Оригинал взят у
ameli39 в
Что может спровоцировать нарциссическую ярость?1.Нарциссическая ярость как реакция на бессилие
Согласно Кохуту (Kohut, 1978), нарциссическая ярость возникает как результат "бессилия". Для грандиозной самости полный контроль над телом и разумом является вполне возможным. Любое реальное или мнимое препятствие этому абсолютному контролю угрожает самооценке человека. Нарциссическую ярость, таким образом, можно интерпретировать как примитивную защиту от признания собственных ограничений, от осознания того, что полный контроль невозможен, и что я - это несовершенное существо в мире других несовершенных существ.
Другой человек, враг, вызывающий нарциссическую ярость, воспринимается не как отдельный источник импульсов, но как брешь в архаически воспринимаемом нарциссическом мире.
Он воспринимается как непокорная часть самости, которую необходимо снова взять под контроль; его независимость и отличность интерпретируются как нападение. Терапевт, столкнувшись с нарциссической яростью пациента, может быть склонен убеждать пациента отказаться от этой потребности и принять ограничения реальности. Но это то же самое, что просить невротического пациента отказаться от своей фобии, от истерического паралича или от обсессивного поведения. Если терапевт будет цензурировать открытый нарциссизм, то он лишь еще более заставит подавлять уже и без того подавленную нарциссическую потребность и спровоцирует развитие сугубо нарциссического переноса. Еще хуже, если терапевт интерпретирует ярость пациента как ненасытную оральную потребность, которой нужно овладеть, или как примитивную деструктивность, которую необходимо нейтрализовать; тогда он полностью воспрепятствует нарциссическому переносу.
Однако, если нам удастся убедить разъяренного пациента в том, что его ярость является выражением бессилия и отчаяния, что она является прямым следствием фрустрированных потребностей, то эти старые потребности в конце концов всплывут на поверхность.
Кохут утверждает (Kohut, 1986), что если сохранять подвижными старые потребности, то постепенно они будут спонтанно трансформироваться в нормальное самоутверждение и стремление к идеалам.
Некоторые виды членовредительства и самоубийств можно интерпретировать как выражение нарциссической ярости, направленной против несовершенной и потому постыдной самости. При дезинтеграции тела-самости (Self-body), некоторые фрагменты признаются неуместными и подлежащими устранению. В основе самоубийств, вызванных нарциссической яростью, лежит утрата либидинозного катексиса самости. Как правило, такие самоубийства связанны не с чувством вины, а с чувством непереносимой пустоты и сильного стыда.
Герман с раннего возраста был одержим компьютерами. Отец поощрял его и нахваливал. Однажды Герман попытался усилить возможности своего компьютера самостоятельно. Когда он включил компьютер после целого дня тяжелой работы, повалил черный дым, и его игрушка полностью сломалась. В результате этого провала, у Германа развилась афония (неспособность говорить), которая длилась 6 месяцев.
При поступлении в нашу клинику Фредди страдал от бреда. Он был убежден, что стоит на пороге великого открытия. Но он очень неопределенно говорил о своем проекте, т.к. опасался, что другие могут попытаться продать его изобретение. Оно было как-то связано с получением энергии. Фредди был полностью убежден в том, что учитель физики оформит патент на это изобретение. При первом разговоре он просил своих родителей дать ему возможность завершить свое изобретение. После этого он был не прочь лечиться хоть всю оставшуюся жизнь, если это необходимо. Он говорил, что, вероятно, мы думаем, что у него психоз. Ведь в клинике находились еще и Христосы и Наполеоны.
Но если бы мы могли просто отложить в сторону наши научные предрассудки, и допустить возможность того, что он действительно великий изобретатель, то госпитализацию, по крайней мере, можно отложить.
Изобретение не удалось, и Фредди покончил с собой.
2.Нарциссическая ярость и отвержение зависимости
Кернберг подчеркивал (Kernberg, 1970), что нарциссические проблемы следует рассматривать как нарушение образа самости (self-image), сопровождающееся специфическими проблемами в объектных отношениях, концентрирующимися вокруг зависти. Зависть очевидным образом обнаруживается в переносе. Сочетание зависти и обесценивания Кернберг интерпретирует как упорную защиту от чувств зависимости и от созидательного потенциала терапии.
Жорж опаздывал на каждую сессию. Первое, что говорил Том, было: "Пора". Он отказался приезжать более чем раз в неделю и считал, что не может придерживаться фиксированного часа.
"Расскажите мне что-нибудь о своем детстве", - попросил пациент своего терапевта. Этот пациент, архитектор, ждал своего терапевта после каждой сессии и, выходя вместе с ним из поликлиники, обсуждал по дороге архитектурные недостатки здания.
Неприятие Йоханом зависимости приняло серьезный размах. Он был хронически зол на то, что родители произвели его на свет, не спросив его об этом. Он мог бы смириться с нигилистическим существованием, но непредсказуемость смерти была для него невыносимой. Смерть приходит, как вор в ночи. Он проходил лечение во время войны в Персидском заливе и беспрестанно делал замечания вроде: "Кто знает, может быть атомные бомбы нацелены на нас", или "Меня завтра может сбить грузовик". Вместо того, чтобы отдаться власти совершенно непредсказуемой смерти, он взял дело в свои руки и предпринял серьезную попытку самоубийства.
Страх зависимости является следствием серьезной оральной депривация в первые годы жизни и приводит к непреодолимой агрессии, которая может быть обусловлена конституцией или являться следствием депривирующего окружения.
Нарциссичная психика обращается с этой агрессией посредством примитивных защитных механизмов, недостатком интеграции, используя диссоциацию и чередуя состояния Эго при восприятии себя и других. Само собой разумеется, что эти наблюдения также применимы к тому, что происходит в терапии. Всякий, кто подвергся аналитическому процессу, переживает нарциссическую травму, так как он ослабляет нашу уверенность в том, что мы полностью владеем нашим разумом.
Наибольшее сопротивление этому типу лечению можно встретить у тех, кто фиксирован на своей архаичной потребности во всемогуществе и полном контроле, из-за того что они слишком быстро/рано были лишены своих всемогущих сэлф-объектных репрезентаций.
Кернберг советует интерпретировать эти защиты и предупреждать пациента о подспудной агрессии и страхе зависимости.
отрывок из доклада Moyson Luc (2010) "Зеркало, зеркало на стене... Нарциссическая ярость в теории и практике"