Советские мультфильмы или стихийная ассоциация

Jun 12, 2008 20:44

О... u_96 выложил классический и любимый образец... как бы это назвать... советской антизападной пропаганды? 8-)
В общем, один из хороших советских мультов. Он точно был в моём личном рейтинге, и я всегда радовался, когда попадал на него по телевизору. В вышеупомянутом рейтинге он котировался где-то на уровне эпической дилогии "Если бы я был папой", хотя последную, я, наверное, ставил выше. У "Если бы я был папой" преимущество по хронометражу и количеству культурных образов-цитат.

Вот сейчас пересмотрел и то, и другое, на свежую голову.

"Великий Нехочуха" - советская власть выведена в образе усталой старой бабушки с непутёвым внуком, который не хочет работать и мечтает о Западе - стране изобилия, где всего завались и мультики крутят по телевизору круглые сутки. Бабушке противопоставлен Великий Нехочуха, Властелин Запада. Это страдающий ожирением буржуин (очень старый культурный образ), окружённый Роботами-слугами, мгновенно выполняющими любое его желание. И да, на Западе всего завались - атракционов, сладкой газировки (герой патриотично выбирает советский квас с мыльной пеной), компьютерных игр, Роботов... и потому это ад. От подобного ужаса и кромешного мрака человека может спасти только старая бабушка Софья Власьевна. Осознавший свою неправоту внук превращается в образцового маленького солдатика, потому что есть такое слово - "надо".
Главный плюс - тот самый образ капиталистического Ада. Мир, где у всех всё есть, но никто ничего не хочет, лабиринт кривых зеркал, американские горки, уводящие в тёмный туннель без выхода... "Бабушка, спаси меня!"
С идейной точки зрения, мультфильм, мягко говоря, небезупречен, поскольку не может решить, против чего именно он протестует.

"Если бы я был моим папой" - поздний шедевр советской анимации. Вышел на экраны в 87 году, через год после "Великого Нехочухи". Первая новелла допускает прямое сравнение. Софья Власьевна здесь обернулась уродливой жирной бабой-продавщицей, которой верно служит инфернальный грузчик-алкоголик. Продавщица стремится раздавить любого, кто пытается жаловаться или отстаивать свои права - для таких у неё заготовлена смирительная рубашка. Прибитая гвоздями к стене жалобная книга символизирует свободу выбирать и выражать своё мнение. Это то, за что надо бороться. Герой мультфильма никакой не "нехочуха", он знает, чего он хочет. А хочет он отомстить за унижения своего отца, советского интеллигента (позиция мультфильма сугубо интельская). Да, советская власть скорее сожрёт свою конституцию, чем поделится властью с людьми. Но пусть впереди бои, слезоточивый газ, барикады - рано или поздно коммунистическую верхушку посадят в железную клетку и будут показывать на площади, как Гитлера. И тогда сразу наступит изобилие, сервис, и торжество прав потребителя, а в магазинах вместе с покупками будут выдавать стильные пакеты с логотипами.

Вторая новелла сталкивает героя с новыми варварами, пока ещё беззубыми и безобидными. Странные стиляги восьмидесятых, колбасившиеся под дэнс-микс советской попсы, вряд ли могут считаться серьёзными противниками. Герой разделывается с ними парой заклинаний.

Третья новелла поражает своим откровенным фрейдизмом - "я был бы для мамы лучшим мужем, чем папа". Мда. Но к этому моменту зритель всё равно уже сражён и зачарован. Главный плюс фильма - естественно, мальчик, мечтающий о Добре с кулаками, его восприятие мира и его фантазии, которые незаметно изменяют реальность.

Вторая серия (88 год) уступает первой в идейно-художественном плане, но искупает возможные недостатки за счёт недетской страсти. Империя трещит по швам, улицы заполнили гопники. Враги интелей, варвары, в мультфильме представлены странным союзом качка-любера в клетчатых штанах и припанкованного металиста в косухе. Гопники ведут себя грубо и откровенно нарываются. Зал игровых автоматов здесь символизирует не западный соблазн, от которого надо отречься, а интельский храм, святилище, окно в другой мир. Это мечта, которую нужно отстоять и очистить от варваров. Поэтому герой призывает на помощь свой дар мага иллюзий, в этот раз уже осознанно, и вызывает тупых гопников на поединок разумов. Который они, естественно, проигрывают, будучи, как я уже сказал, тупыми. Заметим, что в мире своих грёз будущий интель преображается в аристократа. Считаем культурные образы - ковбой, раздающий правосудие прерий направо и налево; затем перебивка с животными - интель показал варварам, что он о них думает; затем автогонщик тридцатых в шлеме и очках-консервах; затем отважный корсар, он же мастер боевых искусств. (Кстати, последняя ассоциация мальчика самая интересная, "Морской бой" - пираты и парусник с парусами.)

pairs

Previous post Next post
Up