(no subject)

May 01, 2016 23:01

Ну не пишется у меня диплом, не пишется. Поэтому всякой фигнёй занимаюсь. Например, уборкой. Или в жж вот решила написать, хотя сто лет уж как не.
Пустая, ватная голова плюс усталость.
Поэтому буду всякую ерунду писать, авось и диплом мимоходом напишется.

Я его про настольные игры придумала. Смысл вот в чём: есть необходимые исследования, проводимые в рамках нейропсихологической диагностики. Если стандартные пробы на память, внимание, речь, тактильный, зрительный гнозиз, на латерализацию etc. Есть луриевские пробы, есть более современный, адаптированный для детишек диагностический альбом Ж.М. Глозман. Есть ещё альбомы Семаго. Пробы Хэда. Таблицы Шульте. Коррекруные пробы. Короче, много чего есть.
Но мне ж всё мало.
и я подумала, а что, если взять современные настолки и приспособить их для диагностики

Ну, вот, например, как традиционно исследуют устойчивость внимания? Допустим, корректурная проба и, допустим, таблицы Шульте. Детишки в принципе их выполняют, но прилива энтузиазма не наблюдается. И тогда я достаю игру, допустим, "Барабашку". Всё! Клиент счастлив и замотивирован по самую макушку. Эмоциональная вовлечённость обеспечивает естественное повышение работоспособности, более эффективную работу мозга и более длительную концентрацию внимания. Предложение сыграть в настольную игру практически всегда вызывает интерес и повышает мотивацию ребёнка. Исключения составляют случаи, когда ребёнок ранее при игре в данную конкретную игру неоднократно оказывался в ситуации неуспеха и не получал при этом необходимой поддержки от значимого взрослого. Но и в таких случаях, по нашим наблюдениям, ребёнок соглашается сыграть, если предложить ему в игре фору, «объём» которой ребёнок определяет сам.
Существенным недостатком использования настолок в рамках нейропсихологической диагностики является то, что стандартные пробы (не все, но многие) занимают куда меньше времени. Зато в той же игре "Барабашка" параллельно можно исследовать уровень развития произвольности и контроля, а не только внимание. Да ещё и понаблюдать, способен ли ребёнок понимать и выполнять инструкции (хотя в стандартных тестах это тоже учитывается)...
Ещё вот что важно. Когда мы обследуем ребёнка, куда важнее понимать не топику (т.е. какой конкретно уч-к мозга повреждён и где), а функционал (какая психическая функция "проседает", на какие другие функции это влияет, и каким путём идёт компенсация). Причин много: процесс кортикализации психических функций у ребёнка ещё не завершён; имеет место возрастная диффузность и пластичность функциональных органов детей; психический процесс организуется на разных уровнях мозговой иерархии; наличие круговых функциональных связей мозговых структур.
Проще говоря, у детей мозг функционирует не не так, как у взрослых. Если человек в 30 лет потеряет слух, последствия будут не столь катастрофичны, если слуха лишиться в 3 года. Кстати, именно по этому ранний дебют шизофрении имеет значительно худший прогноз по сравнению с поздним дебютом. И именно поэтому дети гораздо острее переживают горе, хотя нам, взрослым, кажется,что плакать из-за "ерунды" -- глупо. Ага, это ж мы, взрослые, поднакопили жизненный опыт, обросли защитами, научились различным копинг-стратегиям. А у детишек ресурсов мало, силёнок мало, опыта -- чуть. Ребёнок не может, поссорившись с другом, выпить бокальчик вина, позвонить подружке, сходить на шопинг и на йогу, а потом пол дня валяться на диване с книжкой... Именно поэтому детские психотравмы -- самые бессмысленные и беспощадные, и нередко остаются с нами на всю жизнь. Тут, конечно, хорошо когда человек осознаёт, что в момент актуализации ранней детской травмы в истерике заходится не он сам, а его внутренний ребёнок, который ТОГДА не смог справиться с обрушившимися на него обстоятельствами. Как только осознание происходит, человек уже способен, условно говоря, позаботиться о ТОМ малыше внутри себя с позиции взрослого. И мир не рушится. Ну, почти всегда не.
Блин, опять отвлеклась...
О чём это я? А, да, про иерархию.
Существует иерархия (в организации псих. процессов). Симптоматика определённого уровня может быть вызвана как дефицитом этого уровня, так и "поломкой" вышележащего уровня. В обе стороны, да.
В общем, всё сложно. Мне этому ещё учиться и учиться.

Да, так вот, про настольные игры. Дети их любят. Почему бы не использовать для диагностики и коррекции.
А затык в том, что нет таких исследований и нет такой литературы. И как писать теоретический кусок диплома, я вообще не представляю. АААААААА На тед.ком есть несколько прелюбопытнейших роликов про игры, но там имеются в виду компьютерные игры, а не настольные -((((

Блин, как же я туплю. Я не понимаю, как то, что я написала выше, превратить в 60+ страниц! -((((
Previous post Next post
Up