Заметки на полях

Nov 30, 2011 10:45

Alaxander Rusin

Хорошо известно, что с 26 ноября 1944 г. по 30 января 1946 г. на территории Подкарпатской Руси существовало «вроде государство»- Закарпатская Украина.

Народная Раза Закарпатской Украины (представительский орган) одним из первых издает Декрет об ликвидации имущественных прав Чехословацкой и Венгерской республик на территории «украинского Закарпатья». Леса, ж.д. дороги, заводы, фабрики, административные здания…национализировались.

По указанному Декрету построенный на членские взносы и пожертвования Народный Русинский Дом в Ужгороде переходит «в собственность трудящихся». Но самая большая трагедия для русинской народной культуры заключалась в том факте, что вместе с Русинским Народным Домом «в собственность трудящихся» перешли и все хранившие там сокровища русинской культуры- библиотека культурно-просветительского общества им. А.Духновича.

5-го ноября 1918 г., уже после распада Австро-Венгерской монархии, единственная на то время в Ужгороде культурно-просветительская организация «Унио», с целью обеспечения прав русинского народа , издала «Воззвание» об учреждении Русской (русинской) Народной Рады и пригласила всех представителей русинского народа на общее собрание в г. Ужгороде. На состоявшимся собрании было принято решение об учреждении культурно-просветительского общества имени Александра Духновича, которое должно было следовать заветам будителей русинского народа : Духновича, Добрянского, Павловича, Раковского и Фенцика , работать на ниве народной культуры и, которое продолжило бы деятельность первого русинского культурного общества «Св.Василия», прекратившего (по давлением венгерсих властей) свою деятельность еще в 1902 году.

Наши предки прекрасно отдавали себе отчет, что национальное возрождение русинского народа возможно единственно на основе общности литературного языка.

Ситуацию того времени в области литературного языка изложил в статье газеты «Карпатъ» №1 за 1919 г. Эмилиан Бокшай под заглавием» Наша будущая культура», в которой он писал: Малые народы вынуждены считаться с тем фактом,чтобы владеть кроме своего родного языка еще минимально одним из других, развитых литературных языков…Для нас, русинов, этот язык не может быть иной, как великий русский язык. Это язык подаривший миру Пушкина, Достоевского, Тургенева, Толстого, это язык великой нации, призванной к владению миром. Знанием русского языка мы приобретаем сокровища, которые и оценить трудно (с)

В таком же духе за подписью д-ра Скрипского. Д-ра Бонкало, Ал. Билака в адрес министерства Русской Крайны в Будапеште была отправлена соответствующая телеграмма.

Однако, на этот раз (в ноябре 1918 г.)предложение об учреждении культурно-просветительского общества им. А.Духновича так и не осуществилось. И лишь только после объединения трех русских (русинских) НародныхРад 8 мая 1919 г. , где было принято соответствующее решение о вхождении Подкарпатской Русив состав создаваемой Чехословакии, наши предки вновь вернулись к идее создания своего культурно-просветительского общества

Общество им. А.Духновича было учреждено на учредительном собрании в Ужгороде в 1923 г, где первым его председателем бл избран Евмений Иванович Сабов, автор знаменитой «Хрестоматии», которая положила основу познания национального культурного литературного богатства русинского народа.

Вскоре деятельность общества была росширена практически на все села Подкарпатской Руси. Там было открыто 315 «читален» со своими библиотеками среди них было построено 16 «Русинских Народных Домов» общей стоимостью более 40 000 крон (в те времена покупательная способность кроны соответствовала покупательной способности сегодняшнего евро).

Общество в Ужгороде располагало библитекой с фондом более 4.500 книг. И самое главное, здесь хранился семейный архив председателя общества Иосифа Каминского. Он содержал ценнейшие рукописи , которые в свое время собрал Иван (Иоанн) Чургович (первая половина 19-го века), 1.300 книг и рукописей на 7-ми языках , прежде всего по вопросам церковно-богослужебных, вопросам истории края, права и т.д. Многие книги архива на обложках содержали даты 18 столетия и более ранних

Кроме того, И.Каминский из своего личного архива передал в библиотеку культурно-просветительского общества им. А Духновича архив общества «св. Василия» предшественника общества им. А Духновичаю Библиотеке общества на то время могли завидовать лучшие библиотеки Европы.

Культурные ценности народа, случается, теряются вследствие стихийных бедствий, наводнений, пожаров и др. катаклизмов. Так, например, одна из ценнейших рукописей 13 века, написанная рукой русина-«Минея» сгорела в помещении школы Нижний Синевир во время отступлеия австро-венгерских войск весной 1915 г

. во время боев за Маковку, когда было сожжено восемь русинских сел. Но является преступлением против человечности, когда культурные ценности народа уничтожаются планомерно, преднамеренно- режимом, поставившим своей целью уничтожить народ в угоду политическим интересам. Вместе с национализацией Русинского Народного Дома в Ужгороде растворилась уникальная библиотека общества им. А.Духновича. Реализовуя план пришлых украинизаторов, когда русинскийо народ должен был стать «галузкою» украинского дерева украинизаторы прежде всего повели борьбу с культурным наследием аборигенов. Книги горели в кострах, разворовывались, для промышленной расправой с бумажными носителями в г.Рахово было в авральном порядке построенная (вывезенная из Германии в счет репараций) картонная фабрика. Последствия такого подхода для реализации «украинской свидомисти» тубильцев трудно себе представить. К счастью архивы в странах соседних сохранились и сегодня мы по крупицам пытаемся воссоздать навсегда потерянное в огне и под ножами картонных фабрик.

Сегодня с помпой режим рапортует об находках сокровищ прошлого. В частности Няговского (Королевского) Евангелия.Но "патриоты" забывают добавить, что рукопись чудом сохранилась не благодаря, а вопреки планов системы. Рукопись хранилась на руках преданных нороду патриотов, людей глубоко верующих, исповедующих религию предков.

Когда пытаются уничтожить народ, его язык, традиции, культуру, приобретенные многими поколениями знания и опыт зачастую увековеченный только (исключительно) на языке конкретного народа, другими словами как преступление против человечности не назовешь.

Идут политические игры- признать Украине русинов как отдельный четвертый восточнославянский народ или еще повременить маненько, согласиться ли с языком русинов как языком региональным или продолжать настаивать на «диалекте мови», могут для правящего режима закончиться с весьма плачевными для него результатами…
http://www.facebook.com/

Подкарпатская Русь, русины

Previous post Next post
Up