Пояснения, или о мишках

Nov 21, 2007 18:15

ОК.

текст песни

текст из Вархаммера

Надо сказать, что тут возможны две категории претензий.
Одни чисто внутренние, связанные с образом Зарада, бога, которого я выдумал для своего пантеона.
Другие - внешние, которые можно понять и без знаний о моём мире.
В некоторых пунктах эти две категории пересекаются.

Главная внутренняя претензия.
Какое Зараду дело до воинской доблести?! Он не бог войны, он бог зверей и охоты.
Бог войны обожает поединки. Он способен пощадить своего противника за проявленное в бою искусство. Но Зарад...?

Отношения охотника с добычей неравноправны - зверь может быть больше и сильнее, обладать лучшим чутьём, звериным коварством и хитростью. И всё равно охотник раз за разом добывает зверя, потому что знает его повадки и привычки, умеет красться, и становится невидимым, и наносить удар в тот единственный момент, когда зверь уязвим. Поэтому из зарадистов получаются лучшие партизаны и специалисты по борьбе с партизанами, в то время как культ бога войны тяготеет к честному поединку и генеральному сражению в чистом поле, что позволяет из равных противников выбрать лучшего.

Гллавная внешняя претензия.

"Храбрости такой век я не видал.
Знай, что с Богом ты славно воевал.
Торопись домой, в радости живи
И меня ты, брат, Велесом зови".

Хех. Помните, откуда это? ;)

24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.

Книга Бытия, глава 32.
К вопросу об отечественном псевдоязычестве, да. Понимаете, нельзя сказать, что у евреев копирайт на все сюжеты, но уж Зарад точно ни разу не копипастер. Это как-то ниже его достоинства. Он вполне способен что-нибудь оригинальное выдумать.
Ну и отметьте снижение. С одной стороны, образ человека, который ухватился за Бога и отказывается разжимать руки, здесь религиозный порыв, в ярости сравнимый с борьбой, здесь целые слои возможных интерпретаций. С другой стороны, у нас есть парнишка, с голодухи попытавшийся сожрать медведя и отправленный этим медведем в убедительный нокаут. Но Велес хотя бы представился.
____________________________________

Теперь.

Отметьте удивительную пустоту песни. Что там происходит? Зачем? Сравните с аутентичными сказками и былинами. Языческие сюжеты не должны быть пустыми, там каждая деталь играет. А цель песни-сказания - передать следующему поколению ту или иную мудрость. Отсюда пояснения, развёрнутые комментарии героев к их собственным действиям. Тут ничего подобного. Шёл-шёл, напал-напал.
Полностью отсутствует контекст. Может, охотиться вообще было нельзя, ибо год за годом в этот день Велес обходит свои владения в облике медведя? Или речь шла о священной, заповедной роще бога-медведя? Почему бог вообще появился? Он просто живёт тут? Что он хотел сказать своим появлением? Какой сюжет реализовать? Почему назвал человека "братом"?

Внутренний комментарий. Люди Зараду не "братья" никакие. Он их опекун. Значит, с людьми он строг и всё время держит дистанцию. Боги вообще суровые ребята, как бы нашим т.н. родноверам не хотелось обратного. Никаких тебе похлопываний по плечу, никакого пива на халяву.

...Да, так вот, брат. Какой брат? С чего брат? Опять же, с натяжкой, но в культе бога войны подобное ещё куда ни шло, повоевали-поубивали-побратались. А у нас охота!
Или медведь - тотем рода? А чего воин тогда на него напал? Решил пустить родича на консервы? Если покровитель, если роща заповедная или ещё что, там совсем другое поведение должно быть. Встал на колени, попросил о помощи. Поделился пищей, какая есть. Вспомните сказки про отправившихся на охоту героев. Герой-охотник может мучаться от голода, но никогда не нарушит табу или ритуал, за что в конце и вознаграждается.

Сравните с историей про Бориса.
Там всё чётко.

Борис Бокха хотел возродить древний культ бога-медведя Урсуна, традиционный для Кислева, но утративший позиции в связи с ростом популярности культа Ульрика, бога-волка ( того самого, бога войны). Уже будучи царём, Борёс решил вдобавок получить жреческое посвящение. Поэтому он ушёл в лес и стал искать своего медведя. ( Именно здесь лежит одна из физиологических причин того, что практически все представители традиционных цивилизаций гораздо легче и естественнее “вживаются” в хорошо знакомые и уже в силу этого близкие им “образы” персонажей зоологического мира. Более того, они вполне допускают “жизнь” одной и той же души в обоих - человеческом и животном - мирах одновременно.) В данном случае медведь - манифестация зверинного духа самого Бориса. Собственно, именно поэтому жрец Урсуна должен найти эту часть своей души и слиться с ней, подчинить своей воле.

Когда Борис обнаруживает огромного медведя, он сразу понимает, что это знак милости Урсуна. И, да, он борется с ним голыми руками, как самец с самцом. Конечно, тут сплошная эпика - медведь невероятных размеров, волков две дюжины, боролись целый день, пролежал в беспамятстве пять дней. Но таким и должен быть миф, это ведь не рядовое событие.

Главное, медведь, сражающийся с волками - это именно та дума, с которой Борис пошёл в лес (экспансия культа Ульрика), и это ответ, который он получил от своего бога. Борис и медведь - побратимы, потому что сражались с общим врагом. Своей самоотверженностью Борис доказал своё право на власть, и медведь, дух медведя ему подчинился - тут нет никакого " добром на добро", если честно. В итоге Борис гибнет в бою, тело его обращается в прах, душа присоединяется к предкам, а медведь уходит в лес, становясь для убийц Бориса страшным духом-мстителем.

Нет случайных деталей. Вот Борис лежит без сознания, а медведь охраняет его тело. На самом деле, подобное могло бы присниться шаману. "Я видел гигантского медведя... и я боролся с ним среди снегов... а потом пришла огромная стая волков, и мы с медведем бились против них вместе, как братья... а потом я видел своё тело на снегу, и медведь охранял меня, а дух мой летал между Верхним и Нижним миром..." (т.е. сон во сне - Г.Н.). Но Борис - великий царь, и высшее шаманское посвящение происходит с ним наяву. Всё настоящее, и пролилась настоящая кровь. Шрамы от медвежьих когтей и волчьих клыков - знаки его инициации, поэтому медведь сначала не дал их перевязать, они должны были затянуться сами.

Эх.

медведь как представитель Зарада как бога с функцией (одной из) - хранения рода? И воин просто призывает Зарада выполнять его функцию, подтверждая храбростью право на требование?..

Какую функцию? Хавку подвозить? Кормить род - это, вообще-то, мужская функция. Мужчины должны добывать еду. В этом и состоит идея Зарада. Тут у нас, как известно, удалых отцов Бог войны забрал. Мужчины отказались от своей основной функции и вместо этого отправились в буйный набег ("удалой" - очень характерное слово), где и полегли всем скопом. Извините, тогда. Это был их личный выбор. Могли привезти богатую добычу. Могло повезти. Не повезло. Это война.
...Более того, с большой вероятностью, те, против кого они ходили, весной придут мстить. "Футбольный закон, не забиваешь ты, забьют тебе".

Так какое дело Зараду до тех, кто идёт путём войны? Они обнажили меч и погибли от меча.

На храбрость Зараду плевать, если только она мозгами не сопровождается. Зарада интересует охотничье искусство.
Охотничье искусство там на нуле. Герой сначала влетел в медведя-шатуна, чуть ли не споткнулся об него, а потом ещё не смог его одолеть. Как близка победа, но медведь хитер: лапой выбил из руки топор. Хитрость и коварство медведей - устойчивая характеристика. Делаем пометку - повадки медведей парню незнакомы. Может, он для этого слишком молодой? Тогда его должны были научить старшие. А, так они все ушли на войну и не вернулись! На войну им не плевать, а на охотничьи навыки плевать. Их право. Только вот зачем кормить такой дурной народ?

Искусство охотника - в том, чтобы точно оценить свои шансы и свалить зверя. Если бы не божественное вмешательство, результат был бы следующий - парень бездарно погиб и оставил подранка. Не очень-то героично. Но медведь тогда хотя бы поел. Зарад, между прочим, должен и о медведях заботиться.

А это что? "Храбрости такой век я не видал". Велес всю жизнь прожил в лесу, но ни разу не видел, как на медведя охотятся с рогатиной. А что, есть какой-то ещё способ, если без собак и огнестрельного оружия?

Вот моё любимое: "Выходи на бой!" - воин закричал. Великан медведь бешено рычал. Как говорится, не знаешь, что сказать, лучше промолчи. То есть, всё плохо. Это у Бориса с Урскином был поединок двух равных существ - и то Борис максимум что воззвал к Урсуну, про себя. А здесь человек противостоит зверю, охота, всё-таки, дело серьёзное. Мечтаешь потешить силу богатырскую - бросай рогатину и иди "в ножи".
Представьте, идёт самурай по лесу, а навстречу ему медведь. И самурай сразу: "Я Уэсиба Морита, вассал клана Имагава, школа фехтования Сэнто-рю. Сражайся!"
...Он бы ещё перчатки медведю в морду бросил, со словами "жду Ваших секундантов". Короче, культ бога войны, случай запущенный, неизлечимый. Он, наверное, прежде чем дрова рубить, говорит им "иду на вы" и "выходи на бой!"

И, с другой стороны, если он считал медведя разумным существом, способным понимать человеческую речь и заслуживающим того, чтобы бросить ему вызов, то как воин себя повёл? Медведь-то был на своей территории. Представьте, решили вы соснуть до весны. Тут в ваш дом вваливается какой-то идиот и будит вас. Вы, конечно: "Урод! На часах ещё только январь!", вернее "Кто посмел в мои леса ходить? Кто рискнул медведя разбудить?" А он: "Выходи на бой, проклятое чудо-юдо, будем биться с тобой досмерти". Ну ведь и замочите ублюдка на месте, и будете в своём праве, не так ли? Хроническую невежливость надо лечить.

Подведём итог. Отсутствие содержания и контекста. Неправильный, невежливый герой, не умеющий охотиться (и, видимо, не только охотиться, раз он "славный вой", а на войну его не взяли), но знающий воинственные кричалки. Деревня, жители которой давно оставили путь Зарада, предпочтя путь Войны, как более "удалой". Никто не помнит ни правил, ни ритуалов, ни обычаев. Вопрос на засыпку - найдите в тексте слова благодарности. "Говорят, мол, будто Велес был, горы угощений приносил" - ну так мы его ещё и за пивом послали, пока халява-то!

Это не миф Зарада, никак.
Зарад бы в этой ситуации устроил глупому воину и никакому охотнику экспресс-посвящение в шаманы. Тот остался бы хромой, кривой и одноглазый (медведь не шутит!) но хоть ума бы набрался. Может быть.

P.S. Русский народ о медведях:

- Ау! Ауууу!!! - кричит турист.
- Ну что ты орёшь? - флегматично спрашивает подошедший медведь.
- Я заблудился, а так, может, услышит кто, придёт...
- Ну, я услышал, пришёл. Как, тебе легче стало?

***

- Ты кто?
- Я турист!
- Нет, - говорит медведь, - это я турист. А ты - завтрак туриста.
Previous post Next post
Up