Прибалтийские республики и Закарпатье уже тогда отличались своей «неуживчивостью» в системе советского тоталитаризма. Потому что здесь еще помнили частные конторы, вывески частных лавок, частную инициативу, выборность судей. В общем, все то, что делало нас частью Европы. Для Закарпатья - это значит частью Австро-Венгрии и Чехословацкой республики. Но никак не Советского Союза. С точки зрения исторической правды, и вообще, де-юре никакого правового отношения Закарпатье к СССР не имело, потому что тот «сбор народных комиссаров», который в 1940 году провели в Мукачево - это был сбор стукачей НКВД, которых «назначили» быть представителями от народа. Никаких референдумов не было, как и желания народа присоединяться к Советскому Союзу. Он был такой страшный. Поэтому Сталин позволил галичанам вывезти отсюда всю промышленность, построить систему образования, которая выращивала галичанских филологов, ни одного местного специалиста в системообразующих отраслях производства не было. И таким образом Закарпатье, его население стало Украинской Советской Республикой.
А отделение Украины при распаде СССР еще более отдалило историческую справедливость, потому что русины считают себя, кроме всего, частью русского народа, потомками тех славянских племен, что когда-то шли на Балканы. В истории они писались «белыми хорватами». Поэтому получается, что на территории современной Украины мы находимся неправдиво, как неправдиво были и «забраны» в СССР.
Украинское финансово-промышленное пространство все время крутится в одном кольце: Киев - Львов - Одесса - Донецк - Харьков и выпадают две территории - Закарпатье и Крым.
нам ближе луганские, донецкие, московские и уральские хлопцы, чем галичане. Которые испокон веков считали себя панством в наших краях, а нас холопами. Это идет еще оттуда, из глубины. Мы действительно отдельная ментальная территория, у нас тысячелетняя «писанная история», здесь десятки национальностей, масса религий - и не одного конфликта на этой почве. Мы отдельная территория! Понимаете? Отдельная... Кстати, такой же ментально отдельной территорией в Украине сегодня является сама Галичина, та самая «Галицкая ассамблея», потому что Речь Посполитая их оплодотворяла пятьсот лет. А там основой всего было неприятие всего восточнославянского и русского. Это тот стержень, на котором воспитывались и галичане. Но, кажется, идея натягивания Галицкой «резинки» на глобус Украины - это несостоятельная для Украины идея.
как Вы считаете, не является ли Закарпатье тем фитилем, который подожжет пороховую бочку противостояния населения на территории Украины?
- Вполне возможно. Для этого делается много практических шагов: со стороны Венгрии, меньше - со стороны Словакии. Уже подключились румыны, которые ничего не делают без одобрения со стороны Вашингтона. Это - очевидные вещи. А тут есть, кому подхватить идею. ... В каждую венгерскую семью, проживающую в Закарпатье, заходят деньги.
- А много венгерских семей в Закарпатье?
- 182 тысячи человек из миллиона трехсот тысяч населения Закарпатья «по бумагам».
- Ого! Это более 13 процентов. А они живут компактно?
- Довольно компактно. И уже претендуют на какую-то автономию. Этим занимался бывший нардеп Ковач, который носился с проектом «национального округа». А сегодня венгерское правительство уже дает указания, как голосовать - венгры так и голосуют. Представляете? Десятки тысяч избирателей в Украине голосовали по команде Будапешта! Ведь мы крайне важны для Венгрии. В первую очередь - из-за электроэнергии. 85% электроэнергии, потребляемой Венгрией, идет из Украины. И все идет через Закарпатье. И получают ее в Венгрии в три раза дешевле, чем наша местная бабушка в селе.
Во время последнего бюджетного года стоимость электроэнергии для граждан Венгрии была 1,2 долларо-цента, то есть около 10 копеек за киловатт. (Для справки: средняя фьючерсных контрактов на второй квартал 2009 цена в Венгрии котировалась на уровне - 3, 46 евроцента - ред.)
- Но тогда получается, что самый большой вклад в возможный конфликт в Закарпатье вносит даже не Будапешт, а сам Киев, если он допускает такие вещи! Отсюда вопрос: как вы оцениваете политику Центра по отношению к Закарпатью?
- А ее нет, такой политики. Киев - это столица очень независимого государства, потому что от него «очень ничего» не зависит. Они могут там считать Бандеру героем, но это не политика. Другие считают, что украинского народа не существует, украинский язык - это химера, но это тоже не политика. Что такое Киев здесь? И что такое «киевская политика»?
- Ну, например, силовая? Ведь именно сила цементирует государство...
- Ха, тут если бандформирования, находящиеся здесь, собрать вместе, то они посильнее армии будут.
- Неужели все так криминализировано?
- Не более чем везде. Основная криминализация вокруг границ. Восемь контрабандных переходов через границу - это является закарпатской металлургией. Если Донбасс кормят шахты, Кривбасс - ГОК и металлургия, то здесь, в Закарпатье, вообще нет промышленности. Кормят эти переходы-таможни. Поэтому там стараются поставить своих людей. Ведь это такой же выгодный бизнес, как возврат НДС «с откатом», госзакупка «с откатом»... Это такое же ежедневное поступление «черного кэша». Если на глобальном уровне этот процесс контролируется известным местным преступным кланом и Киевом, то на среднем и малом - практически всем населением Закарпатья. У нас же консульства ближних стран свои и практически 80% населения имеют в этих странах родственников. А это означает многократную визу на 3-5 лет. А это значит, что хоть каждый день можно провести бак бензина, пару бутылок водки, блок сигарет. А «ходят» по 2-3 раза в день, наваривают на свои старые «Мерседесы» пятисотлитровые баки. А на каждом литре - полдоллара навара. Так что в день - до 100 долларов. Граница-кормилица!
- Ну, а на высоком уровне, чем занимаются?
- Электронная контрабанда, вывоз нелегалов...
- Но ведь их сейчас будут возвращать по реадмиссии!
- Какая разница. На этом криминал, таможня, пограничники и спецслужбы зарабатывают деньги. Последствия их не интересуют.
- Ясно. Тогда скажите мне, как человек «из власти». По какому принципу в Закарпатье формируется власть?
- Фактически в Закарпатье власть «делает сама себя». Путем кулуарных договоренностей, шантажа, угроз, заведомой подготовки протоколов и прочим, власть формируется задолго до выборов, назначает сама себя. Все - по неформальным договоренностям. Сейчас все, за исключением Ужгорода, расписывают местные полукриминальные-полубизнес авторитеты.
- Но зачем они уничтожают реальный сектор?
- Потому что нищей областью легче управлять. Курица, общипанная, голодная и холодная, к чему жмется? К ногам хозяина. И заканчивает в котле.
- Ясно. Теперь давайте предположим чудо: вдруг случится реформа местного самоуправления и власть будет не назначаться, а избираться снизу, «от земли». Как Вы думаете, в Закарпатье что-то изменится или уровень деградации населения такой, что не изменится ничего?
- Чудо - это то, чем можно зацепиться за подоконник первого этажа, когда падаешь со второго. Поэтому чуда не произойдет.
- Но вдруг...
- Если это и произойдет, то это может быть только как результат взрыва «снизу». Голодные бунты возможны уже в этом году. Взрыв возможен и в Закарпатье, и по всей Украине. Уже есть пока не громкие, но ультимативные требования мэров городов, которые могут сорвать любые выборы, любой бюджетный процесс. Требования перейти на мажоритарку. Вы поймите, партия - это уже феодализм, когда к власти приходят одни и те же. И постоянно. 20-30 лет - и никакой смены.
Но эти депутаты опять и опять будут вписывать себя в эти списки, поскольку они возглавляют ячейки партий. И у них нет ничего, никакой мотивации делать что-либо для избирателей. Благорасположение лидера для них гораздо важней. Сломать такое положение может только взрыв, напор «снизу». И тогда заменяться многие. Потому что сегодня ни один районный руководитель не победит на открытых выборах. Ну, разве что в Иршаве председатель районного Совета имеет шансы. А так я не вижу современных руководителей, адекватных занимаемой должности.
- Но сейчас, спустя полтора десятка лет, правильно ли я понимаю, что Закарпатье может быть тем регионом, где эти бунты начнутся?
- Вполне возможно.
- Любой бунт кто-то должен возглавить. Кто его возглавит здесь?
- Ну, за этим дело не станет, особенно, если запахнет победой.
- А как вы видите развитие ситуации в стране?
- Эйфория Партии Регионов спадет быстро. Скоро окончательно потеплеет и люди начнут выходить на улицу, когда не будет пенсий и зарплат. Ведь кризис снижается в Америке, а у нас он только растет. И исполнить свои социальные обязательства регионалы не смогут. Как и местные власти. На местах у самоуправления остается 35-36% консолидированных сборов доходной части бюджета. В программе Януковича - 60% - удвоение зарплат, удвоение пенсий, стипендий, удвоение выплат по рождению ребенка. Скоро его спросят об этом, а через несколько месяцев уже будут митинговать. Скажу вам так: на уровне города я готов всячески содействовать тому, чтобы его программа выполнялась, потому что в своей рекламной версии программа действительно классная. Но ресурсов для ее выполнения не хватает. Поэтому вскоре начнутся очень серьезные проблемы и в стране, и в партии власти, и во власти. Тем более что оппозиция, в лице Тимошенко - это не «мальчик для битья».
- То есть, лето будет горячим?
- Очень горячим. И в результате, я вам скажу, Виктор Федорович, если он не обопрется на реальные (не партийные, и не те, что «на откатах») региональные и отраслевые элиты, к новому году получит тот рейтинг, к которому Ющенко пришел за пять лет - 3-5%. Потому что в таком состоянии находятся финансы страны. Одна не могла или не хотела исправить положение. А другие в это время злорадствовали, что у нее проблемы. Но теперь вы победили - попробуйте решить эти проблемы. Вот такая ситуация в центральной власти.
- Ну, если «без стыдливости», тогда вопрос проблемы русинов. Не станут ли они питательной средой «бунта с сепаративным уклоном» на Закарпатье? Как, по-вашему, русинское движение имеет политическую окраску?
- Самая незначительная - это политическая. Это - этническое движение. Этнос хочет, чтобы его признавали и чтобы его уважали.
- И заодно русины всегда хотят политической самостоятельности...
- А что, креолы или, там, малые народы России хотят отдельного государства? Нет, не думаю. Но они хотят иметь право записываться в анкетах: «русин», хотят иметь факультативный курс русинского языка в школах, хотят иметь училища на русинском языке, хотят проводить свои фестивали. Кстати, русинский язык наиболее приближен к старославянскому. Мы давно оторвались от основного русского дерева, и, не развиваясь вместе с ним, сохранили свою идентификацию.
- Идентификация - это осознание своего отличия от остальных. Поэтому я конкретизирую свой вопрос: не может ли тот бунт, о котором вы говорили, пройти под русинскими флагами?
- Очень даже может. Русинской движение, культурно-этническое по сути, может быть использовано как политическое.
- Вы так спокойно и добродушно относитесь к русинам...
- А как мне еще к ним относиться? Моя мать - русинка. Больше пяти лет я финансировал движение - газеты, выезды на конференции, фестивали, съезды, книги. Но потом я увидел, что в русинском движении уже десятки организаций. Смешно - у одного небольшого этноса - десятки общественных организаций! Так началась коммерциализация, появились «русины канадские», «русины немецкие» и тому подобное. Появилась поддержка, появились фонды. И сразу появились желающие «покушать из этих тарелок». Вообще-то, исторически, у русинства всегда было три направления, начиная со времени президентства Масарика (первый президент Чехословацкой республики в 1918-1935 годах - ред.), который «дал вольную» русинам и дал им возможность образовать свое государство - Подкарпатскую Русь.
- Памятник Масарику стоит в Ужгороде?
- А как же. Но вернусь к трем направлениям. Первое: «Мы часть русского народа, остальные - к чертовой матери! И европейцы, и украинцы». Вторая - «Мы часть Европы, и к черту все, что восточнее». И третье - «Мы не европейцы, не русские, не украинцы. Мы - сами по себе». И среди этих направлений никогда не было единства. Зато есть радикалы в каждом из направлений. И есть бизнесмены от политики, которые стали финансировать именно радикальные направления движения русинов. А когда русинов стали арестовывать, эти бизнесмены «умыли руки».
- Но ведь вы тоже финансировали.
- Я финансировал как культурное направление. Я требовал создания азбуки и факультативных курсов, изучения песен. А мои оппоненты внесли туда политическую струю. Гимном области стал гимн подкарпатских русинов. Уже принята русинская Конституция, с требованием отделения. Хотя это, может и правильно. В составе Украины мы находимся не в соответствии с международным правом. В общем, хотят отделяться. И есть здесь силы, которые, как мне кажется, контролируют сепаратный процесс.
- А в чем процесс выражается?
- Как и на Буковине, у нас народ получает огромное количество иностранных паспортов, здесь много преподавателей-румын. Вообще-то, румынские районы у нас - это чистая Сицилия. Они всегда плевали на местную власть - при Советах шили джинсы, делали кофты, конфеты, сегодня делают коньяки, сигареты. Все это через Тису сплавляют в Румынию. И лазить туда - смерти подобно.
- Туда - это куда? Они живут концентрировано?
- Да, в Тячевском районе. Села Нижнее Водяное, Верхнее Водяное, Солотвино. Всего - более 45 000 этнических румын. Фактически образовался румынский анклав, в котором не действуют украинские законы. Только внутренние законы общины. Более того. Румынские дети, как и венгерские, уже не говорят ни на русском, ни на украинском. Вывески тоже не украинские.
В другом месте - вывески на сельсоветах и кафе венгерские, флаги венгерские...
- Это где так?
- А вы съездите в Берегово, Виноградово, Чоп, Доброе. Все на венгерском. Меню на венгерском. Вы попросите кофе на русском или украинском - в ответ: «Нем тудом», они вас не понимают. Тоже самое в румынском анклаве.
- А Русская Церковь здесь - от Московского Патриархата?
- Да. В регионе 80% - православные и, в подавляющем большинстве, Московского Патриархата. Но русский клир, к сожалению, ведет себя гораздо менее продуманно, чем румынский и венгерский. Я все время говорю, когда общаюсь с русскими православными: «Меняйте форму общения. Ваше теологическое учение звучит на языке, который неприемлем для молодежи. Надо беседовать, надо объяснять, надо улыбаться. Надо выявлять примеры позитивного от теологии и душевной чистоты на нашей улице, в нашем селе. А вы бубните и деньги собираете. Поэтому у вас даже в столице всякие папуасские пасторы собирают молодежь». А венгры и румыны, кроме всего, готовят очень сильные учебники и очень сильных преподавателей. Специально для наших венгров и румын.
- Скажите, а Россия здесь, хоть как-нибудь, участвуют в политической жизни. Имеет здесь место такая политическая компонента, как «рука Москвы»?
- К сожалению, нет. Хотя здесь ей были бы многие рады. Возьмите тоже Берегово. Там второй язык, после венгерского, не украинский, а русский. Так сложилось. Язык межнационального общения в области - русский. Цыгане, румыны, венгры, даже немцы в Тячевском районе (их здесь называют «швабы») не хотят учить украинский. Они, между собой говорят на своих языках, гуцулы - на своем русинско-лемко-бойковском наречии. Друг с другом же общаются на русском.
- Вот мы уже так долго говорим. И остается какой-то очень пессимистический осадок. Скажите, а есть у вас хотя бы какие-то оптимистические ощущения. Есть ли свет в конце тоннеля? Раскроется ли парашют?
- Свет всегда есть. Если этот народ готов голодать, и не выйдет на улицу, то это будет страна аскетов, все в нирване, все философы. Мы будем заваливать философскими трудами весь мир. Украина станет центром аскетической философии. Если все будет по другому - то я готов первый поставить памятник человеку, который выведет страну на новую дорогу. Как бы его не звали: Янукович, Кучма...
- Даже если этот человек будет диктатором?
- Да. Я за национальную диктатуру. Но если, в первую очередь, начнут с олигархов. А если у них за столом проектируется правительство, и они первые поздравляют Януковича - то ничего не будет. Но если настоящий диктатор появится и вытащит страну из бандитско-откатного болота - такому человеку я готов ставить памятник при жизни.
http://rusbudet.livejournal.com/115557.html
Союз Православных Братств требует прекратить судебное преследование о.Димитрия Сидора! Правовые обоснование восстановленной 1 декабря 2008 года государственности Подкарпатской Руси(РПР) Круг вопросов в взаимоотношениях между русинским народом и Украиной, которые Украина должна решить! САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ