ну очень медленно она у меня, кстати, читается... не то чтобы тяжело, но информации много, воспринимается как учебник - хочется обложиться тетрадками, вычитывать, помечать, конспектировать, а вот фиг , дитятко моё любезное матери читать больше 10 минут не дает, поэтому читаю в час по чайной ложке, что тоже неплохо, я так осорину читала, доолго... но при этом очень прониклась
Так вот, читаю я Айрес понемногу и складывается у меня ощущение, что тот самый период от трех до семи - самый благодарный и эффективный в плане нахождения и коррекции всяких ММД и прочих особенностей развития. Все же до трех развитие ребенка слишком быстрое и определить, где перерастет, а где надо помочь, часто не представляется возможным. А после трех развитие с одной стороны стабилизируется и ребенок уже достаточно богатым набором различных навыков обладает, чтобы можно было сравнивать, где что хорошо развивается, а где затык, а с другой стороны - процессы формирования нервной системы все еще идут полным ходом и ребенок адаптивен и гибок, т.е. можно не только увидеть проблему но и высокоэффективно её скорректировать...
И еще одна , несвязанная с первой частью, заметка - заметила, что многие дети где-то к четырем, плюс минус полгода, начинают сознательно привирать, а мамы порой этого пугаются - начинают объяснять что врать низзя-низзя, а то и ругать, наказывать... беспокоятся - почему такое происходит и как ребенка отучить. Но этому явлению есть объяснение, вполне логичное - ребенок примерно в этом возрасте становится довольно сильно зависим от мнения окружающих, ему очень важно всегда-всегда быть хорошим, умелым, знающим и т.п. Потребность возраста у детей такая - им нужна абсолютное одобрение, без малейшего сомнения. С этой точки зрения объяснять "вот ты сейчас плохо поступаешь, когда говоришь неправду" - не имеет смысла. ребенок уже знает что что-то пошло не так и нуждается в одобрении несмотря на, а когда получает осуждение вместо одобрения, - еще ниже погружается в ощущение -"что-то пошло не так", сильнее становится фрустрация, и еще сильнее - желание исправить ситуацию, а исправить можно только подручным инструментарием опять таки - включить фантазию и сознательно приукрасить положение дел. Либо разозлиться и взбунтоваться :) Да, ближе к четырем приукрашивание становится сознательным, ребенок уже знает примерные модели поведения, знает чего от него ждут, что одобряется, что нет. Но я не думаю, что стоит этого "сознательного вранья" пугаться, по настоящему осознанное отношение к приукрашиванию действительности ребенку дошкольного возраста никак не привьешь, фантазия главный способ адаптации к происходящему, ничего не поделать. Я доподлинно не знаю пока, как и когда это детское привирание естественным образом проходит, но думаю что как обычно - само собой, если не передавливать. И как обычно - чем сильней родители будут давить естественный процесс - тем дольше в этом процессе ребенок застрянет.
Upd, про неправду: дело вряд ли в том, что мальчик боится. А в чем? И как реагировать?
растет потребность нравиться, соответствовать ожиданиям. Но - пока для него еще сказано=сделано. то есть он действительно воспринимает ситуацию так, что если сказать "как надо" то все исправится. И это восприятие будет еще достаточно долго. Когда ребенок начинают привирать, он так показывают, во-первых, что он сам осознаёт что накосячил, во-вторых, принимает на себя активную позицию по исправлению ситуации, просто те методы, которые у него пока есть они вот какие - не заметить/игнорировать, перефантазировать как надо, обратиться за помощью. Самый антиадаптивный - игнор, самый конструктивный - обращение за помощью. Но тем не менее, в перефантазировании есть активная позиция, которой нет в просьбе о помощи, то есть будет не очень полезно искоренять первые попытки взять на себя ответственность по исправлению собственной ошибки/неуспеха.
Самый конструктивный способ, как мне кажется - озвучивать происходящее. То есть мы же сразу замечаем эти первые случаи отчетливой неправды? я так и поступала сразу возвращала, во-первых, то что я понимаю что произошло на самом деле, во-вторых, то что я понимаю - что слова не соответсвуют действительности.
Потом, у ребенка в этот момент острая потребность в одобрении. именно она заставляет его перефантазировать ситуацию "как надо". Значит надо ему эту потребность удовлетворить, одобрить его сразу же после того, как мы проговорили ему что знаем о реальном положении дел. " хорошо, что ты понимаешь что ты сделал что то не так", "мне нравится что ты стараешься меня не расстраивать". Не такими казенными фразами конечно, хотя ребенку постарше они тоже подойдут, но что то из собственного опыта не вспоминается с ходу пример, то ли давно уже не было, то ли на автомате уже проговариваю и не запоминаю :)
Ну и в заключение - предложить помощь, - "если мы скажем что книжку порвал гномик, это нам не поможет, но мы можем с тобой взять клей и склеить разорванное место, и книжка снова будет целая"
вот собственно говоря и все, такая неправда - перефантазирование, уйдет когда магическое мышление и фантазия пойдут на спад и исчезнет детская непосредственность, которая заставляет реагировать на ситуацию быстро, а взамен появится рефлексия и способность реагировать, опираясь на предыдущий осмысленный опыт - "если я скажу неправду, то это заметят, и неправда не поможет все исправить". Примерно в младшем школьном возрасте это обычно происходит.и
>>>