Флешмобу #ЯнеБоюсьСказать посвящается

Jul 09, 2016 15:09




Пожалуйста, не забываайте про пену на губах ангела - вот что хочется сказать участникам флешмоба.
Не нравится мне этот флешмоб, ох не нравится. Не дело это - возносить позицию Жертвы на знамена. Пена на губах ангела не поможет уменьшить насилие, наоборот, дьявол поднимет голову вслед за этим флешмобом. И это очень грустно.

Говорить о насилии необходимо, но об этом надо говорить бережно, а не публично кричать с трибун.  А сегодня у меня именно такое ощущение -  о публичных криках с трибун. Так Жертва движется по треугольнику Карпмана. Однажды Жертва разъяряется, на губах ангела появляется пена, и жертва станосится либо Спасателем, и спасает всех в интернете,  либо сразу Насильником, и   унижает и оскорбляет всех в интернете. Например в борьбе за правое дело, ходит по блогам людей, оставивших "неправильный" комментарий и потом выставляет этих людей на публичное порицание.

Некоторые коллеги говорят - "хорошо, что процесс пошел, хорошо что обсуждение пошло". Я была бы рада так сказать, но я не вижу гуманности, не вижу исцеляющего процесса, вижу только ретравматизацию. И кто был сильнее травмирован, тот сильнее и ретравмируется сейчас.

Я вижу  только дьявола, который поднимает знамя насилия еще выше.  В обществе, в котором  насилия давно уже слишком много , стыда давно уже  слишком много,    -   сейчас стало еще больше насилия и стыда.   Потому что изнутри треугольник Карпмана нерешаем. Решаем только снаружи:   выходом за рамки привычных сценариев  стыда и обвинения, страха и нападения, вводом новых сторон.  Мне не кажется что публичность историй насилия - это новый сценарий и новая сторона. Новым сценарием и новой стороной могло бы быть появление в ответ на публичное обсуждение  новых правозащитных и благотворительных организаций, занимающихся реабилитацией людей, переживших насилие. Появление пакета законов, направленных на предотвращение насилия в семьях, буллинга в школах, предотварщение ситуаций, когда человек оказывается в беспомощном состоянии где либо -   ребенок один в реанимации, роженица одна в родильном отделении, пожилой человек  в спутанном состоянии сознания один на улице города.

Но на мой взгляд, реальная ситуация в России сейчас такова, что в ответ на публичность дискуссии никаких новых сторон и новых сценариев не воспоследует.  Значит последует только развитие ситуации по кругу(спирали) -  в лучшем случае, все останется как было, в худшем  - насилия станет больше. С детьми поговорят те родители, которые и так бы поговорили. А те которые не поговорили бы, поговорят  на волне собственного аффекта так, что  сами же и травмируют детей.    Взвинченные женщины чаще будут кричать и бить своих детей,  отталкивая от себя, сидя за экранами, читая страшные  истории.

Случится ли общественная реакция на происходящее? Увы, я не вижу возможностей для того, чтобы общество среагировало конструктивно....

"Несколько лет назад я опубликовала с разрешения своих клиентов кусочки из их биографии о семейном насилии в 70-80-х годах. Этот текст имел такой мощный резонанс, что даже сейчас иногда туда прилетают комменты.
Переварив огромное количество разных откровений своих и чужих, я сделала вывод, что любая искренность должна иметь прагматичную цель, влекущую конкретные действия, которые могут изменить ситуацию, поскольку выворачивание душ наизнанку приводит к негативным последствиям, если это делается просто на публику или если это просто импульс из любых, даже очень благих намерений: потому что пожрать чужой души слетается много голодных стервятников, это раз, а два - это втройне небезопасно для того, кто откровенничает. Для откровения нужен особый и безопасный контекст, я считаю. Я могу себе позволить быть до конца искренней и откровенной только если я точно знаю, что то, что я достану из себя, я смогу отстоять под натиском чужих эмоциональных реакций. А если не могу - то не зачем весь этот эксгибиционизм"

Говорить или не говорить (с) rubstein

агрессия, чувства, флешмоб, экзестенциальное

Previous post Next post
Up