Фото
gilgamesch (с)
"Против этого-то, Сократ, никто не нашелся бы, что тебе возразить. Но ведь всякий раз, когда ты рассуждаешь так, как теперь, твои слушатели испытывают примерно вот что: из-за непривычки задавать вопросы или отвечать на них они думают, что рассуждение при каждом твоем вопросе лишь чуть-чуть уводит их в сторону, однако, когда эти "чуть-чуть" соберутся вместе, ясно обнаруживается отклонение и противоречие с первоначальными утверждениями. Как в шашках сильный игрок в конце концов закрывает неумелому ход и тот не знает, куда ему податься, так и твои слушатели под конец оказываются в тупике и им нечего сказать в этой своего рода игре, где вместо шашек служат слова".
- Платон, "Государство"
Второй тип игр - битвы. Вы позволите мне обойтись без определения? Все знают, что такое шашки, шахматы или го. Я надеюсь.
Одна из первых игр такого рода - "камешки", или "город", известная ещё древним грекам, и, возможно, имеющая египетские корни. Доска или участок земли, расчерченный на квадраты, камни двух цветов, особые правила перемещения и блокировки - либо захвата - вражеских камней, для чего надо было окружить камень соперника двумя своими.
Довольно примитивная и скучная игра, по отзывам тех, кто пытался её реконструировать.
Тем не менее, её можно было использовать, как метафору войны, политики и философии. Вариант с блокировкой камней особенно напоминал политику в границах полиса (отсюда "город"), где соперник не уничтожается, но нейтрализуется в ходе публичной дискуссии. Смотрите вышеприведённую цитату; под "шашками" там имеются в виду именно "камешки".
И да, сами шашки развились из какой-то игры, близкой к древним "камешкам", благодаря правилу, позволившему камням уничтожать друг друга в схватках один на один.
Более того, очевидно, что предком го была точно такая же игра, с расчерченной доской и камнями двух цветов. Ведь и в "камешках", по некоторым реконструкциям, игроки сначала по очереди выставляли на доску свои камни, на любые приглянувшиеся им клетки, а потом уже начинали делать ходы на захват вражеских камней.
Если и стоит говорить о боговдохновленности, то го первым приходит на ум. Что, как не божественное вмешательство, могло превратить незатейливую игру в Искусство? Уж больно проста изначальная концепция, а в результате, с минимальными изменениями правил - одна из сложнейших и красивейших игр, известных человечеству.
Воистину, вечная игра. Го называют схваткой человека с самим собой.
О, не мне говорить про го. Я не китаец, не японец и даже не кореец.
Но я расскажу о другой игре.
"
Hex". Если верить Википедии, эта игра была создана в 47 году математиком Джоном Нэшем, как реакция на его знакомство с го. Игральное поле "Гекса" представляет собой ромб, образованный шестиугольниками-гексагонами. Противоположные стороны ромба окрашены в синий и красный цвет соответственно. Игроки выбирают свой цвет и по очереди выставляют на поле фишки, красные и синие. Цель - построить мост, соединить своими фишками стороны ромба того же цвета. Особенность "Гекса" в том, что в нём невозможна ничья. Если синие пересекают ромб своим мостом, значит, красные уже не смогут построить свой.
Го... Инь и Янь перетекающие в друг друга, создающие сложный и прекрасный общий узор, хоть он и означает победу для одного и проигрыш для другого.
Американский ответ на го - игра, для победы в которой нужно перекрыть кислород противнику, построенная по принципу "умри, чтобы я мог жить". Пишут, что аналогичная игра существовала в Норвегии ещё в 42 году, но всё же... 47 год, синие и красные, невозможность ничьи - это слишком красиво, чтобы быть совпадением. Реализация одного проекта ведёт к схлопыванию другого.
Вернёмся к нашим "камешкам".
В Древнем Риме эта игра превратилась в
"наёмников" или "разбойников". К ровному строю камней добавили по командиру (или штандарту) - особой фигуре, захват которой означал автоматическое поражение. Простые камни уничтожались прежним способом, окружением с двух сторон, а вот командира, возможно, нужно было просто обездвижить, чего, по реконструкции, можно было достичь даже одним камнем - если с других трёх сторон путь командиру закрывали его собственные "подчинённые".
Если Норман знал об этой игре, то Штандарт мог стать прообразом Домашнего Камня, о котором я уже
писал.
Интересное развитие "наёмники" получили у средневековых скандинавов. Игра - её называли
Тафл - полностью утратила симметричность. Игральное поле символически представляло собой тронный зал, квадрат с вратами на четыре стороны света и троном посередине. На центральной клетке-троне стоял белый король - фигура, аналогичная командиру в "наёмниках". Его окружала его стража - белые пешки. С четырёх сторон зала выстраивались чёрные пешки, будто они только что ворвались внутрь через соответствующие ворота. Это заговорщики, их цель - блокировать короля и убить его. Стража прикрывает своего вождя. Король, в свою очередь, должен прорваться к любому из четырёх выходов. Если ему это удалось, он, очевидно, вызывает подкрепление и мятеж давится в зародыше. Если нет... значит, у викингов только что появился новый король.
(Правила те же, фигура, пойманная между двумя вражескими, снимается с доски. Была высказана здравая мысль, что викинги понимали это буквально - каждая пешка символизировала опытного бойца, а поединок между такими двумя воинами может затянуться, в чём не заинтересована ни одна сторона. Поэтому, и для нападающих, и для защитников выгодней работать парами - один связывает противника боем, второй наносит решающий удар. Неблагородно, зато эффективно.)
Возвращаясь к теме метафор, ну что можно сказать о Тафле и Северной Европе той эпохи... какая политическая культура, такие и игры.
А теперь я, наконец, дошёл до шахмат, схватки человека с человеком.
В нашей стране популярна теория, что предком шахмат была игра для четырёх игроков, где ходы делались по броску игральных костей. Такая игра реконструирована, но на Западе, как я понял, больше сторонников у другой теории, по которой шахматы для четырёх игроков появились, как экзотический вариант обычных, стратегических, для двух игроков.
В древних письменных источниках упоминается некая "игра четырёх", но это, как говорят, вполне могло относится к какой-нибудь другой игре, типа "гонок".
Я, со своей стороны, не вижу противоречия. Четырёхсторонние шахматы реконструируют
следующим образом. У каждого игрока по восемь фигур - король (раджа), конь, слон, ладья (колесница) и четыре пешки. Они по очереди делают ходы, на которые как-то влияют игральные кости, я не вникал. Изначально, это вполне могла быть "гонка" вокруг игрового поля - с возможностью выбивать фигуры противника и получать за это очки.
Потом это стало самоцелью. В какой-то момент стал очевиден стратегический потенциал игры, и она превратилась в чистую "битву". Теперь в неё играло два игрока, и каждый из них, таким образом, получал двойной комплект фигур. Но так как на одной стороне не может быть двух королей, второй начал считаться советником, будущим ферзём.
Говоря по правде, это немного смахивает на фэнтези. Но фэнтези-то меня как раз и интересует! В каком-то мире "игра четырёх" бесспорно будет предком шахмат, в нашем - бог весть.
Меня привлекло следующее. Именнно эта игра больше всего похожа на то, о чём
писал Кроули, воистину "игрушечная битва для уставших воинов", каким её мог придумать бог войны. Неизбежный жребий, игральные кости, как символ превратностей войны. Элемент случайности, надо думать, ускорял и упрощал игру. Расчёт на чётырех участников явно свидетельствует о том, что воины привыкли отдыхать в большой компании, и это логично.
В остальном, эти шахматы рассказывают о действиях небольших мобильных отрядов во главе с харизматичными и хорошо вооружёнными раджами.
bernard_ мог бы назвать такой отряд "копьём", хотя это термин совершенно другой эпохи. Итак, раджа единственный, кто в ближнем бою может атаковать на все 360 градусов - видимо, за счёт качественных доспехов. Слон (в ином варианте, ферзь-визирь) - его номер два, ослабленная версия раджи. Ладья - непонятно что, но мощное и неповоротливое, как танк. Раз уж речь пошла об этом, исторически ладью нередко называли катапультой, колесницей или слоном(!), а изначального слона за недостаточную крутость понижали до верблюда. Короче, ладья - это большой БУМ, который отряд таскает за собой для совсем уж крайних случаев. С конём всё просто, лёгкий всадник-разведчик, который не лезет в драку, а метает во врагов какие-нибудь дротики. А пешки, ясное дело, слуги благородных господ, которые бьются пешими.
Эх.
Подумалось, что такое ведь можно в любой стилистике сделать. Король и его номер два могут быть пилотируемыми боевыми роботами, последней моделью и чем-то старым-узкоспециализированным соответственно. Коня вполне можно представить в виде мотоциклиста, или даже чего-то летающего - конь ведь может прыгать через фигуры, да и у Нормана аналог коня, тарнсмен, это всадник на гигантской "птичке".
Вспоминается тот дурацкий фильм о японском хронодесанте в прошлое, где мобильный отряд японских Сил Самообороны комплектовался по схеме танки-БТРы-пехота-вертолёты...
Да... Какая-нибудь очередная пост- или недоапокалиптика. По тракту едут три машины. Впереди командирская, "Король". За ней "Слон", БМП, в чреве которого сидит пехтура, четыре бойца в индивидуальных боевых скафандрах. Замыкает колонну "Ладья", эдакий супертанк-САУ (что ещё, кроме танка, может быть названо слоном, колесницей и катапультой одновременно?). А над ними в небе парит "Конь", обеспечивая разведку и раннее обнаружение.
Богу войны бы понравилось.
/*трясёт головой*/ Что-то меня не туда занесло, совсем.
Хотите ещё одну безумню теорию возникновения шахмат? Один человек в сети считал, что Индия стала всего лишь местом синтеза. Изначальная доска, 8х8, пришла из Китая, с китайской-то любовью к квадратам и числу 64. Доска символизировала звёздное небо и делилась на две части рекой - Млечным путём - которая до сих пор сохранилась в сянци, китайских шахматах.
Изначально доска использовалась для чего-то вроде игр-гонок, но с ритуальными и гадательными целями. Фигуры тоже пришли из Китая. Их движения связывались с движением небесных фигур и укладывались в квадрат 5х5, полностью заполняя его (прямой ход ладьи, диагональный ход слона, и на оставшиеся клетки ход коня).
А с войском Александра Македонского в Индию попал греческий предок "наёмников" - с ровным рядом простых воинов и уникальной фигурой-вождём... Осталось только совместить две традиции, и вечная игра родилась.
Укуренная теория.
Я другого и не обещал.
И вот теперь, наконец закончив с предисловием... /*давится от хохота*/
(продолжение следует...)