, что позволит качественно улучшить не только наши представления о предметной области, но и успешно переориентировать систему образования, начиная со школьных учебников, на стандарты опережающего развития.
Новая е - элита получает важное преимущество: начать свое развитие, как принято говорить, с «чистого листа» и, не будучи отягощенной старыми моделями развития, она сможет широко использовать смелые инновации. Например, распределенные электроэнергетические системы на основе не централизованных, а приближенных к местным ресурсам, пионерные системы очистки воды и т.д.. Интернет нового поколения переориентировать в первую очередь на непрерывное образование населения, как основного рудимента развития. Архиважно в эпоху формирования новой глобальной парадигмы, получившей название - «общество знаний», не только предоставлять услуги высшего и последующего за ним образования по заявительному принципу, но и гарантировать его общедоступность.
Есть один нюанс - не е-граждане вкупе с е-элитой будут создавать инфраструктуру для коллективного разума е-социума. Они вырастут из этой инфраструктуры, как нетократы выросли из развития коммуникационных технологий. Структуру е-социума нужно создавать уже сейчас, приспосабливая под решение прикладных задач и втягивая в неё реальных людей, со всеми их недостатками. По сути этот процесс уже вовсю идёт, но не в сфере управления страной. Если мы перенесем его в сферу государственного строительства, можем получить целый ряд преимуществ перед традиционными регионами. Например в социальной сети "Одноклассники" в группе Республика Подкарпатская Русь 37 тысяч участников. В дальнейшем необходимо создавать приложения для этой группы, а не локальных социальных сетей. Ведь это возможность получить доступ к большому количеству пользователей сразу.
http://uzepervi.livejournal.com/202173.html САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ