Я была уверена, что писала пост про двухлеток и про кризис 2,5 лет(тот который чаще всего называют кризисом трех, а в западной традиции-кризисом двух), но обнаружила, что ни фига, не писала :( Зато нашла черновик этого поста, и щас постараюсь довести начатое до ума
(
Read more... )
Вот мой пост: http://alpha-parenting.livejournal.com/401313.html#t19690657
Заранее спасибо!
Reply
По поводу того, как реагировать когда не знаешь причину истерики, я думаю вот что - когда не знаешь чего ребенок хочет вот в этот данный конкретный момент, прежде чем истерика наступила - надо узнавать конкретно чего ребенок хочет... Трудней конечно когда ребенок не говорит, но понимать то он все уже понимает. Мне кажется проговаривание должно превратиться в автоматизм - вот малыш протягивает к Вам руку, и Вы тут же произносите вслух "Ты хочешь чтобы я намазала тебе еще масла?" И ждите подтвердит или откажется. Ждите обратную связь прежде чем что-то делать. :) Двухлетки плохо переносят свою невозможность что-то сделать, и в частности невозможность произвести желаемое действие руками мамы :)
Процитирую одну из своих любимых ЖЖ-подруг aplekaeva(она тоже писала пост про двухлеток")
Во-первых, помощь. Там, где Майя не может, ей нужна помощь. Надеть колготки, поставить ступеньку к раковине. Но! Очень важный момент - ей нельзя помогать без ее просьбы или согласия! Если беру и помогаю молчу - ор и истерика моментально. Я позволила себе посягнуть на то, что в лежит в зоне ее всемогущества, это недопустимо. Я обожглась пару раз и сразу усвоила. Чаще косячит муж.
В общем, первое мое золотое правило для кризиса двух лет: не просят - не лезь; помогай, только если ребенок согласился или сам попросил. Просит Майя довольно ясно, она говорит "помочь". Если не просит, а сделать никак не получается, я говорю "не получается?". Она: "Не получа". Я: "расстроилась майя?". Майя "Расстро". И тут обычно она сама уже "Помочь!", но даже если и тут не сказала, тогда я предлагаю "Помочь?", и если слышу "эн!" (нет), сразу отхожу и всем видом и всеми словами показываю, что я не вмешиваюсь, не трогаю, Майя сама. Прямо так и говорю "я не трогаю, Майя сама". И отхожу. Потому что даже если я не трогаю, но не отхожу, у Майи будет истерика, она будет кричать "не то! сама!".
Это, повторюсь, очень, очень важный момент для того, чтобы ребенок сам разобрался, где ему нужна помощь, где - нет. Где она сама справится (не с первого раза, может быть), а где - нет, и тогда нужно не просто помочь, но и позволить погрустить, разозлиться по этому поводу. Швырнуть, может быть, колготки, заплакать - тут уже сам ребенок решит, и важно - как всегда - не утешать, а позволить этим чувствам быть.
она немного про другое пишет, про помощь, но по моему, это очень близко и к ситуациям непонимания. Важно брать паузу и прояснять "запрос" как психологи говорят. Если просит помочь - сначала проговорить и убедиться что именно то чито мама собирается сделать нужно ребенку.
Если брать эту паузу постоянно и озвучивать каждое ваше действие направленное на помощь, контакт, взаимодействие - то , как мне кажется, общая критическая масса понимания будет выше чем непонимания, а значит ребенку будет проще в ситуациях когда его не поняли.
В общем, золотое правило - не только "не просят - не лезь", но и "убедись вначале что собираешься сделать именно то, что нужно ребенку"
Двухлетки они такие да, они как маленькие Величества :) - если он себе представляет что надо вот так, то малейшее отклонение от плана будет воспринято как личное оскорбление, т.е. ребенок будет очень разозлен :)
Reply
Ну а дальше по обстоятельствам, в какой то же момент вы начинаете понимать, что именно ребенок хотел/хочет.
Везде конечно активное слушание надо использовать, везде... пока не заговорит вам активно - активная роль будет лежать на взрослых, проговаривать все и активно слушать...
И везде где можете используйте всякую символизацию, это будет захватывать ребенка и соответственно он будет легче воспринимать несовершенства мира - вот при том же накрытии на стол, наливая суп в чашку - "смотри, это море! а ложечка хочет в нем купаться"... что вам по ситуации подходит. :)
Reply
А с визуализацией у меня засада. Пост Ирины про маму-фею вообще хочется заучить. Но я стараюсь. Эх вот бы книжку кто-написал "Приемы и секреты фей для чайников".
А прочитав пример от aplekaeva, поняла, что у нас вообще еще все весьма безобидно. Толи все-таки характер более покладистый, толи еще не самый разгар, а только разгон. :)
Огромное спасибо за такой подробный ответ и кучу ценных советов!!
Reply
Reply
Reply
Leave a comment