Да. Надо сказать, в книжке автора
шашечного угара есть иллюстрации, но в тот раз я не стал утруждать себя их воспроизведением. Сегодня я просмотрел тот пост и ужаснулся - он был практически нечитаем из-за обилия опечаток. Естественно, я исправил все, которые нашёл. А в качестве компенсации я а) дополню его б) выложу поясняющие картинки.
Итак, по мысли автора, изначальная форма шашек - военная игра на квадратной или прямоугольной доске по правилам, близким к современным, с тем отличием, что у каждого игрока с самого начала была особая фигура, дамка, которая могла ходить во все стороны, или даже на любое расстояние, и которая символизировала вождя. Детали зависели от культуры и обычаев создателей того или иного варианта шашек, например, как сообщает нам автор, древние русы играли на доске 8х8, где у каждого игрока было десять простых воинов и по два вождя. (Естественно, всё это не имеет никакого отношения к реальной истории шашек, какой она видится современным исследователям, но что они могут знать? ;)) Обычно вождь не имел права двигаться, пока все остальные шашки - простые воины - не сдвинутся со своих мест, но ему разрешалось брать вражескую шашку, которая вставала под удар.
То же самое, но более цветастым языком:
"На поле боя важную роль играет вождь. Вождь стоит в середине войска (поля сражения), в удобном месте, защищённый своими шашками. Он хорошо видит поле сражения. Тут вождь находится до конца сражения, посылая подкрепления по слабые участки, или, наоборот, на прорывы. Лишь необходимость сдвигает его с места. Если появилась угроза гибели всего войска или самого вождя, то тут же вождь начинает двигаться. Погиб вождь - погибло войско. Такую силу дамки дал мудрец ей и в военных шашках... Появление новой дамки, если не считать курьёзных случаев, тоже ведёт к победе".
Новые дамки, естественно, появлялись в результате прорыва вражеского строя, то есть выхода шашки на последнюю горизонталь.
Базовой игрой скифов, по версии автора, были шашки на доске 9х9, с клетками двух цветов, красного и жёлтого. На жёлтых клетках играли, а красными любовались, ибо это был любимый цвет скифов. Шашки одной стороны красились в красный или коричневый, другие обычно были чёрными или тёмно-серыми. Вожди-дамки ставились на среднюю клетку первой горизонтали от игрока.
"В это время в Скифии народ играл на двухцветной 81-клеточной шашечнице (девять горизонтальных и девять вертикальных рядов). В начале игры у каждого игрока было по 17 простых шашек и по одной дамке, которые расставлялись на светлых полях (чаще желтого цвета) первых четырёх горизонталей от играющих. Дамки стояли посредине 1 и 9 горизонтали и принимали участие в игре, когда все простые шашки были сдвинуты с начальных мест. Исключением было правило боя дамкой, если на освобождённую диагональ пятерника (косяка) появлялась шашка варвара, то дамка била перепрыгнув через неё. Таким образом, перед началом игры на шашечнице была свободна лишь пятая горизонталь с пятью игровыми полями".
Дальше наш герой Анахарсис усовершенствовал эту игру, создав трёхцветную доску:
"...Когда Анахарсис развернул трёхцветную шашечницу, всё царское окружение во главе с царём затихло. А когда царевич рассказал им, что на этой шашечнице игровые дороги двух цветов (жёлтый и зелёный), которые соответствуют на поле брани разным дорогам: обычной (жёлтый цвет) и с преградами - леса, горы и городища (зелёный цвет), то в палате всё оживилось. Когда Анахарсис показал на простые шашки - стрелы, копья и дротики, а дамку назвал воеводой, который получает свои права сразу, не дожидаясь, пока все простые шашки этого игрока покинут свои изначальные места-позиции, вся палата загудела, как улей. Далее Анахарсис сказал, что будет полезно, чтобы воины царства - "девятые" - потренировались на трёхцветной шашечнице. В палате вновь установилась тишина. Первым заговорил вождь. Он попросил передать шашечницу в подвал "тайн" (запретов), в который могли входить только доверенные лица царства. Царь утвердил это, как указ царства, и тут же на распространение трёхцветной шашечницы было наложено табу (запрет). Теперь огласка секретов военной шашечницы варварам стоила головы любому скифу. Лишь через длительное время был издан указ, по которому скифские воины царской охраны тренировались на трёхцветной шашечнице. Царевичу было поручено, чтобы он в подвале "тайн" потренировал всех воевод на этой шашечнице..."
Главная военная тайна скифов, шашечная игра для подготовки командного состава и отрядов специального назначения, выглядела так:
"Общеизвестно, что до Анахарсиса скифское войско делилось на "девятки" стоявших в одном ряду. Старший воин "девятки" имел в своём подчинении по четыре воина, стоявших слева и справа. Эллины (чужеземные воины) знали эти построения заранее и в начале боя старались уничтожить старших "девятки", что ослабляло скифское войско. Сначала Анахарсис предложил двухрядное построение "девятки": в первом ряду - четыре воина, во втором - пять. Старший воин находился в середине второго ряда. Позже он предложил разделение войск по четырнадцать человек с трёхрядным построением: в первом ряду - пять воинов, во втором - четыре и в третьем - пять. Старший воин находился в середине третьего ряда. Таким образом, старший воин был надёжно защищён.
Именно для тренировки воинов Анахарсис изобрёл игру на трёхцветной шашечнице...
До начала военной игры Анахарсис снял шашки с третьих горизонталей (4 и 6) от играющих. Следовательно, у них оставалось 13 простых шашек и по одной дамки. Приближая дороги битвы к мирным полям шашечницы мудрец вводит второй цвет (зелёный) на играющих полях. Освободившиеся поля на трёх горизонталях дают богатый простор мыслям. Шашки получают названия стрел, копий, дротика...
Таким образом, в шашках Анахарсиса усматривается прообраз современных шахмат".
Соответственно... спереди на флангах (на зелёных полях) стоят конные лучники, "стрелы". За ними, на жёлтых полях, слева и справа, построились "копья", всадники с копьями, умеющие и метать свои орудия, и драться ими врукопашную. В центре, на зелёных полях, клином выстроился "дротик" - пять воинов, защищающих командира отряда.
Идём дальше. В прошлый раз я остановился на следующем: Естественно, в книге Анахарсис всё-таки придумал свои социал-утопические шашки, но доверил их тайну только самым близким и идейно крепким людям. Полностью этот эпизод звучит так:
"Ещё на родине у Анахарсиса появилась вера в утопию: "Создание солнечного государства с коллективной собственностью и коллективным трудом. Руководит в таком государстве община - выборщики от класса воинов и от класса земплепашцев-скотоводов во главе с выборным вождём". Но эта мысль ещё больше укрепилась в Греции и, в особенности, после бесед с Солоном, где Анахарсисом завладела эта идея для переустройства всей скифской жизни.
Общеизвестно, что в 594 году до н.э. Анахарсис занимался военной подготовкой скифских воинов и, уезжая в Грецию, имел задание от своего царя. Поэтому мудрец вместе с семью торговцами скифами был отправлен на четырёх повозках (на каждой по два человека), и для каждой повозки были сделаны новые кожаные шашечницы с новыми костяными шашками по цвету как у эллинов - белого и стального. Они были великолепны, поскольку выполнялись искусными косторезами и кожевниками-красителями. Все шашечницы были окрашены в два цвета: первый - золотисто-жёлтый цвет украшал играющие поля; второй цвет - красно-розовый на неигровых полях. Все шашки четырёх партий были сделаны по указанию мудреца...
После просмотра или участия в Олимпийских играх, придя домой в конце дня, Анахарсис обошёл три повозки и взял только шашки, затем вошёл в свою повозку. Здесь он разложил свою шашечницу, а рядом с ней поставил комплекты шашек.
Мудрец стал думать, как расставить шашки на шашечнице, чтобы воплотить свои идеи на них. Он понимал так же, что на его родине нельзя сразу касаться каких-либо изменений на трёхцветной шашечнице. Это грозило ему смертью. Но введение элементов эллинской игры на жёлтые поля двухцветной шашечницы тоже могло вызвать большие неприятности, если это осудят гадатели, любившие старые скифские игры. Да и остальные скифы "Нового города", ревностно избегавшие заимствований чужеземных учреждений (новинок), как и от остальных скифских народов, так и в особенности от эллинов (греков), могли тоже поддаться раздражению и возмущению, что могло привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому взгляд мудреца падает на красно-розовые поля (неигровые), как бы ища в них защитные оправдания. И тогда мудрец вспоминает своих игроков из "восьминогих", которые говорили, что есть рабы, играющие 18-тью шашками на этих красных полях. И вот эллинистические мысли мудреца окончательно воплотились в шашках.
Анахарсис вызывает Токсариса из соседнего дома и показывает ему новую игру - эллинистические шашки... Игровые поля - красно-розовые... Таких игровых полей сорок.
"Смотри и запоминай, побратим!" - сказал Анахарсис и стал ставить эллинистические шашки в начальное положение от каждого игрока на трёх первых горизонталях шашечницы (по красным полям):
"На первую горизонталь ставлю землепашцев-скотоводов - простыми шашками из первой партии;
На третью горизонталь ставлю воинов - простыми шашками из третьей партии, но в Скифии можно сделать замену на наконечники стрел;
На вторую горизонталь ставлю выборного царька (дамку) на среднее поле, из первой партии, слева от выборного царька на двух полях - выборщики от воинов, простыми шашками второй партии, справа на двух полях - выборщики от землепашцев-скотоводов [шашками четвёртой партии]. В Скифии можно сделать замену: выборного царька - на серебряные монеты с лицом царей Скифии и варваров, а выборщиков из воинов - на стрелы с пронисками или пряслом, и от землепашцев-скотоводов - на пряслицу с орнаментом.
Посмотрев внимательно на новые шашки, Токсарис был восхищён. Тут же мудрецы сели за шашечницу. Игра была интересной и имела много особенностей. Вскоре Токсарис сказал: "При таких шашках на шашечнице надо убрать чёрные линии. Пусть все линии новой шашечницы будут только красными или розовыми, и пусть текут только светлые мысли. Тогда между играющими будет всегда мир и дружба! Пусть эллинистические шашки несут людям только радость!" За игрой мудрецы понимали, что там в Скифии эллинистические шашки наведут на серьёзные размышления о переустройстве скифского общества самих "восьминогих" и рабов. Это пошатнёт устои наследственности царской власти, знати и богатеев. Начнутся непредсказуемые грозные действия. Поэтому ещё за игрой побратимы решили, что там в Скифии в такую игру можно играть осторожно и тайно только с теми, кто даст клятву Ветру и Мечу, что сохранит игру в тайне. Мудрецы закончили играть в эллинистические шашки только тогда, когда стало темнеть на дворе.
Возвратившись на родину, Анахарсис сыграл в эллинистические шашки только с одним воином - Савмакисом..."
У Анахарсиса было четыре набора шашек, двух цветов - белого и стального. Он придумал игру, в которой использовались все четыре варианта простых шашек - "воины", "землепашцы-скотоводы", "выборщики от воинов", "выборщики от землепашцев-скотоводов", плюс дамка, выборный царь. Отдельно стоит отметить, что, судя по расстановке фигур, Анахарсис стоял на позициях
народников и находился в плену соответствующих иллюзий. А ещё, если отталкиваться от сюжета книги, то получается, что Анахарсис действительно всё время пытался изобрести шахматы - с этими "выборщиками", "дротиками", "копьями" так далее. Другое дело, что из этого ничего не вышло, так как он так и не смог дойти до идеи, что каждая фигура должна ходить своим, уникальным образом.
Мне кажется, в этой истории хорошо всё. И наивный маркетинговый ход, по которому шашки, выдуманные скифом для Скифии, получают имя "эллинистических". И предположение, что простой народ, увидев эти шашки, не выдержит и взбунтуется - настольная игра, как политический манифест. И опасения Анахарсиса по поводу гадателей - опасения оправданные, потому что именно гадатели его в конце и погубили. Ведь, в свою очередь, гадателям было, на что злиться - в социальной структуре идеального общества по Анахарсису жреческое сословие просто отсутствует. Есть воины, есть производители, есть руководство, которое выбирается из воинов и производителей и сохраняет солидарность с породившим их классом, и всё.
Кого я обманываю? Меня даже язык этого автора прикалывает, он так пишет по-русски, будто переводит с какого-то иностранного (украинского? психопатологического?).
Да. Кончается всё тем, что Анахарсис решил опытным путём проверить, как громкая музыка воздействует на человеческую психику. Этот эксперимент его и погубил.
"На следующий день Анахарсис стал мечтать о применении музыкальных сигналов в скифском воинстве. Захватив с собою тимпан, кимвал и самодельный рог, Анахарсис отправился на скалу Гилею. Взобравшись на неё, мудрец ударил колотушкой по тимпану, а затем по кимвалу, при этом он внимательно всматривался в слушающих людей. Ещё будучи в Греции, Анахарсис наблюдал обычай созывать народ на праздники богов плодородия, земледелия и виноделия музыкальными сигналами. Так на торжественном празднике, который устроили кизикяне в честь Матери богов - Кибелы, где Анахарсис приобрёл эти музыкальные инструменты, музыка исполнялась на тимпане (барабан) и кимвале (литавры - медные тарелки). Теперь ударив ещё раз колотушкой по ним, он почувствовал, что чужеземная музыка разнеслась далеко. Тогда он достал рог и затрубил в него. Звуки рога разнеслись ещё дальше. Мудрец видел, как всадники, бросив водопой коней на Ахилловом Беге (так скифы называли реку Салгир), направились к мудрецу послушать чужеземную музыку.
Но Анахарсис ещё не знал, что за его спиной также услышали варварскую музыку в городище и в царском дворце. Первыми рассвирепели недруги, поняв, что всему виной был Анахарсис. Вскоре разъярённая толпа из царской знати и злых гадателей, во главе с воеводой обступили раздражённого царя Савлия, требуя наказать Анахарсиса за предательство, за варварские звуки и прочую эллинизацию. Услышав новые варварские звуки, они ещё громче заголосили: "Он призывает к нам варваров и они погубят нас!" - кричали они царю. Раздражённый царь Савлий вскочил на коня и помчался к Гилее. Там он увидел стоящего на скале Анахарсиса, который быстро махал рукой и бил колотушкой по варварским инструментам. Страшный шум и гул стоял в ушах Савлия. Остановив своего скакуна, царь окликнул брата, но тот вновь замахнулся и грохнул по тимпану. Царь в гневе пускает ядовитую стрелу в брата. Анахарсис поворачивается, но сражённый стрелой падает со скалы и разбивается уже мёртвым. Так погиб наш великий предок, поразивший своих соплеменников необычной музыкой и шашками...
Гадатели, постоянно разжигавшие военные конфликты с соседними странами и междоусобные столкновения, совершили акт Пилата (?! - Г.Н.) над Анахарсисом. Царь Савлий (он же вождь), убив своего брата Анахарсиса по ложному доносу, запретил по всему царству дуть в рог и играть в шашки на красных полях с выборным вождём или царьком. И все, кто был замечен в этом, уничтожались на месте. Так закончили свою короткую жизнь и эллинистические шашки, в которых впервые воплотилась утопия - мечта о создании нового, справедливого государства на территории Крыма".