Вообще, фильм "Приключения Буратино" - надёжная прививка от тоталитарных комплексов 8-).
Click to view
"Советские патриоты" начинают ритмично качать руками в воздухе. "Да здравствуют идеалы карабасизма! Уютно нам жить под его бородой! И он никакой не мучитель, а просто наш добрый учитель! Отец родной! Мы же марионетки, с нами иначе нельзя, мы только такой язык понимаем, только из под плётки работаем. Наш дом - сундук. А кто нитки обрезал, тот враг! А кто из театра сбежал - предатель! Конечно же, Арлекин Пьеро за дело палкой бил, всё равно этот бездарный стихоплёт только для таких представлений и годится".
И тут на сцену
вылезает Буратино: "Я вам покажу, какой это театр!"
"Какой бы ни был", - отвечает Арлекин, - "Тебе-то что?"
"А я вам говорю, что это плохой театр".
"Какой бы ни было, тебе-то что?!"
"А я вам говорю, сеньор, что это глупый и злой театр!"
И вот об эту фразу о "глупом и злом театре" разбиваются все аргументы карабасистов. Понятно, на чьей стороне были сценарист с режиссёром? Не говоря уже о том, что сам Арлекин в конце фильма выбирает свободу.
P.S. Конечно, можно сказать, что создатели фильма провидчески осудили и противоположный конец спектра, связанный с историей пост-советской России. Достаточно вспомнить парочку неразлучных мошенников, лису Алису и кота Базилио, с их любимыми песенками: "Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки" и "В полночь ваши денюжки заройте в землю - где?" Образ Поля Чудес в Стране Дураков вообще стал одновременно всеобъемлющей и точной метафорой происходящего.
Будучи совершенным воином Пути, Буратино отвергает обе ложные альтернативы.