В дополнение к
этомунашла еще про родительские директивы
статью Конспектирую:
Кроме родительских посланий "Не живи", "Не расти" и "Не будь ребенком" американские психологи Роберт и Мари Гулдинг(а это именно их теория) выделили еще 9 родительских директив.
Директива - скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан. ... истинные причины своей вины ребенок (а часто и взрослый...) не может осознать без посторонней помощи... именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим».
Приказ «не думай» может передаваться родителем, который постоянно принижает способности ребенка мыслить. «Не умничай!», «Не уходи в абстракции», «Не рассуждай, а делай». Возможны также и другие варианты: «Не думай о чем-то определенном» (о проблеме, деньгах, какой-то семейной тайне и пр.) и «Не думай о своих проблемах, думай о моих проблемах» (например, «Зачем тебе забивать себе голову всякой ерундой? Подумай лучше о том, что я тебе говорю»).
очень и очень распространенное послание -
"Не чувствуй!" Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства.
«Не дрожи от холода, ты же мужчина», «Не сахарный - не растаешь», «Большие мальчики не плачут», «Как ты можешь бояться собаку, она не кусается», «Потерпи, не показывай свою боль» - говорит мама или папа. «Ой, - думает ребенок, - показывать эмоции - это плохо, чувствовать - нельзя». И перестает чувствовать.
В силу своей низкой чувствительности такие люди нередко могут оказаться жертвами несчастного случая, склонны «запускать» болезни. Распространенное заболевание среди них - ожирение. Это объясняется тем, что физические ощущения их обманывают. А поддаваться этому обману они начали в детстве, приняв родительское требование «есть нужно все, что дают».
«Не достигай успеха». Видя успехи своих детей, мы ощущаем родительскую гордость. Однако часто, радуясь за ребенка, мы бессознательно завидуем, ведь ему удается то, чего в свое время не смогли достичь мы. Также это послание дают родители, боящиеся того, что ребенок потерпит неудачу, боящиеся разочарований.
Ребенок под влиянием этой директивы обычно хорошо учится в школе и старательно выполняет все задания, однако в критический момент экзаменов «почему-то» заболевает или не может решить задачу. Став взрослым, такой человек с отчаянием замечает, что его как бы преследует злой рок. Все, во что он вкладывает свои силы, неожиданно «лопается» по не зависящим от него обстоятельствам. Он никак не может завершить начатое. Он, конечно, не догадывается, что подобные шутки играет с ним его бессознательное, настоятельно напоминающее, что достигать успеха - это приносить родителям несчастья и зависть.
«Не будь лидером». Смысл директивы понятен: «не лезь», «не высовывайся», «будь, как все». Родители, посылающие этот приказ, боятся играть ведущую роль...Зачем давать повод для злословия и зависти другим людям? Не надо, малыш, не лезь, а то что они скажут?
... основная проблема людей с этой директивой - уход от любой ответственности
«Ты у меня такой застенчивый, такой трудный», «Ты не такой, как все», - всячески подчеркивают родители, передавая ребенку приказ «не принадлежи». Смысл этой директивы можно расшифровать таким образом: «Не принадлежи никому, кроме меня, ведь ты - исключительный» Человек, подчиняющийся этому приказу, чувствует себя чужим среди людей, и поэтому другие часто несправедливо считают его нелюдимым и замкнутым.
«Не будь близким», «не доверяй».
Данная директива похожа на предыдущую, но проявляется не среди других людей, а в отношениях с одним человеком. Фразы родителей «Никому не доверяй, все люди обманщики», «Верь только мне (родителю)» имеют общий смысл примерно такой: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Получив эту директиву, ребенок делает вывод, что весь мир опасен, и никому нельзя доверять. Принося подобные решения во взрослую жизнь, такой человек может постоянно подозревать окружающих его людей в предательстве. У него будут трудности в эмоциональных и сексуальных отношениях. Нередка для него и роль «жертвы», которую противоположный пол постоянно обманывает и бросает. Подозрительность мешает этим людям не только в личной жизни, но и в налаживании деловых контактов. Пытаясь хоть как-то компенсировать свое недоверие к миру, такой человек будет пытаться все контролировать.
Сверхзаботливые и осторожные родители не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки. Не трогай кошку - поцарапает. Не лазай по деревьям - упадешь. Не катайся на роликах - разобьешься. Объятые страхом родители волнуются по поводу любого поступка ребенка, приговаривая: « не делай этого. Обдумай хорошенько, а вдруг...». В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, а что делать никак нельзя, он испытывает трудности в начале каждого нового дела.
«Не будь самим собой».
....родители, как всегда желающие «только добра»: «Будь похожим на...», «Стремись к идеалу», «Почему Анечка (Петенька) это может, а ты - нет?», «Вот Диночка уже шьет и вяжет, а ты до сих пор пуговицу пришить не можешь». «Жалко, что ты не мальчик, а то...», «Да, не тот у меня ребенок родился» ....
Такое послание детям дают родители-нарциссы "этот ребенок был бы идеальным, если бы был другим ребенком "(с)
lualСюда как влитая ложится цитата из
цикла про нарциссов Например, родителям хочется, чтобы ребенок раньше всех начал ходить. Или читать. Или всех поразил своим очень быстрым развитием. Естественно, они начинают всячески его к этому подталкивать. А процесс близости становится регламентированным. Если родителям нравится, что делает ребенок - его хвалят, им восхищаются, его приближают к себе. А если он что-то делает не так, его, наоборот, отталкивают. То есть, позитивное отзеркаливание, в котором ребенок остро нуждается, становится жестко привязанным к его достижениям.
Нарциссичный родитель - это зеркало, в котором ребенок как таковой не отражается никогда. В нем отражается лишь то, чего ребенок достиг. Вернее, в нем отражаются те амбиции родителей, которые ребенок смог удовлетворить.
Главная - она же, по сути, единственная - задача ребенка при таком раскладе: всеми возможными способами подтверждать, что его родители - это такие родители! Просто Родители с большой буквы Р. Нет, со всех больших букв. Эдакие Пигмалионы Пигмалионовичи Пигмалионовы.
Выбора подтверждать или не подтверждать - повторю - у ребенка нет. Ему необходимо хорошее отношение со стороны тех, от кого он зависит, и это хорошее отношение ребенок будет заслуживать всеми силами, не щадя живота своего. Тем более, что ему есть, с кого брать пример. Ведь и родители в этом случае тоже не щадят своего живота, вкладывая время, силы и деньги в то, что им кажется ребенком. А на самом деле - в то, чем должен быть ребенок для того, чтоб родительская душенька осталась довольна.
Та картина мира, что формируется в ребенкиной в голове в результате подобного воспитания, является максимально плоской и черно-белой. Опирающейся на ряд ключевых позиций:
* сам(а) по себе, без достижений, блеска и треска, я не существую
* я должен всегда быть на высоте, никогда не делать глупостей и не совершать ошибок (патамушта см. пункт 1)
* быть всегда и во всем совершенным невозможно, поэтому нужно приложить максимум усилий к тому, чтобы таковым казаться
(этот пункт довольно быстро вытесняется в подсознание потому что см. пункт 1)
>>> «Не чувствуй себя хорошо». - Часто, когда ребенок болеет, родители желают его подбодрить. Они говорят ему ласковые слова и хвалят за малейшие поступки. .... Ребенок, получивший эту директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой - к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его поступка. Так зарабатывается комплекс больного. Эти люди не симулируют болезнь, они просто используют свое здоровье для получения психологической выгоды. «Болезнь - это хорошо, так как позволяет чувствовать себя хорошим», - подсознательно считают они. Жаль только, что эти люди довольно быстро умирают, организм ведь не резиновый - постоянно болеть не может.