Урок № 6. Базовый метод гештальттерапии

Mar 17, 2012 07:03

Оригинал взят у unkle_fuka в Урок № 6. Базовый метод гештальттерапии
 Большинство людей прекрасно знают как себя правильно вести в различных сложных ситуациях, большинство людей прекрасно знают что нужно делать чтобы чувстовать себя хорошо и радовать близких. Но проблема чаще всего в том, они не вспоминают об этом в нужный момент, а нужный момент это всегда "здесь и сейчас". Мало кто вспоминает прекрасную идею сосчитать до 10 и медленно выдохнуть в тревожной или напряженной ситуации, мало кто способен вспомнить о своих обещаниях самому себе "не ввязываться", быть внимательным, не обжираться тортиками до потери сознания и т.д. Почему так происходит? - Потому, что в тот момент когда все происходит человек не замечает этого, не замечает что " - Вот оно, вот именно тот момент в котором я решил вести себя иначе!".  Т.е. во многих случаях проблема в том, что сознание человека недостаточно пересекается с моментом "здесь и сейчас" с актуальной ситуацией, в которой можно реально что-то сделать или пережить. Гештальттерапия является методом систематической тренировки такого замечания.

Так например, Андрей громко возмущается поступками своей сестры, которая отнимает у него много времени потом вдруг замечает, что и сейчас в гостях у своего друга продолжает тратить время, цветы своей селезенки и внимание  друга на свою сестру. Это внезапное понимание того, что он сам здесь и теперь делает, сопровождается некоторым смущением, смехом и вздохом облегчения (это и есть инсайт). После этого уже совсем не хочется возмущаться и наш герой начинает замечать, что в доме его друга со времен последнего посещения многое изменилось, друг сделал переустройство и нимало горд этим и ждет отклика от своего визави. Андрей начинает с другом разговор о том, что им обоим на самом деле интересно - стоительные материалы, инженерные тонкости и т.д.

Большинство людей способно очень недолго поддерживать концентрацию на текущем моменте. Однако если мы хотим изменить свою жизнь то мы можем это сделать только в настоящем времени.

Упражнение 1. 
Разделите описанные ниже действия и переживания на две категории А - осознание (awareness) и В - прерывание в перемешку с "умом на лестнице" т.е. с запоздалыми рассуждениями во внутреннем диалоге.

1) Когда у Кати выдался выходной она вдруг заметила себя за компьютером, ощутила уже с утра напряженное скрюченное тело и осозгнала, что собирается очередной раз угробить его за компьютером. Пережив минуту отвращения к тому что у нее перед глазами она посмотрела в окно и увидела как несмотря на еще холодную погоду ее гладит по головке уже весенее солнце. Катя улыбнулась и помчалась гулять.

2)  Маша  часто обжирается.  После очередного приступа обжорства она решает, что надо себя как следует наказать и целый день ничего не ест, ближе к ночи вовремя просмотра телесериала она мечет кукурузные хлопья и к концу фильма снова обнаруживает себя обожравшейся.

3) Петя  после ссоры с Машей почти всегда начинается мириться первым. Потом помирившись он уже очередной раз чувствует себя униженным, потому, как всегда  он первый помирился, а она как бы великодушно позволила ему вымолить прощение и общение. Он ненавидит Машу за это унижение.  Он исподтишка, сам того не замечая, подкалывает Машу например на вечеринках по поводу ее обжорства, Ссора вспыхивает снова. Маша мстит ему бойкотом и сексуальной депривацией.  Петя очередной раз замечает что побежал первым извиняться, хотя не чувстовал себя неправым.

4) Сергей имеет склонность к самовзинчиванию. В ситуациях, когда что-то его раздражает, он начинает проговаривать внутри себя как он все это ненавидит, какие все вокруг скоты и ублюдки. Чаще всего такие ситуации заканчиваются головной болью или приступом гастрита.  После просмотра фильма "достучаться до небес"  он не стал, как это бывает, в печали гасить ее 100 граммами потому как надо рано утром ехать. На следующий день в машине он после неприятной дорожной ситуации начав было взвинчиваться вдруг задал себе вопрос: "А на что я трачу свою жизнь?" Доехал потом до пункта назначения в полном спокойствии.

Свободное но в то же время активное внимание на ситуации здесь и сейчас это есть главный и можно сказать единственный метод гештальттерапии. В гештальт -литературе этот метод называется "континуум сознавания".
Такое осознавание возможно только при наличии контакта. Контакт + концентрация внимания на контакте= осознание т.е. процесс понимания того, что с тобой происходит (awareness).

В классическом виде этот метод выглядит так. Клиенту предлагается вслух ясно прговоравать все, что он в данный момент осознает.

Вот инструкция из книги Перлза "Практика гештальттерапи":  
Попробуйте  в течение нескольких минут составдлять фразы  выражающие то, что вы в данный момент сознаете. Начинайте каждое предложение словами "сейчас", "в данный момент", "здесь и сейчас" .

Предельная концентрация внимания на том, что происходит прямо здесь и сейчас, что ты  ощущаешь, чувствуешь, видишь, слышишь, что замечаешь и хочешь и делаешь. Ты действительно делаешь то, что тебя оживляет? Понимаешь ли ты что ты делаешь, кому и зачем? Замечаешь ли ты результат того, что делаешь? Что ты чувствуешь в результате?    Соотвествует ли твое сознание твоим интересам и потребностям?

Настоящая концентрация происходит когда человек переходит от принудительного сосредоточения к вниманию которое само концентрируется на вещах вызывающих возбуждение и интерес. Т.е. гештальттерапевт постоянно предлагает сфокусировать внимание на вещах, которые вызывают большее возбуждение и энергию.

Например вы пишите статью  или пост. Вы обещали написать этот пост и заставляете себя фокусироваться на том, что собирались написать. Но вот в какой -то момент вы ощущаете, что одна мысль вас действительно трогает, вы решаете писать о том, что вас увлекло и концентрируетесь на теме. Спонтанное возбуждение и ваше сознательное решение объединяются и весь мир перестает существовать кроме течения вашего текста. Таким образом достигается совместная работа произвольного и непроизвольного внимания. Это и есть осознание. Процессу концентрации возбуждения мешают разнообразные прерывания.

Упражнение 2.  Попробуйте не менее 10 раз в день задавать себе вопрос "Что с мной происходит?" и подробно минуты 3 на него отвечать. Один раз попробуте постоянно в течение минут 10 описывать что с вами происходит. Каждый раз, когда вы останавливаетесь, прерываетесь подроюбно опишите в чем заключалось прерывание слияние (например не заметили как перестали замечать происходящее и погрузились в смутные мысли трудно вспомнить о чем); интроекция (постоянно перечисляли то, что вы должны были замечать и думать, поиску правильного выполнения задания, мыслям о прошлом и о том, что там надо было бы); ретрофлексия (например перешли к самокопанию, самопорицанию самооправданию и т.д.); проекция (перешли к фантазиям о мыслях и намерениях других людей, строительству прожектов на будущее).  Обратите внимание какие прерывания встречаются в вашем сознании чаще. 
Это основной и даже можно сказать единственный метод гештальттерапии. Все остальное  - вспомогательные приемы,  дающие возможность сконцентрироваться на процессе осознания и прерываниях контакта мешающих ему.  Практически все вспомогательные методы заимствованы Перлзом и его учениками из других направлений психотерапии и переделаны для того. чтобы усиливать концентрацию.

Previous post Next post
Up