(с)
lual В том месте, где происходит первая встреча родителя и ребенка - у родителя есть факт наличия ребенка - и все.
Дальше с этим фактом можно обходиться любым из перечисленных способов:
Удерживая фокус внимания:
- на ребенке
- на то, что я делаю с ребенком
- на том, что ребенок делает со мною
- на том, как выглядит мой ребенок для кого-то другого
- на том, как выгляжу я-родитель для кого-то другого
- на том, как выглядим я-родитель и ребенок для кого-то другого
- на собственных фантазиях о том, что есть мой ребенок
- на собственных фантазиях о том, каким должен быть мой ребенок
- на своем детском опыте и попытках "с ребенком "сделать так же" или "сделать с точностью до наоборот"
- на том, что "правильно" и что "неправильно" в детско-родительских отношениях
- на чем-то постороннем вообще
Хроническое удержание любого из этих фокусов приводит к тому, что ребенок становится объектом. (По моему мнению удержание фокуса - не причина, а симптом, причина - состояние родителя, его неумение контактировать со своими чувствами)
....ребенку для нормального развития необходимо удовлетворение двух, очень важных для него, потребностей:
- потребности в положительном отзеркаливании, в получении от матери послания "ты для меня лучше всех!"
- потребности в идеализации значимых фигур
То есть, это потребность восхищать других собою и потребность самому восхищаться другим(и).
Идеализация - это, по сути, некое инвестирование. Если я хочу быть каким-то - сильным, смелым, умным, красивым, добрым, заботливым, нужное подчеркнуть, недостающее добавить - мне нужен тот, кого я буду считать образцом этих качеств; тот, кому я буду в этом подражать, с кого буду брать пример. Естественно, первым объектами для детской идеализации являются родители. Просто потому, что они-то всегда под рукой.
Через положительное материнское отзеркаливание ребенок убеждается в ценности своего присутствия в мире, в том, что он - важен, его потребности и проявления - значимы.
>>>> Например, родителям хочется, чтобы ребенок раньше всех начал ходить. Или читать. Или всех поразил своим очень быстрым развитием. Естественно, они начинают всячески его к этому подталкивать. А процесс близости становится регламентированным. Если родителям нравится, что делает ребенок - его хвалят, им восхищаются, его приближают к себе. А если он что-то делает не так, его, наоборот, отталкивают. То есть, позитивное отзеркаливание, в котором ребенок остро нуждается, становится жестко привязанным к его достижениям.
Разумеется, ребенок это все выучивает.
Та картина мира, что формируется в ребенкиной в голове в результате подобного воспитания, является максимально плоской и черно-белой. Опирающейся на ряд ключевых позиций:
* сам(а) по себе, без достижений, блеска и треска, я не существую
* я должен всегда быть на высоте, никогда не делать глупостей и не совершать ошибок (патамушта см. пункт 1)
* быть всегда и во всем совершенным невозможно, поэтому нужно приложить максимум усилий к тому, чтобы таковым казаться
(этот пункт довольно быстро вытесняется в подсознание потому что см. пункт 1)
Главная - она же, по сути, единственная - задача ребенка при таком раскладе: всеми возможными способами подтверждать, что его родители - это такие родители! Просто Родители с большой буквы Р. Нет, со всех больших букв. Эдакие Пигмалионы Пигмалионовичи Пигмалионовы.
Выбора подтверждать или не подтверждать - повторю - у ребенка нет. Ему необходимо хорошее отношение со стороны тех, от кого он зависит, и это хорошее отношение ребенок будет заслуживать всеми силами, не щадя живота своего. Тем более, что ему есть, с кого брать пример. Ведь и родители в этом случае тоже не щадят своего живота, вкладывая время, силы и деньги в то, что им кажется ребенком. А на самом деле - в то, чем должен быть ребенок для того, чтоб родительская душенька осталась довольна.
>>>>