Принципы обучения

Apr 30, 2014 23:44

Оригинал взят у tromentano в Принципы обучения

Я профессионально занимаюсь бизнес-обучением, но с появлением сына я стал всё больше втягиваться в детские темы, вспоминая своё базовое психологическое образование, читая и практикуясь. Всё больше убеждаюсь, что между обучением взрослых и детей больше общего, чем разного. Разница лишь в том, что дети менее способны терпеть убогие методы обучения, тогда как взрослые уже привыкли к неинтересности и неэффективности большинства учебных мероприятий.

Общаясь с другими родителями и обсуждая с ними насущные ситуации и проблемы в обучении, уже много раз «всплывали» одни и те же темы, касающиеся общих принципах организации эффективного обучения чему бы то ни было.

И я самонадеянно предположил что, может быть, эти идеи окажутся интересны и полезны более широкому кругу людей, чем родители, с которыми я поджидаю сына из садика и с секций :)

Все эти идеи широко известны в узких кругах - мой вклад касается, прежде всего, выбора из тысяч идей нескольких «точек отсчёта», ну и популярной формы изложения.

Таких тем или принципов накопилось штук шесть-десять. В качестве пробного шара, написал про одну из них - за мнения (особенно за вопросы, дополнения и критику) буду признателен.

Принцип №1: «Маленькими кусочками и тщательно прожёвывая»

[Spoiler (click to open)]
Случай в фитнесс-клубе
Недавно был в фитнесс-клубе, мимоходом наблюдал картину, как тренер по тайскому боксу вел индивидуальную тренировку для мальчика лет двенадцати. Работали связку лоу-кик (удар ногой сбоку по ноге противника) плюс два прямых руками. Мальчик совсем начинающий, руки-ноги вроде уже не путает, но ни техники, ни баланса, ни координации, ни скорости, ни силы в движениях не наблюдается.

На каждый повтор связки тренер выдавал град замечаний, звучало это примерно так: «не вались на меня, плечо выноси, последний удар не достаёшь, челюсть закрывай, подшагивай шире, плечи выше, акцентируй удары, не вались, не вались, быстрей на руки переходи, руки на месте…». Ну, видимо, тренер решил свой хлеб с лихвой отработать: мол, чем больше замечаний - тем интенсивнее идёт тренировочный процесс. Мальчик пыхтел, старался не получать замечаний, но уже начал отчаиваться хоть что-то сделать правильно: как только он пытался что-то правильно сделать руками - он получал замечание по поводу ног, как только пытался добавить акцента - следовало замечание про баланс, а поднимая плечи он забывал их правильно развернуть при ударе.

Поскольку мальчик, по мнению тренера, недостаточно быстро двигался, он решил добавить в связку ещё и уход, «показывая» ответный удар лапой. Мальчик окончательно отчаялся, скорость снизилась, уклонялся он не туда, начинать стал не с той руки, всё спуталось. Тренер несколько раз разочарованно выдавал фразы типа «ну что же ты…», «да не туда…», и, в конце концов, отработка закончилась.

В общем, эта ситуация похожа на множество подобных, когда кто-то, кто хорошо умеет что-то делать, учит кого-то, кто не умеет это делать. Наставник всё подробно объясняет и требует правильно выполнения, ученик безуспешно пытается выполнить, наставник перечисляет все ошибки, ученик снова пытается и так далее. Но прогресс медленный, наставник раздражён,  ученик подавлен и демотивирован.

Немного психологической теории

В изучение механизмов формирования навыков огромный вклад внесли наши отечественные психологи, в частности, Бернштейн и Анохин. Вот что можно почерпнуть из их исследований:

1. Человек может фокусировать сознательное внимание только на одном деле. Многозадачность реализуется за счёт формирования автоматизмов (устойчивых навыков) и быстрых переключений внимания.

2. По мере выработки навыка действие требует всё меньше сознательного внимания, становится всё более автоматическим, и, в конце концов, вовсе перестаёт требовать сознательного контроля - человек просто перестаёт замечать, как его выполняет. Например, умеющий читать человек, увидев на полсекунды какую-то надпись, уже знает, что там написано. Большинство людей даже не знают, что, выполняя поворот на велосипеде влево они перед этим делают небольшой поворот вправо, чтобы начать падать влево, и за счёт этого компенсировать центробежную силу при левом повороте.

И именно тогда, когда какой-то компонент дела становится автоматическим, человек становиться способен удерживать в поле внимания ещё одно новое действие, ещё какой-то новый аспект.

3. Для того, чтобы навык формировался быстро и эффективно, нужно сознательно фокусироваться на отдельном действии. То есть вялое машинальное повторение не даст почти никакого результата по сравнению со вдумчивой внимательной работой. Также менее продуктивной будет и попытка совместить отработку сразу несколько новых навыков - даже если человек будет более-менее справляться и умудриться сделать успешные повторы, параллельная автоматизация множества навыков будет медленнее и менее прочной (то есть всё может «разладиться» через некоторое время, при изменении обстановки или контекста действий).

4. Устойчивый, сформировавшийся навык отличается не только автоматизмом (автономностью от сознательного внимания), но и способностью «калиброваться» под самые разные условия воспроизведения. По сути, каждый повтор действия, на самом деле - уникален. Каждый раз когда я подношу чашку ко рту, чтобы глотнуть кофе, я делаю это в разных условиях, и самое действие тоже выглядит по-разному: в чашке разный уровень кофе и весит она по-разному, у меня разный наклон корпус, разный поворот головы, разная влажность ладоней, разная освещённость и т. д. То есть во время действия я делаю огромное количество корректировок, нивелирующих все эти факторы.

Именно поэтому для формирования навыка и требуется, зачастую, огромное количество повторов: мы ведь, на самом деле, учимся не делать одно и то же одним и тем же способом, мы учимся делать одно и то же огромным множеством способов во множестве ситуаций. Если я не учту хотя бы один из десятков постоянно изменяющихся факторов (например, положение ручки чашки) - я пролью кофе.

Немного педагогической практики

А вот, собственно, как эти психологические знания стоит учитывать в обучении.

1. Любое дело, которому мы хотим кого-то научить, нужно разбить на простые действия.

Такие мелкие и понятные, чтобы новичок мог выполнять их, не путаясь. Это и есть «маленькие кусочки».

Самая частая проблема на этом этапе - слишком большие куски. Ведь для наставника всё это дело кажется простым и само собой разумеющимся, он даже не особо осознаёт, какие именно действия совершает, делая его.

Например, при вождении автомобиля человек должен совершать огромное количество действий, большинство из них находятся вне поля сознательного внимания. Контролирует скорость за счёт работы газом и тормозом, переключает передачи и синхронно работает сцеплением, намечает траекторию движения, контролирует траекторию рулём, анализирует знаки и разметку, выбоины и неровности, наблюдает за движением других автомобилей и прогнозирует их траектории, наблюдает за пешеходами прогнозирует их действия, посматривает в зеркала заднего вида, боковым зрением контролирует «мёртвую зону», включает указатели поворотов и стеклоочистители и т.д. и т.п. И почти каждый из этих навыков было бы целесообразно отрабатывать и автоматизировать отдельно.

На практике же инструкторы по вождению делают куски слишком огромными, вплоть до «Понял, как переключать передачи и рулить? Поехали в город!» Немудрено, что обучение вождению для многих людей столь стрессовая процедура, и навыки вождения после курсов совсем неустойчивые.

2. Каждый «кусочек» нужно тщательно «прожёвывать», автоматизируя отдельные навыки.

Тогда освоение каждого следующего «кусочка» будет проходить быстро и без ущерба для всех предыдущих. Если ребёнок плохо умеет идентифицировать количество объектов с числовыми обозначениями, непродуктивно «тянуть» его дальше, пытаясь научить решать арифметические выражения.

Прорабатывать навык нужно в разных контекстах, внешних условиях и вариациях - тогда навык становится устойчивее, прочнее, эффективнее. Решив сто задачек про белочку и орешки ребёнок может попасть в тупик, столкнувшись с аналогичной задачей про автомобиль и бензин. Научившись парковаться при свете дня,  можно легко сделать ошибку при свете фар.
***


Принцип №2. «Охота пуще неволи»*, или опора на внутреннюю мотивацию

[Spoiler (click to open)]

*Обнаружил, что некоторые люди неточно  понимают значение этой пословицы, поскольку она появилась в 17 веке, и с тех пор значение слов несколько изменилось. Поэтому на всякий случай оговорюсь, что буквальное значение этой старой русской пословицы в том, что собственные желания, стремления, пристрастия («охота») сильнее, чем принуждение, необходимость («неволя»); нельзя добиться принуждением тех результатов, которые достигаются по собственному желанию.

Во многих рекомендациях для педагогов и родителей указано, что обучающие занятия с ребёнком 4-5 лет должны длиться 10-15 минут, поскольку нервная система ребёнка быстро истощается, а навык удержания внимания ещё не сформирован. Потом нужно делать перерыв или переключаться на другой вид деятельности. При этом своими глазами можем убедиться, что дети могут чуть ли не часами неотрывно собирать что-то из конструктора, с энтузиазмом ковыряться в луже, рисовать каракули, возиться с куклами или машинками. При этом не наблюдается признаков экстремального нервного истощения, и внимание вполне себе успешно удерживается на одном виде деятельности.

А ещё большинство родителей имели возможность убедиться, что ребёнок может часами уныло сидеть над неинтересным и скучным для него заданием, которое ему вполне по силам сделать за несколько минут. Он будет бесконечно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, будет неверно понимать задание, путать буквы и цифры, делать нелепые ошибки, изматывать нервы взрослым которые с ними занимаются, делать всё кое-как.

Немного психологической теории

Если не вдаваться в тонкости, то мотивацию можно условно разделить на два типа: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя - это когда человек хочет что-то сделать потому что у него возникло такое желание, внешняя - это когда он вынужден это делать в силу обстоятельств.

С внешней мотивацией всё понятно: это уговоры, угрозы, посулы, шантаж, подкуп и пр. В отношении обучения она работает, но не так здорово, как хотелось бы. КПД невелик, постоянный контроль требует много ресурсов, эмоциональный контакт с ребёнком так себе (ну а как ему относится к людям, которые заставляют его делать то, что ему скучно и неприятно?)

Есть и ещё одна проблема: ребёнок в таких условиях заинтересован не в максимальной продуктивности обучения, а в том, чтобы добиться соответствия контрольным критерия - например, получить хорошую оценку.

Зато применять метода кнута и пряника технически просто, это  не требует высокой квалификации, сложной проработки методики, позволяет оперативно контролировать ситуацию, с лёгкостью может применяться к большим группам разом.

Внутреннюю мотивацию, в свою очередь, можно разделить на два подтипа: ориентированная на процесс и ориентированная на результат.

В первом случае (ориентация на процесс) ребёнка по каким-то причинам увлекает сам процесс обучения, например, за счёт интереса к новым объектам, игровой формы, соревновательности, красочных пособий, формы взаимодействия, «природного» интереса к какой-то теме или виду деятельности (машины, оружие, конструирование, социальное взаимодействие, животные).

Во втором случае (ориентация на результат) ему интересно что-то, что он сможет сделать с использованием полученных знаний и навыков. То есть он знает, зачем он учится тем или иным вещам, и это его мотивирует. Например, мой пятилетний сын хочет сам совершать покупки в магазине, помогать мне в хозяйственных и ремонтных делах - а для этого нужно читать, считать, измерять, знать названия инструментов и пр.

Самый высокий КПД достигается в случае, если сочетаются ориентация на процесс и ориентация на результат: человек чувствует применимость получаемых знаний и навыков, и при этом процесс обучения интересен для него.

Педагогическая действительность

В общем-то никто и не спорит, что эффективность обучения на порядок выше, если есть внутренняя мотивация и интерес к делу. Но на практике довольно редко встречаются преподаватели, которые активно опираются на внутреннюю мотивацию при организации учебного процесса, и, как следствие, учеников, которые активно демонстрируют внутреннюю мотивацию, тоже немного. Вот два важных аспекта этой проблемы:

1. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы ребёнку было интересно

При обучении детей внешнее стимулирование при обучении работает ещё хуже, чем при обучении взрослых. Ребёнок более ориентирован на текущий процесс, нежели на его последствия,  на действия, а не прогнозирование результатов.

Мама, которая пытается заставить ребёнка «прочитать текст как следует», когда ребёнок абсолютно не демонстрирует интерес к этому, не учитывает это. Она говорит «прочитай скорей и пойдёшь играть», «не встанешь отсюда пока не прочитаешь», «ты же знаешь, каждый день мы должны читать по странице». Она начинает ругать и корить его. Ребёнок начинает читать какие-то отдельные слоги, спотыкаясь, но слова у него не складываются (хотя, вроде как, он неплохо умеет это делать), он пытается угадывать окончания слов не дочитывая, он делает всё очень медленно… Мама срывается и начинает кричать - «Всё, раз не хочешь учиться читать - я больше не буду читать тебе на ночь! Сегодня никакого телевизора!» У ребёнка текут слёзы, он всхлипывает - занятие заканчивается…

В принципе, конечно, положительное и отрицательное подкрепление при достаточной настойчивости и последовательности дают некие результаты - но они далеки от реального потенциала ребёнка.

Нужно искать такие формы, такие методики, благодаря которым ребёнку просто-напросто нравиться заниматься обучением, которые увлекают его. Прежде всего, это всевозможные игры и практическая деятельность. Процесс интереснее при использовании новых для ребёнка предметов, красивых пособий, изображаемых персонажей, воображаемых ситуаций, физической активности, соревновательности и пр. - в общем, всем родителям неплохо известно, что детям на самом деле нравиться.

Существует огромное количество настольных игр, где нужно читать, считать, писать, логически мыслить. Часть игр (вроде лото или «мемори») можно легко адаптировать для запоминания практически любой фактической информации.

2. Обучение должно быть выстроено так, чтобы ребёнок видел в нём смысл

Родители частенько пытаются мотивировать необходимость обучения какими-то вещами, которые имеют значение с их точки зрения, но имеют мало смысла с точки зрения ребёнка. «Тебе надо учиться, чтобы быть умным… в будущем стать… пойти в школу… получать хорошие оценки… потому что каждый должен…». Это вещи формальные, оценочные, относящиеся к далёкому будущему.

Между тем, смысл обучения для ребёнка может выражаться в немедленном позитивном, интересном для него результате, который он может использовать сию же минуту. А радость и гордость от достижения такого конкретного практического результата даёт отличную мотивацию двигаться дальше.

Сколько нужно заниматься «с нуля», чтобы получить какой-то практических результат от использования письма? При традиционном подходе для этого нужно:
  • познакомиться с буквами и звуками,
  • выучить буквы и звуки,
  • усвоить правила соединения букв в слоги,
  • научиться читать слоги,
  • научиться читать отдельные слова, соединяя слоги,
  • научиться писать буквы
  • ...и так далее.

Всё это может потребовать довольно много занятий, и каждое из них может выглядеть бессмысленным для ребёнка, не приводить ни к какому важном для него результату. Вряд ли ребёнок будет выходить с занятия и с гордостью рассказывать «Сегодня мы выучили пять гласных букв, а завтра выучим слоги с ними!»

Но обучение грамоте можно сделать осмысленными с первых же минут. Например, берём набор карточек с изображениями цветов, котят, инструментов, автомобилей и пр., и предлагаем ребёнку подарить их маме и папе. Чтобы они не перепутали, кому что, надо подписать, какие карточки больше понравятся маме, а какие - папе. Объяснить ребёнку 4-5 лет идею обозначения звуков с помощью знаков, показать буквы и «М», «П» и «А», и как они соединяются в слова «МАМА» и «ПАПА» можно минут за десять. После этого он уже может абсолютно сам подписать карточки, чтобы порадовать ими родителей. И все следующие занятия можно строить так, чтобы ребёнок чувствовал практический результат от них, и радовался своим достижениям.

Другой пример: наш сын уже умел читать отдельные слова, читал вывески на улица и т.д., и мы решили, что надо «поднажать» чтобы он перешёл на уровень беглого чтения. Мол, если для него чтение станет более простым и быстрым делом - начнёт книжки читать.

Накупили книжек на интересные ему темы с минимальным количеством текста - картинки смотрит, но не читает. Стали «заниматься» чтением - всё через силу, никак не хочет. Бросили это дело. Стали с женой писать друг другу «тайные» записки большими печатными буквами и вешать на холодильник.  И тут выяснилось, что объём текста, который он раньше с титаническими усилиями читал минут десять, он может прочитать меньше чем за минуту, когда он видит в этом смысл. В течение месяца прогресс в чтении стал вполне достаточный, чтобы он мог читать текст с новыми длинными словами, набранный довольно мелким шрифтом.

Справедливости ради нужно отметить, что, продвинувшись в навыках чтения, он не взялся немедленно за чтение книг. Оказалось, ему это пока просто-напросто неинтересно… Но о подобных казусах в другой раз.

***

Естественно, строить обучение с опорой на внутреннюю мотивацию намного сложнее и затратнее.

Но, во-первых, при таком подходе на порядок  больше продуктивность процесса. Выбор здесь примерно такой:  либо потратить на подготовку занятий  час, а потом десять часов «вдалбливать» материал, либо потратить на подготовку занятий пять часов, и достичь того же прогресса за пару занятий.

Во-вторых, это позволяет поддерживать и развивать природную любознательность, формировать искренний интерес к обучению. Благодаря этому с возрастом ребёнок всё больше будет учиться самостоятельно и по своей инициативе.


от трех до семи, обучение

Previous post Next post
Up