Alaxander Rusin
Сегодня исполняется 67 лет со дня инспирированного политуправлением 4-го Украинского фронта Первого (и последнего) съезда делегатов народных комитетов Закарпатской Украины в Мукачево, принявший Манифест о выходе Подкарпатской Руси из состава ЧСР и «воссоединении» (того, что никогда в истории единым не было) Закарпатской Украины с Советской Украиной.
Международное право регламентирует порядок изъявления народом своей воли в отношении государственной принадлежности. Волеизъявление проводится в форме плебисцита при соблюдении всех надлежащих условий его проведения, в частности в отсутствие на данной территории во время проведения плебисцита оккупационных войск.
Ссылка в Договоре 1945 года (О Закар-ой Украине) на свободное волеизъявление населения Подкарпатской Руси по вопросу о „выходе из состава ЧСР и включении её в состав СССР”, содержащаяся в «Манифесте первого съезда народных комитетов», принятом в г.Мукачево 26 декабря 1944 г., в принципе не может выражать волю народа ни по форме, ни по содержанию. Мало того, что процедура волеизъявления народа состоялась во время войны, на оккупированной территории, но ещё и в «военно-полевых условиях». Город Мукачево находился тогда в зоне боевых операций 4-го Украинского фронта, командование которого взяло на себя всю полноту управления и функции верховной власти. При этом действие гражданских прав было приостановлено.
(8 мая в Лондоне подписано советско-чехословацкое Соглашение об отношениях между Советским Главнокомандующим и Чехословацкой администрацией после вступления советских войск на территорию Чехословакии Соглашение предусматривало, что власть Главнокомандующего советских войск во всех делах, относящихся к ведению войны, будет распространяться только на зону военных действий и только на время, необходимое для их осуществления. В соглашении указывалось, что, как только какая-либо часть освобожденной территории перестанет быть зоной непосредственных военных действий, чехословацкое правительство полностью возьмет в свои руки управление и будет оказывать советскому командованию всестороннее содействие и помощь через свои гражданские и военные органы)
Подкарпатская Русь (по терминологии политического руководства СССР- Закарпатская Украина) стала одним из последних приобретений СССР, войдя в его состав 30 января 1946 г (со дня вступления в силу договора « О Закарпатской Украине от 29 июня 1945 г.). Следовательно, с 26 ноября 1944 (дня нелегитимного решения о выходе из состава ЧСР) до 30 января 1946 г. Подкарпатская Русь формально входила в состав Чехословакии , была de facto независимым квазигосударством, со своими своеобразными вооруженными силами («народной милициеи») своей системой управления, законодательным органом (Народной Радой») и другими атрибутами государства.
22 января 1946-го года Указом Президиума ВС СССР была образована Закарпатская область УССР, а 25 января Указом Президиума ВС СССР на территории Закарпатской области вводилось законодательство Украинской ССР (с её Конституцией и Земельным кодексом)
Возникает правовый казус, каким образом акт национального законодательства («Указ»), до вступления в правовую силу международного договора, может включать субъект международного права (Подкарпатскую Русь) в свое правовое поле?
Иерархия правовых актов в международном праве не позволяет правовыми актами национального законодательства изменять положение международного договора (норма договора всегда обладает большей силой, чем норма национального правового акта).
Кроме того, поскольку субъектом договора « О Закарпатской Украине» выступил СССР, а не УССР , которая на то время имела полномочия подписывать международные договора (п.5 ст.72 Конституции УССР), а Президиум ВС УССР (п.13 ст.108) их ратифицировать) , то «Указ президиума ВС СССР» не является тем правовым документом, который мог бы передать часть своей территории (а тем более «субъект международного права» Закарпатскую Украину ) другому субъекту международного права- УССР. Для такой передачи существет в международном праве единственный публично-правовый акт- международный договор.
В связи с такой неряшливостью в области международного права (во времена, когда была «Красная Армия всех сильней. От тайги до британских морей») возникло ряд коллизий и казусов
Формально личная собственность на землю в СССР (по Конституции СССР) отсутствовала, а почти пол месяца с 29 ноября 1945 г. по15 января 1946 г. в отдельно взятой административно-территориальной единице СССР- Закарпатской Украине она не только существовала, но и официально была введена административным органом
Одним из первым актов, принятых Народной Радой (высшим представительским органом) Закарпатской Украины, стал декрет №7 от 29 ноября 1944-го года (О наделении землей безземельных крестьян, рабочих и служащих Закарпатской Украины), согласно которому происходила конфискация земель "немецких и венгерских помещиков, а также врагов народа, сбежавших с венгерско-немецкими захватчиками", причем конфискованная земля бесплатно распределялась местными народными комитетами между безземельными крестьянами, рабочими и служащимина праве личной собственности (не более 0,1 га "в одни руки").
Уже 28 февраля 1945-го года Народная Рада издала постановление (О порядке распределения земель на основе декрета от 29 ноября 1944 года), согласно которому устанавливалось, что земля раздается в личную собственность безземельным и малоземельным крестьянам, рабочим и служащим (в первую очередь - семьям добровольцев Красной Армии и партизан), им же раздаются сады площадью до 1 хольда (неясно, обычного хольда или кадстрового, в любом случае - 1 хольд равен 0,432 га, 1 кадастровый хольд равен 0,57 га) и виноградники площадью до 10 хольдов. Каждый собственник получал документ, удостоверяющий его права - грамоту, выданную Народной Радой. При этом земля в личной собственности была частично выведена из гражданского оборота - её нельзя было продавать или сдавать в аренду.
Дополнительным декретом от 19 марта 1945-го года Народная Рада ограничила максимальный размер земли в собственности - не более 40 хольдов для низинных округов, не более 50 хольдов для горных округов.
С такими правилами Закарпатская Украина 27 ноября 1945-го года вошла в состав СССР (Договор «ОЗакарпатской Украине» ратифицирован президиумом ВС СССР) . Уже 15 декабря 1945-го года Народная Рада Закарпатской Украины издала декрет, согласно которому все земли на территории Закарпатской Украины объявлялись государственной собственностью.
Еще один правовой казус относится к вопросу гражданства.
Имярек родился на территории ЧСР от родителей находящихся в гражданстве ЧСР. В соответствие с Законом № 236/1920 Сб. и положениям международного права он приобрел автоматически, фактом своего рождения, гражданство ЧСР.
Лишить его гражданства, можно только в случае предусмотренных на то Законом основаниях. Согласно Закона лишение гражданства ЧСР могло иметь место исключительно только вследствие добровольного свободного решения каждого гражданина. Ни о каком "коллективном" лишении гражданства в Законе нет и речи.
Кроме того, на момент передачи Подкарпатской Руси СССР ни один имевший силу в то время законодательный акт ЧСР, СССР или УССР не предусматривал изменение гражданства жителей Подкарпатской Руси.
Помимо этого, граждане ЧСР, на территории Подкарпатской Руси, становясь жителями УССР не выражали волеизъявления ни об отказе от гражданства ЧСР, ни о желании приобрести гражданство УССР.
Теоретически государство может распорядится своей территорией в установленном законом порядке, принимать решение о передаче своей территории иному государству, но государство не в праве отказываться от своих граждан и передавать их кому бы то ни было без их на то согласия.
Поскольку в Протоколе к "Договору..." право на оптацию было предоставлено только "лицам словацкой и чешской национальности", проживающим в то время на территории Закарпатской Украины (так в тексте), то русины, немцы, венгры, евреи и лица других национальностей такого права были лишены. Ограничение в праве на оптацию по национальному признаку в соответствие с нормами международного права в принципе недопустимы.
Рассуждая строго юридически, при переходе территории Подкарпатской Руси от ЧСР к СССР у каждого жителя автоматичяески возникало право на выбор одной из трех моделей своего поведения в вопросе гражданства:
1) безусловное право на получение гражданства нового образовавшегося государства;
2) право сохранения за собой гражданства страны-правоприемника прежнего государства и выезд на территорию своего государства;
3) возможность сохранить за собой гражданство прежней страны, но остаться проживать вне ее территории и получить в новом государстве вид на жительство.
Таким образом, имеют место достаточные юридические основания полагать, что жители Подкарпатской Руси, нынешней Закарпатской области Украины до настоящего времени по праву сохраняют за собой гражданство ЧСР и ее правоприемницы Чешской Республики. Их формальная принадлежность к корпусу граждан Украины может, в лучшем случае, рассматриваться как приобретенное или второе гражданство ...
http://www.facebook.com/