(
...)
История в сторону. Как-то в детстве я решил придумывать богов, записывая их имена в тетрадку и составляя из них что-то вроде генеалогического древа. Выдумал штук пятьдесят (может, меньше), но к концу речь пошла о таком убожестве, как бог цветов, бог бабочек и бог-инженер, создавший бога-робота. Я это к тому, что нельзя бесконечно насиловать фантазию. Когда
vasilisk_ написал "
разнообразные боги и богини у нас есть. Их не может не есть быть. Из сакральных соображений, численность базовых божеств Организации равна 108", это вызвало у меня злорадную усмешку. Ага, "а теперь перечислите их имена, атрибуты и специализацию".
По мне так даже тридцать богов - слишком большое число, чтобы его можно было заполнить на одном вдохновении. Нужна жёсткая схема, общий принцип, от которого можно будет отталкиваться.
А затем я увидел этот
пост (+ комменты), в котором автор сравнивал игры (в том числе, ролевые) и бюрократию, утверждая, что между этими явлениями есть нечто общее.
А что такое игра?
...
Философ Людвиг Витгенштейн как-то сказал, что нельзя дать определение понятию "игра"; нет никаких общих черт, которые бы объединяли все игры.
Автор Бернард Сьютс на это ответил, что суть игры заключается в добровольном преодолении ненужных препятствий.
Разница между игрой и бюрократией состоит как в раз в том, что в бюрократию "играют" не совсем добровольно.
Ещё: ...У Переслегина "образование" и "контроль" лежат на одной оси, он назвал эту ось "Игрой". Мне понравился этот образ (Игра!), я постарался сохранить его в своей схеме... И
далее:
С этим уже можно поиграть. Я
писал об осях, соединяющих противоположные вершины, их у нас четыре. (Управление - Трансценденция, Война - Познание ("Суд"), Образование - Контроль ("Игра"), Эстетизация - Производство.) Допустим, эти оси задают уровень социосистемы, определяют её граничные возможности. Насколько успешно она упорядочивает реальность ради некого высшего смысла (
Империум Гоббса), получается ли у неё находить истину в конфликтах, способна ли она играть, т.е. "обмениваться информацией с произвольно установленными значениями", и каков её технический уровень? [Я хотел бы отдельно отметить, что последняя ось у нас связывает Производство и Эстетизацию - это означает, что связанные с уровнем развития социосистемы навыки и ресурсы относятся как к материальной сфере, так и к умению запаковывать и транслировать смыслы.]
Итак, какую бы вершину мы не взяли, сквозь неё проходит ось, связывающая её с вершиной-"антиподом".
Понимаете? Когда я задавал этот
вопрос, я уже знал, какой ответ мне нужен. И вы меня не разочаровали. Получилось следующее:
добровольно-условное: (игра);
вынужденно-условное: (бюрократия), долг, школа, армия, тюрьма, каторга;
вынужденно-реальное: жизнь, выживание, катастрофы, войны и стихийные бедствия;
добровольно-реальное: предпринимательство, бизнес, работа, развитие.
Вот они, Древние боги - четыре бога Юга. Боги осей, связывающих противоположные вершины "
кубика". Боги вызовов, боги, воздействующие на общество в целом и проверяющие его на прочность - и, в то же время, своеобразные культурные герои, указывающие людям путь.
Первый бог - Познание-Война, бог воды и огня. Бог, заставляющий нас выживать в агрессивной среде, требующий, чтобы мы одновременно отбивались от угроз и пытались разобраться в ситуации. Этот бог взвешивает каждое человеческое общество на своих весах, давая ему право прожить ещё чуть-чуть, или приговаривая к окончательному уничтожению. Он бог опасных врагов, хищных зверей, холодных зим, голодных лет, стихийных бедствий и неудач. Мало кто будет любить такого бога, но все поклонялись ему, так или иначе.
Второй бог - Управление-Трансценденция, бог грома и ветра. Бог империума, бог власти, бог
Левиафана. Бог, обеспечивший переход от СУ-1 к СУ-1,5 (в терминах "Теории Социальных Систем Управления"
Бощенко), или от
коммунизма первобытного общества к
социализму восточной деспотии (в терминах
Нефедова). Бог-тиран, создавший пирамиды из людей, чтобы люди могли строить пирамиды из камня.
Иными словами, изначальный Юг Крылова выглядел так:
"
Народы, имеющие в качестве основы поведения Первую этическую систему, как правило, живут, разбитые на небольшие группы или кланы, каждый со своими, отличающимися от соседей, обычаями, преданиями, а главное - авторитетами. Размер клана определяется возможностью непосредственного знакомства и контакта каждого человека с группой лидеров клана (а по возможности и со всеми остальными людьми клана), поскольку нужно все время иметь перед глазами образец для подражания".
Наш второй бог превращает подобное в Юг по Холмогорову:
"
Государство в такой системе приобретает характер священной деспотии, власти царя-жреца, который концентрирует в себе магические силы, воплощает их... Граждане этого государства - это не граждане собственно, а люди, объединенные общим магическим культом, те, кто от этой священной магической власти так или иначе зависят в своей жизни. На этой архаической основе можно было добиться довольно впечатляющих результатов развития цивилизации, как добились их древние египтяне, вавилоняне, майя, ацтеки. Они перемахнули с соответствующей магико-социальной организацией за порог цивилизации".
Бюрократия, армия, организованная религия, рабство, тюрьмы, всем этим мы обязаны второму богу. Да, эти явления потом прославили Восток, но зародились они на Юге.
Третий бог - Образование-Контроль, бог Игры. Там, где второй бог оценивает наши успехи в построении человеческих муравейников, третьего больше интересует наше умение играть - преодолевать условные препятствия, обмениваться информацией с произвольным смыслом, валять дурака и выставлять других дураками. Если у нас вдруг появятся свободное время и лишние силы, на что мы их потратим? Это ведь такое же испытание для социума, как и любое другое. Влияние третьего бога подарило людям азартные игры, бои быков и петухов, командные виды спорта, актёров, шулеров и фокусников.
Наконец, четвёртый бог - Производство-Эстетизация. Бог материальной культуры, бог, измеряющий нашу способность менять мир и оставлять следы своего пребывания на земле. Борьба с тем, что Стругацкие назвали Гомеостатическим мирозданием, является делом сугубо добровольным, но препятствия на этом пути объективны, будь то сопротивление материала или слабость тела и духа. Объективно и решение, которым является создание чего-то нового, небывалого. Этот бог выбирал тех, кто был готов работать до седьмого пота, кто не боялся засучить рукава и испачкать руки землёй или глиной.
Конечно, возникает соблазн сказать, что боги "недобровольного участия" являются скорее злыми, а "добровольного" - добрыми. Старые боги сказали бы на это, что Древние боги были чудовищами, все вместе и каждый по отдельности. Они должны были уйти, поэтому Старые боги объявили им войну, победили и погрузили их в вечный сон. Армии рабов не спасли Властелина, хитрость не помогла Насмешнику. Мастера не защитили возведённые им стены, Хозяин Пустошей пал, несмотря на всю свою силу.
...Ну а всё остальное было уже делом техники. Если четыре - это четыре оси, соединяющие противоположные стороны "
кубика", а восемь - это восемь вершин, то двенадцать - это двенадцать ребёр куба, а шесть - шесть граней.
Каждый из богов Востока обеспечивает соединение двух соседних вершин "кубика Переслегина", отлично. С этим уже можно работать! У нас будет бог-"государственник" (Война-Управление), бог аполлонического типа (Война-Эстетизация), бог войны по правилам (Война-Контроль), бог-торговец (Производство-Контроль), и бог накопления и распределения запасов (Производство-Управление). Это костяк, на который элементарно лепится сюжетное мясо, с любой степенью детализации - было бы желание.
[Понятно, что такая схема не позволяет определить половую принадлежность божества, тут остаётся руководствоваться чисто эстетическими критериями. Я исхожу из того, что количество богов и богинь равное. Вы спросите, почему тогда я говорил о богах Юга в мужском роде? Во-первых, всегда можно переделать Властелина в Госпожу и Хозяина в Хозяйку. А во-вторых, я подозреваю, что люди представляли себе богов Юга по принципу "я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик". Пойди разбери, кто там у них кто! Как бы то ни было, на Востоке и Западе мальчиков столько же, сколько и девочек, в этом я уверен; если что, гендерные перекосы Юга придётся компенсировать за счёт Севера. Но лучше не надо.]
А боги Запада, соответствующие граням кубика, так или иначе связаны с четырьмя вершинами, то есть их способности наиболее разнообразны.
[Представим себе, что изначально существовало восемь магических камней. У любого из Древних богов было по два камня, что делало их почти всемогущими. Когда Старые боги победили Древних, они раздробили эти камни на три части - это двадцать четыре куска - и каждый из богов получил пару осколков. А Новые боги, победив их, забрали себе по четыре обломка изначальных камней. Таки образом, каждый из Новых богов способен в той или иной степени "эмулировать" возможности четырёх Старых богов, подобно тому, как каждая грань куба примыкает к четырём ребрам. Ну а Последние боги, соответственно, вновь соединили камни. В будущем.]
Поэтому я легко готов согласится с тем, что
Питер Пэн - это один из богов Запада, помимо того, что он соответствует всем критериям. Смотрите - к каждой вершине примыкает три грани. Есть вершина Познание, есть противоположная вершина, Война. Это значит, что из шести богов трое будут скорее учёными-исследователями-шпионами-аналитиками, а трое - "файтерами" (аналогично, среди них будет трое "жрецов" и трое "правителей", и т.д.). К сожалению, именно с образами "файтеров" у нас напряжёнка (Запад!). Но Питер Пэн - он чистый "файтер", так что берём не раздумывая.
Если что, Мэри Поппинс, по моим прикидкам - это скорее жреческий типаж, и она, конечно, разведчица. То есть, это грань Образование-Эстетизация-Трансценденция-Познание. А Вилли Вонка, в любом случае, связан с вершинами Производство и Познание (он производит шоколад и изобретает новые конфеты), так что мы можем выбирать одну из двух граней. Питер Пэн - Война-Управление-Образование-Эстетизация, где-то так. Но это предварительные оценки.