May 04, 2011 02:46
Позапрошлым летом я придумал коан - "к какой парадигме относится "Морской бой"?" (Ближе всего ко второй, конечно; самые "сильные" корабли - это одноклеточные.)
Обсуждение тогда принесло много пользы и много важных замечаний. Вот что значит подобрать правильный вопрос :). Для меня позитивным итогом стало то, что я осознал разницу между русским "Морским боем" и американским Battleship.
Да, это похожие игры, со схожим принципом.
Но во-первых, в американском варианте иной набор кораблей - один пятиклеточный "авианосец", один четырёхклеточный "линкор", два трёхклеточных корабля ("крейсер" и "подлодка") и один двухклеточный. Да. Именно такой состав эскадры мы увидим в грядущем фильме по мотивам "Морского боя".
А во-вторых, по американским правилам, можно ставить корабли вплотную друг к другу, борт в борт, и вообще как угодно. Тут я просто сел и несколько раз перечитал текст. Но нет, всё правильно. /*голосом Задорнова*/ "Ну тууупыыые..." В чём тогда смысл? Ни одно попадание не сообщает тебе никакой информации, кроме того, что ты попал. Потопление корабля - это всего-навсего потопление корабля. Ах, да, и у них нет призового выстрела за попадание. Стороны методично долбают друг друга, строго в порядке очереди. Даже сами американцы чувствуют, что в этом есть какой-то подвох, и с таким же успехом можно было бы кидать монетку для определения победителя.
Русский "Морской бой" - это игра, в своей строгости близкая к идеалу. Текущий вариант правил появился в двадцатые годы, и с тех пор не менялся.
Американский "Морской бой" - это тупое убожество. Но есть нюансы. Русский вариант запатентовать нельзя, он доступен всем, у кого есть голова, карандаш и листок бумаги. А американский вариант запатентован, и для игры в него продаются специальные лицензионные наборы. В том числе, электронные. А так как базовая игра необыкновенно тупая и примитивная, в этим наборы встраивают дополнительные опции. Например, можно играть с правилом "Бонус" (это русский вариант, дополнительный выстрел за попадание). Или правило "Залп" - количество выстрелов за ход связано с количеством и классом оставшихся кораблей (чтобы не давать никому преимущества, стороны сначала заявляют все выстрелы, которые они могут сделать за этот ход, а затем уже отыгрывают результаты попаданий). Плюс, электронные наборы включают в себя "Продвинутый Морской бой", Advanced Battleship. А там уже полно "перделок и свистелок" - подводные лодки могут использовать сонар, запускать торпеды (торпеда идёт по прямой, пока не наткнётся на вражеский корабль), линкор и крейсер стреляют ракетами, бьющими по площадям, авианосец запускает самолёты-разведчики, которые тоже можно сбивать... всё это мигает и бибикает. И это уже круто, да.
[Есть даже "Морской бой" по мотивам "Звёздных войн", на поле, состоящем из шестиугольников, с турболазером (один выстрел за игру в любую точку поля, если попадает в корабль, сносит его целиком) и возможностью достраивать и выставлять на доску новые корабли прямо во время боя.]
парадигмы,
pairs