Аристократический менталитет, примеры-2; "Заклинатель драконов" (смысловой блок)

Nov 14, 2007 14:17

Кристобаль Хунта, из повести братьев Стругацких «Понедельних начинается в субботу». Хех. Умели Стругацкие писать: вещь, может, и юморная, но все «Дозоры» Лукьяненко со всем тем пафосом - лишь попытка распаковать заложенные братьями смыслы.  Что, кстати, свидетельствует о том, что Лукьяненко так и не стал новым мастером нашей фантастики. Мастера смыслы создают.

Как бы то ни было, попробуем прочитать «Понедельник» с серьёзной миной на лице.
Что мы знаем о Кристобале Хунте, кроме того, что его отца, предположительно, звали Хозе? 8-).
Во-первых, по мнению Привалова, автора послесловия, Кристобаль Хунта - один из двух наиболее близких к реальности персонажей.

«Авторы  вообще  склонны к нивелировке героев, и потому более или менее правдоподобен у них разве  что  Выбегалло  и  в  какой-то  степени Кристобаль  Хозевич  Хунта».

То есть сотрудники НИИЧАВО знали именно того Хунту, о котором писали Стругацкие. Примем это к сведению, отбросим скепсис и пустимся вплавь.

Хунта - ученик ученика самого Саваофа Бааловича Одина, когда-то величайшего мага Земли, которого древние евреи почитали, как бога. И не только они.

«Историю Саваофа  Бааловича  я  узнал  сравнительно  недавно.  В
незапамятные  времена  С.  Б.  Один  был  ведущим  магом  земного  шара.
Кристобаль Хунта и Жиан Жиакомо были учениками его учеников.  Его именем
заклинали нечисть.  Его  именем  опечатывали  сосуды  с  джиннами.  Царь
Соломон  писал ему восторженные письма и возводил в его честь храмы.  Он
казался всемогущим.  И вот  где-то  в  середине  шестнадцатого  века  он
воистину      стал    всемогущим.    Проведя    численное    решение
интегро-дифференциального уравнения  Высшего  Совершенства,  выведенного
каким-то  титаном  еще  до  ледникового  периода,  он  обрел возможность
творить любое чудо… И С. Б. Один навсегда оставил магию и
стал заведующим отделом Технического Обслуживания НИИЧАВО...

Был он очень стар,  но крепок  и  жилист,  загорелый,  с  блестящей
лысиной,  с  гладко  выбритыми  щеками,  в  ослепительно белом чесучовом
костюме.  К этому человеку все относились  с  большим  пиететом.  Я  сам
однажды  видел,  как  он  выговаривал  за  что-то Модесту Матвеевичу,  а
грозный Модест  стоял,  льстиво  склонясь  перед  ним,  и  приговаривал:
"Слушаюсь...  Виноват.  Больше  не  повторится..."  От Саваофа Бааловича
исходила чудовищная энергия.  Было замечено,  что в его присутствии часы
начинают спешить и распрямляются треки элементарных частиц, искривленные
магнитным полем.  И в то же время он не был  магом.  Во  всяком  случае,
практикующим  магом.  Он  не  ходил  сквозь  стены,  никогда никого не
трансгрессировал и  никогда  не  создавал  своих  дублей,  хотя  работал
необычайно много.  Он был главой отдела Технического Обслуживания,  знал
до  тонкостей  всю  технику  института  и  числился  консультантом
Китежградского  завода  маготехники.  Кроме  того,  он  занимался самыми
неожиданными и далекими от его профессии делами».

(Так, наша история не про Одина, наша история про Хунту!)

Скорее всего, магическая карьера Кристобаля Хунты началась во времена Карла Великого, при котором он состоял в качестве боевого мага и заклинателя драконов:

«Молодой  Кристобаль Хунта привел в дружину Карлу Великому китайского, натасканного на мавров дракона,  но,  узнав, что император собирается воевать не с маврами, а с соплеменными  басками,  рассвирепел  и  дезертировал».

Если это прочесть, как «соплеменными Хунте», то он баск. В любом случае, он начал на Пиренейском полуострове и регулярно туда возвращался.

И да, касательно боевой магии. «Все  наши  старики,  за  исключением,  может  быть,  Федора Симеоновича, в свое время отдали дань увлечению этим разделом магии» - но Хунта с неё начал. Если, конечно, под молодостью Хунты имелась в виду его человеческая молодость, а не первые сто-двести лет жизни 8-).

Так какой же он, Кристобаль Хунта?

«Смутная тень  на  мгновение  заслонила  свет  лампочки,  громко
скрипнули  половицы.  Потом вдруг запахло аптекой,  и в лицо мне пахнуло
холодом.  Я попятился.  И тотчас же кто-то резко и отчетливо постучал  в
наружную  дверь.  Шумы  мгновенно утихли.  Оглядываясь на то место,  где
раньше был диван,  я вновь вышел в сени и открыл дверь.  Передо мной под
мелким  дождем стоял невысокий изящный человек в коротком кремовом плаще
идеальной чистоты, с поднятым воротником. Он снял шляпу и с достоинством
произнес:
    -- Прошу прощения,  Александр Иванович.  Не могли бы вы уделить мне
пять минут для разговора?
    -- Конечно, -- сказал я растерянно. -- Заходите...
    Этого человека  я видел впервые в жизни,  и у меня мелькнула мысль,
не связан ли он с местной  милицией».

Итак, выправка Хунты вызывает ассоциации с силовыми структурами. Думаю, не будь мемуары Привалова подцензурными, он бы там не милицию вспомнил, а кое-что пострашнее - так сказать, дело неразменного пятака пошло по инстанциям.

Отметьте, что Хунта изящен. Это его устойчивая характеристика:

«-- Корифеев это, конечно,  не касается. Жиан Жиакомо, Кристобаль Хунта, Джузеппе Бальзамо или,  скажем,  товарищ  Киврин  Федор  Симеонович...  Никаких  следов
растительности!  -- Он торжествующе посмотрел  на  меня.  --  Ни-ка-ких! Гладкая кожа, изящество, стройность...»

и

«Вошел, кутаясь в норковую шубу, тонкий и изящный Кристобаль Хозевич Хунта».

Хунта невысок, тонок и изящен.

Кстати, умеренные габариты персонажей в купе с отточенными и элегантными движениями иногда используются для обозначения персонажей аристократической ментальности, я встречал это по крайней мере ещё в одной книге (а два случая - это система 8-)). Что имеется в виду? С точки зрения исторических архетипов, варвар - это здоровый, физический крепкий детина, с которым никто не может сравниться по силе и живучести. Не обязательно шкафоподобный, но по меньшей мере увесистый - в общем, представляете себе. И с большим дрыном в руках (тяга к большему дрыну прослеживается даже у во всех смыслах цивилизованного slavamakarov'а 8-)).

Аристократы ответили на силу искусством, сделав ставку на гибкость, ловкость, скорость и продуманную систему подготовки с регулярными тренировками.

Пара цитат, в тему.

Дмитрий Галковский, «Бесконечный тупик» (как всегда о своём):

«Типично европейское оружие - шпага. Тут весь характер европейца сказался: длинная упругая игла-мысль. На пороге вылез нестриженый мужик с топором, стал красную косоворотку на себе рвать: "Не замай!" - Точный, едва заметный глазу укол. Орущая гора мяса, натолкнувшись на невидимую преграду, как-то ойкнула, подпрыгнула и, перевернувшись в воздухе, грузно шмякнулась об пол… И шпагу кружевным платочком вытерли: "Не было этого". В Азии - кривые ножики, ятаганы, бердыши: летят отрубленные руки, ноги, головы, режут напополам, с хрустом вспарывают животы - идёт разделка мяса. А тут у сердца маленькое, с пятачок, пятнышко крови - его и не видно на рубахе. - Серьёзная, европейская работа!»

Алексей Бессонов, «Ветер и сталь», «Маска власти». Там он, как всегда, доводит идею культа бога войны, героев Двуликого и аристократического менталитета до полной профанации и китча (так что, когда я говорил о двух случаях, я не его имел в виду). Но, как ни странно, в своих поздних книгах он это отрефлексировал и превзошёл. Так что zinik_alexander'у рано отчаиваться 8-).
Ладно, цитаты:

«При соответствующем уровне самомобилизации возможности человеческого организма очень велики. Разумеется, не у всех они одинаковы. И суть вовсе не в колоссальной груде мяса на костях. Скорее наоборот. Стокилограммовый тяжелоатлет никогда не станет рейнджером. Его хватит удар на первом же марше. Дело совсем не в том, чтобы иметь накачанные мышцы, стрижку ежиком и тяжелую челюсть. Все наши “волки” - субтильные на вид субъекты с длинными роскошными гривами. Длинные волосы - это традиция, но тоже не с потолка взятая - такая шевелюра здорово помогает в жару, когда в вашем шлеме после сто первого попадания выходит из строя термосистема. А полудистрофическое телосложение необходимо для того, чтобы легко мчаться многие часы по джунглям или скакать по деревьям. Рейнджеру нет необходимости сбивать слона с ног ударом кулака. В джунглях крепкие бицепсы ему не помогут. Он должен в совершенстве, на акробатическом уровне, владеть тем, что у него есть. Здоровущий дядя вряд ли сможет бегать по вертикальным стенкам. А уж если он попадет в мир с 2 g или температурой в 50 градусов по Цельсию, то ему сразу конец - он пройдет от силы с десяток километров или помрет от жажды, изойдя потом».

«Из разъехавшихся дверей появился Детеринг в сопровождении очень мощного мужчины средних лет в полицейском мундире. Рядом с ним Танк казался дистрофиком. Впрочем, я не помню, чтоб его когда-либо смущали такие подробности - мышечная система полковника была оптимизирована в предел, сильнее хомо просто быть не может; в нашем деле важна именно максимально высокая мощность при минимально возможном весе. Оптимизация энергетики начинается с детства и длится долгие годы. В результате хиловатый с виду рейнджер пробивает боксера-тяжеловеса ударом пальца. Система подготовки человека - универсального воина разрабатывалась столетиями… при сохранении железного запрета на любые генные модификации. В итоге раса пришла к сложнейшему комплексу тренировок, которые должны начинаться в возрасте пяти-шести лет, и только каждый стотысячный хомо способен воспринять их в полном объеме. Детеринг же ушел от обычного рейнджера настолько, насколько рейнджер ушел от, скажем, хорошо подготовленного телохранителя».

Заметим, что Ивил у нас тоже скорее худой, искусный и очень быстрый, чем здоровый и накаченный.

Правда, бог войны любит воплощаться в дылд за два метра, но он это делает с целью оказания психологического давления на тех, кому приходиться смотреть на него снизу вверх. И потом, его любимый менталитет - базовый аристократ+варвар. У него и любовь к большим и тяжёлым вещам прослеживается…

Ох 8-). Но вернёмся к Хунте.

Хунта затрачивает определённые усилия на поддержание внешней безупречности - под дождём он стоит в идеально чистом плаще. Хунта нередко ходит с тростью, а зимой носит шубу из норки. Хунта курит кубинские сигары (впрочем, в СССР их было достать не так сложно, мы с Кубой дружили). Хунта носит усы - он подкручивает ус в одной из сцен. Учитывая его старые связи с Испанией, вполне вероятно, что усы он сочетает с бородкой-эспаньолкой.

«-- А,  К-кристо!  -- воскликнул он. -- П-полюбуйся, Камноедов этот,
д-дурак,  засадил м-молодого п-парня дежурить н-на  Новый  год.  Д-давай
отпустим его,  вдвоем останемся,  в-вспомним старину, в-выпьем, а? Ч-что
он тут будет мучиться? Ему п-плясать надо, с д-девушками...
    Хунта положил на  стол  ключи  и  сказал  небрежно:
    -- Общение  с девушками доставляет удовольствие лишь в тех случаях,
когда достигается через преодоление препятствий...
    -- Н-ну еще бы!  -- загремел Федор Симеонович.  --  М-много  крови,
много п-песен за п-прелестных льется дам...  К-как это там у вас? Только
тот достигнет цели, кто не знает с-слова "страх"...
    -- Именно,  --  сказал  Хунта.  --  И  потом  --  я  не  терплю
благотворительности».

У Хунты две реплики и обе в точку. «Я не терплю благотворительности».

Напомнило сцену из «Собачьего сердца», на которую ссылаются pikitan и schloenski:

-- Вы не сочувствуете детям Германии?
-- Сочувствую.
-- Жалеете по полтиннику?
-- Нет.
-- Так почему же вы отказываетесь купить журнал?
-- Не хочу.

Как там было у профессора Преображенского? «Я не люблю пролетариат»? Уверен, Кристобаль Хозевич подписался бы под этими словами.

Хунта разбирается в геометрической магии:

«Они пошли к двери.  Хунта пропустил Федора  Симеоновича  вперед  и,
прежде  чем  выйти,  косо глянул на меня и стремительно вывел пальцем на
стене соломонову звезду. Звезда вспыхнула и стала медленно тускнеть, как
след  пучка  электронов  на  экране осциллографа.  Я трижды плюнул через
левое плечо».

Правда, в примечании сказано, что геометрическая магия давно не работает. Честно скажу, меня с детства очень расстраивал этот комментарий. Будем считать, что это у Привалова она не работает. А у Кристобаля Хунты всё работает.

Кстати, Фёдор Симеонович Киврин - идеализированный высокоморальный интель-гуманист (не все интели гуманисты, и это важно иметь в виду).

«В четырнадцать часов тридцать одну минуту в приемную, шумно отдуваясь и треща паркетом, ввалился знаменитый Федор Симеонович Киврин, великий маг и кудесник, заведующий отделом Линейного Счастья. Федор Симеонович славился неисправимым оптимизмом и верой в прекрасное будущее. У него было очень бурное прошлое. При Иване Васильевиче, царе Грозном, опричники тогдашнего министра государственной безопасности Малюты Скуратова с шутками и прибаутками сожгли его по доносу соседа-дьяка в деревянной бане как колдуна; при Алексее Михайловиче, царе Тишайшем, его били батогами нещадно и спалили у него на голой спине полное рукописное собрание его сочинений; при Петре Алексеевиче, царе Великом, он сначала возвысился было как знаток химии и рудного дела, но не потрафил чем-то князь-кесарю Ромодановскому, попал в каторгу на тульский оружейный завод, бежал оттуда в Индию, долго путешествовал, кусан был ядовитыми змеями и крокодилами, нечувствительно превзошел йогу, вновь вернулся в Россию в разгар пугачевщины, был обвинен как врачеватель бунтовщиков, обезноздрен и сослан в Соловец навечно. В Соловце опять имел массу неприятностей, пока не прибился к НИИЧАВО, где быстро занял пост заведующего отделом».

Заметим, что Хунта, в свой черёд, предпочитал не гореть, а отправлять на костёр всех этих колдунов и еретиков.

«Кристобаль Хозевич  Хунта,  заведующий  отделом  смысла жизни,  был
человек  замечательный,  но,  по-видимому,  совершенно  бессердечный».

Золотые слова. Именно так интель-гуманист воспринимает прокаченного аристократа.

«Некогда,  в ранней молодости, он долго был Великим Инквизитором и по сию
пору  сохранил  тогдашние  замашки.  Почти  все  свои  неудобопонятные
эксперименты он производил либо над собой, либо над своими сотрудниками,
и об этом уже при мне говорили на общем профсоюзном собрании».

Думаю, профсоюзы Кристобаль Хунта тоже не любил. А замашки у него совершенно феодальные - отметим, он полагает допустимым рисковать собой и своими сотрудниками. Потому что они - его люди, и обязаны беспрекословно выполнять его приказы.

«Занимался он изучением смысла жизни,  но продвинулся пока не очень далеко, 
хотя и получил интересные  результаты,  доказав,  например,  теоретически,  что
смерть  отнюдь не является непременным атрибутом жизни.  По поводу этого
последнего открытия тоже  возмущались  --  на  философском  семинаре. В
кабинет к себе он почти никого не пускал,  и по институту ходили смутные
слухи, что там масса интересных вещей. Рассказывали, что в углу кабинета
стоит  великолепно  выполненное  чучело  одного  старинного  знакомого
Кристобаля Хозевича,  штандартенфюрера СС в  полной  парадной  форме,  с
моноклем,  кортиком,  железным  крестом,  дубовыми  листьями  и  прочими
причиндалами. Хунта был великолепным таксидермистом. Штандартенфюрер, по
словам Кристобаля Хозевича, -- тоже. Но Кристобаль Хозевич успел раньше.
Он любил успевать раньше --  всегда  и  во  всем.  Не  чужд  ему  был  и
некоторый скептицизм.  В одной из его лабораторий висел огромный плакат:
"Нужны ли мы нам?" Очень незаурядный человек».

А образ чучела в парадной форме поразил меня в самое сердце, я даже процитировал его в тексте про орков Огасавары. [Вот, кстати - первый круг - варвары, второй - буржуа, центр - аристократы. Интели в основном во втором, поближе к производству и относительно нормальной (по нашим меркам) цивилизации, отдельные индивиды и аристократо-интели - в центре.]

Дело в том, что чучело врага - это настолько выпукло и характерно… Здесь всё. И аморальность, и преклонение перед статусом. Варвар мог бы коллекционировать головы врагов, просто чтобы вести счёт и иметь возможность похвастаться. Но вот выставлять выпотрошенного и набитого опилками врага в парадной форме... тут надо быть аристократом. И ещё немного чокнутым.

Да, хоть убейте, но тот, кто лично знал штандартенфюрера, должен был вместе с ним работать; впрочем, я уверен, что у Стругацких было иное мнение на этот счёт. А Хунта, в принципе, вполне сойдёт за бывшего сотрудника «Аненербе». К тому же, это подходящая площадка для перехода в советский НИИ 8-).

Хунта умеет напрямую подсоединяться к компьютерам.

«Кристобаль  Хунта, любивший во всем быть первым, взял за правило подключать по ночам машину к своей центральной нервной системе,  так что на другой день  у  него  в
голове  все  время что-то явственно жужжало и щелкало,  а сбитый с толку "Алдан", вместо того чтобы считать в двоичной системе,  непонятным  мне образом  переходил  на  древнюю шестидесятиричную,  да еще менял логику, начисто отрицая принципы  исключенного  третьего….
Вчера в одиннадцать часов вечера в электронный зал пришел Кристобаль Хозевич и, как всегда, подсоединился к "Алдану", чтобы вместе с ним разрешить очередную проблему смысла  жизни,  и  через  пять минут "Алдан" загорелся».

Возможно, авторы хотели ещё раз подчеркнуть разницу между бессердечным Хунтой и сердечным Киврином:

«Федор  же  Симеонович Киврин  забавлялся  с  машиною,  как  ребенок с игрушкой.  Он мог часами играть с нею в чет-нечет,  обучил ее японским  шахматам,  а  чтобы  было
интереснее, вселил в машину чью-то бессмертную душу -- впрочем, довольно
жизнерадостную и работящую».

Подобно Иеромонаху, Фёдор Симеонович пытается увидеть в машине живое существо, оживить её (подчёркиваю, это верно не для всех интелей). Для Хунты "Алдан" - инструмент, продолжение руки, вернее, сознания хозяина; очередной низкоорганизованный элемент, который Кристобаль Хозевич преобразует своей высокоорганизованной личностью. Вполне возможно, что своих вассалов-сотрудников Хунта тоже, в каком-то смысле, считал частью себя. Или, по крайней мере, частью организованной и завязанной на него системы.

Заметили, что по вышеприведённому отрывку получается, что Хунта про себя считает в шестидесятиричной системе, а в мышлении использует троичную логику? Не «да» или «нет», не Свет или Тьма, но и то, и то - или нечто третье. Впрочем, он же инквизитор, вспоминаем Лукьяненко 8-).

Ещё одна милая деталь:

«Почерк у Кристобаля Хозевича был действительно неудобочитаем;  Хунта  писал по-русски  готическими  буквами».

Теперь большая цитата, чтобы прочувствовать характер:

«-- Начнем  с  того,  --  с  холодным  презрением говорил Кристобаль
Хозевич,  -- что ваш, простите, "Родильный Дом" находится в точности под
моими  лабораториями.  Вы  уже  устроили один взрыв,  и в результате я в
течение десяти минут был вынужден ждать,  пока в моем  кабинете  вставят
вылетевшие  стекла.  Я  сильно  подозреваю,  что  аргументы более общего
характера  вы  во  внимание  не  примете,  и  потому  исхожу  из  чисто
эгоистических соображений...

    -- Нельзя!  -- воскликнул Выбегалло.  -- Правильно, товарищ Киврин,
нельзя!  Мы  имеем  эксперимент международно-научного звучания!  Исполин
духа должен появиться здесь,  в стенах нашего института! Это символично!
Товарищ  Ойра-Ойра  с  его  прагматическим уклоном делячески,  товарищи,
относится к проблеме! И товарищ Хунта тоже смотрит узколобо! Не смотрите
на  меня,  товарищ Хунта;  царские жандармы меня не запугали,  и вы меня
тоже не запугаете!  Разве в нашем,  товарищи, духе бояться эксперимента?
Конечно,  товарищу  Хунте,  как  бывшему  иностранцу и работнику церкви,
позволительно временами заблуждаться, но вы-то, товарищ Ойра-Ойра, и вы,
Федор Симеонович, вы же простые русские люди!
    -- П-прекратите  д-демагогию!  --  взорвался,  наконец,  и  Федор
Симеонович.  -- К-как вам не с-совестно нести такую чушь?  К-какой я вам
п-простой человек?  И что это за слово такое -- п-простой? Это д-дубли у
нас простые!..
    -- Я могу сказать только одно,  --  равнодушно  сообщил  Кристобаль
Хозевич.  --  Я  простой бывший Великий Инквизитор,  и я закрою доступ к
вашему автоклаву до тех пор,  пока не получу гарантии,  что  эксперимент
будет производиться на полигоне.

    Снова воцарилось молчание,  и было слышно,  как грозно сопит  Федор
Симеонович, потерявший дар слова.
    -- Лет триста назад, -- холодно произнес Хунта, -- за такие слова я
пригласил бы вас на прогулку за город, где отряхнул бы вам пыль с ушей и
проткнул насквозь».

Заметьте, что на простого русского человека обиделся даже гуманист Киврин, у интелей собственная гордость. А Хунта, как, всегда, великолепен. Если с датами он не ошибся, в 17 веке Кристобаль Хозевич был завзятым дуэлянтом, и, видимо, больше не принадлежал к числу Божьих слуг. ogasawara, правда, предположил, что Хунта мог совмещать. Безусловно, Хунта мог совмещать что угодно с чем угодно, он, в конце концов, умеет дубли штамповать. Но, с таким же успехом, личины Великого инквизитора и гранда-фехтовальщика могли быть разведены по времени. Допустим, Хунта-дворянин - это 16 век, а Хунта-инквизитор жил лет на сто раньше («Для рубрики  "Наши  ветераны"  была статья  Кристобаля  Хунты  "От  Севильи до Гренады. 1547 г."»).

«Выбегалло попятился,  заслоняясь  рукавом  зипуна.  К  нему подошел
Кристобаль Хозевич,  молча,  меряя его взглядом,  швырнул ему  под  ноги
испачканные  перчатки  и  удалился».

А здесь построение фразы заставляет задуматься, что для Хунты испорченные перчатки были не последним поводом для вызова, помимо всех прочих веских поводов, естественно.

Ещё одна большая цитата:

«Я много  раз  обращался  к этой задаче и снова ее откладывал,  а вот сегодня
добил-таки. Получилось очень изящно. Как раз когда я кончил и, блаженствуя,
откинулся на спинку стула,  оглядывая решение издали,  пришел темный от злости
Хунта.  Глядя мне в ноги, голосом сухим и неприятным он осведомился, с каких это
пор я перестал  разбирать его почерк.  Это чрезвычайно напоминает ему саботаж,
сообщил он.
    Я с умилением смотрел на него.
    -- Кристобаль Хозевич, -- сказал я. -- Я ее все-таки решил. Вы были
совершенно  правы.  Пространство заклинаний действительно можно свернуть
по любым четырем переменным.
    Он поднял, наконец, глаза и посмотрел на меня. Наверное, у меня был
очень счастливый вид, потому что он смягчился и проворчал:
    -- Позвольте посмотреть.
    Я отдал ему листки,  он сел рядом со мною,  и мы  вместе  разобрали
задачу  с начала и до конца и с наслаждением просмаковали два изящнейших
преобразования, одно из которых подсказал мне он, а другое нашел я сам.
    -- У нас с вами неплохие головы,  Алехандро,  --  сказал,  наконец,
Хунта. -- В нас есть артистичность мышления. Как вы находите?
    -- По-моему, мы молодцы, -- сказал я искренне.
    -- Я тоже так думаю, -- сказал он. -- Это мы опубликуем. Это никому
не стыдно опубликовать. Это не галоши-автостопы и не брюки-невидимки».

Кстати, «Понедельник начинается в субботу» - интельская утопия, и я надеюсь об этом ещё написать. Переслегин довольно метко заметил, что «к аристократу интель относится с примесью некой зависти, граничащей с уважением». В интельской утопии, соответственно, крутые аристократы тусуются с интелями и принимают их за равных - и не только монстров, вроде Киврина, но и простых честных ребят-программистов.

«Мы пришли  в  отличное  настроение  и начали разбирать новую задачу
Хунты,  и очень скоро  он  сказал,  что  и  раньше  иногда  считал  себя
побрекито, а в том, что я математически невежествен, убедился при первой
же встрече. Я с ним горячо согласился и высказал предположение, что ему,
пожалуй,  пора  уже на пенсию,  а меня надо в три шеи гнать из института
грузить лес, потому что ни на что другое я не годен. Он возразил мне. Он
сказал,  что  ни  о какой пенсии не может быть и речи,  что его надлежит
пустить на удобрения, а меня на километр не подпускать к лесоразработке,
где  определенный  интеллектуальный  уровень  все-таки  необходим,  а
назначить учеником младшего  черпальщика  в  ассенизационном  обозе  при
холерных  бараках.  Мы  сидели,  подперев  головы,  и  предавались
самоуничижению,  когда в зал  заглянул  Федор  Симеонович.  Насколько  я
понял, ему не терпелось узнать мое мнение о составленной им программе.
    -- Программа! -- желчно усмехнувшись, произнес Хунта. -- Я не видел
твоей программы,  Теодор,  но я уверен, что она гениальна по сравнению с
этим...  -- Он с отвращением подал  двумя  пальцами  Федору  Симеоновичу
листок  со  своей  задачей.  --  Полюбуйся,  вот  образец  убожества  и
ничтожества.
    -- Г-голубчики, -- сказал Федор Симеонович озадаченно, разобравшись
в почерках. -- Это же п-проблема Бен Б-бецалеля. К-калиостро же доказал,
что она н-не имеет р-решения.
    -- Мы сами знаем,  что она  не  имеет  решения,  --  сказал  Хунта,
немедленно ощетиниваясь. -- Мы хотим знать, как ее решать.
    -- К-как-то ты странно рассуждаешь,  К-кристо...  К-как  же  искать
решение, к-когда его нет? Б-бессмыслица какая-то...
    -- Извини, Теодор, но это ты очень странно рассуждаешь. Бессмыслица
-- искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как поступать с
задачей,  которая решения не имеет.  Это глубоко принципиальный  вопрос,
который,  как  я  вижу,  тебе,  прикладнику,  к сожалению,  не доступен.
По-видимому, я напрасно начал с тобой беседовать на эту тему».

Аристократ! «Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть». Благородный человек лёгких путей не ищет, его влекут неприступные вершины. (Янки: «Так в чём же рыцарское счастье, сэр Лансерлот?» Ланселот: «Видишь горизонт? Идёшь к нему, он близок. Идёшь ещё, он всё далёк. Твори добро и верь, что ты достигнешь горизонта».
Эх, всё-таки, «Новые приключения янки при дворе короля Артура» - это невероятный фильм.)

«Тон Кристобаля  Хозевича  был  необычайно  оскорбителен,  и  Федор
Симеонович рассердился.
    -- В-вот  что,  г-голубчик,  --  сказал  он.  --  Я  не-не  могу
дискутировать с т-тобой в этом тоне п-при молодом  человеке.  Т-ты  меня
удивляешь.  Это н-неп-педагогично. Если тебе угодно п-продолжать, изволь
выйти со мной в к-коридор.
    -- Изволь,  -- отвечал Хунта,  распрямляясь как пружина и судорожно
хватая у бедра несуществующий эфес.
    Они церемонно вышли,  гордо задрав головы и не глядя друг на друга.
Девочки захихикали. Я тоже не особенно испугался. Я сел, обхватив руками
голову,  над оставленным листком и некоторое время краем уха слушал, как
в коридоре могуче рокочет бас  Федора  Симеоновича,  прорезаемый  сухими
гневными вскриками Кристобаля Хозевича.  Потом Федор Симеонович взревел:
"Извольте пройти в мой кабинет!" -- "Извольте!" --  проскрежетал  Хунта.
Они уже были на "вы".  И голоса удалились. "Дуэль! Дуэль!" -- защебетали
девочки.  О Хунте ходила лихая слава бретера и забияки. Говорили, что он
приводит  противника  в  свою  лабораторию,  предлагает на выбор рапиры,
шпаги или алебарды,  а затем принимается а-ля Жан Маре скакать по столам
и  опрокидывать  шкафы.  Но  за  Федора  Симеоновича  можно  было  быть
спокойным. Было ясно, что в кабинете они в течение получаса будут мрачно
молчать  через  стол,  потом  Федор Симеонович тяжело вздохнет,  откроет
погребец и наполнит две  рюмки  эликсиром  Блаженства.  Хунта  пошевелит
ноздрями,  закрутит  ус  и  выпьет.  Федор  Симеонович  незамедлительно
наполнит рюмки вновь и крикнет в лабораторию: "Свежих огурчиков!"»

…Хунта тяжело посмотрел на Фёдора Симеоновича. Тот улыбнулся.
«Проклятье, - подумал Хунта, - это же интель, их на дуэль вызывать бесполезно».
«Ага», - сказал Фёдор Симеонович и поставил на стол бутылку и две рюмки.
«Чёрт… это же русский интель», - Хунта мысленно застонал. Отказываться было нельзя.

Хунта, как следует из приведённого отрывка, мастер боя не только на шпагах, но и на алебардах. Это весьма интересно, так как намекает на его солдатскую карьеру. ogasawara, опять же, предположил, что в Испании Хунта одно время состоял в королевской дворцовой страже, которая как раз была вооружена алебардами. Почему бы и нет, кстати?

И, как мы узнали из «Сказки о тройке», с проекцией государственного голема в лице советской бюрократии Кристобаль Хунта общался редко и метко.

«На пороге стояли Федор Симеонович и Кристобаль  Хозевич. Они были в неописуемом гневе. Они были  ужасны. Там куда падал их взор, дымились стены и плавились стекла. Вспыхнул и обвалился плакат про народ и сенсации. Дом дрожал и вибрировал, дыбом поднялся паркет, стулья присели на ослабевших ножках. Этого невозможно было вынести, и тройка этого не вынесла.

Сквозь слезы, застилавшие глаза, я увидел, как  Кристобаль Хозевич, зловеще играя тростью, приблизился к Лавру Федотовичу и приказал ему сквозь зубы:
  - Пшел вон.
  Лавр Федотович медленно удивился.
  - Общественность... - произнес он.
  - Вон!!! - взревел Хунта.
  Секунду они смотрели друг другу в глаза. Затем в лице Лавра  Федотовича  зашевелилось что-то человеческое - не то стыд, не то страх, не то злоба. Он неторопливо сложил в портфель свое председательское оборудование и проговорил: "есть предложение, ввиду особых обстоятельств, прервать заседание тройки на неопределенный срок'.
  - Навсегда, -  сказал Кристобаль Хозевич, кладя трость поперек стола.
  - Грррм... - проговорил Лавр Федотович с сомнением. Он величественно  обогнул  стол, ни на кого не глядя, сообщил:
  - Есть мнение, что мы еще встретимся в другое время и в другом месте.
  - Вряд ли, -  презрительно сказал Хунта, скусывая кончик сигары».

концепция, аристократ

Previous post Next post
Up