Светлая, слайды-5; Okami

Apr 09, 2007 00:27

«Оками», очередная японская игра.

Поразила меня самим описанием сюжета - великая богиня Аматэрасу спускается с неба в образе белой волчицы, чтобы победить зло и вернуть людям веру в богов. За волчицу нам и предстоит играть. Кстати, как я понимаю, там игра слов: «О-ками» - великое божество, «Оками» - волк.

Итак, мы смотрим на происходящее с точки зрения не человека, а божества, причём, божества действующей религии, синтоизма, что, собственно, и делает игру уникальной. К сожалению, подкачал геймплей - он неплох, но он традиционен. Для подобной игры больше подошло бы что-нибудь необычное, в духе ICO или Shadow of the Colossus.

Но ладно, я сейчас рассказываю не об игре /*вздох*/. К нашей теме она имеет самое непосредственное отношение. Сначала я сомневался, ведь Аматэрасу считается солнечной богиней, а её статус верховной богини заставляет вспомнить Императрицу. Впрочем, как я уже сказал, в моём мире астрофизика идёт за метафизикой, и первая же заставка развеяла мои сомнения. Герой пытается спасти свою любимую, предназначенную в жертву восьмиголовому дракону Орочи, но его меч бесполезен против огромного чудовища. На помощь герою неожиданно приходит белая волчица. Она крутится и рвёт Орочи своими когтями, вызывает ветер, чтобы развеять его пламя, создаёт вокруг деревья, чтобы сжать его в тисках, но дракон слишком силён. Волчица слабеет от многочисленных ран. И тогда, из последних сил, она запрокидывает голову и начинает выть, стирая облака с ночного неба. В вышине вспыхивает тонкий золотой полумесяц молодой луны. Лучи лунного света фокусируются в мече героя. Ощутив неожиданный приток сил, герой бросается на Орочи и поражает его светящимся клинком. Дракон повержен.

Всё. Богиня светлой луны, приносящая свет в ночь, создательница героев.

Да, в ту ночь волчица умерла от полученных ран, и благодарные жители деревни в её честь поставили в храме статую белой волчицы, что заставляет задуматься о происхождении скульптурных изображений японских «белых лис» в целом.

Прошло сто лет, Орочи вернулся.
И тогда дух богини вошёл в статую волчицы, оживив её. Аматэрасу Оками, волчья аватара светлой богини, вновь пришла, чтобы навести порядок в сказочной «стране Ниппон». Светлая воплотилась в пушистого белого зверя с кисточкой.

При этом, создатели очень хорошо поработали с собственной японской мифологией. Герои первого сюжета, отважный воин и красавица, стали в представлении последующих поколений первобогами и перволюдьми. Их потомок Сусаноо, один из персонажей игры, тоже стал восприниматься, как бог и даже брат Аматэрасу. Хотя какой он к чёрту ей брат? Таким образом, авторы показали, что синтоизм возник, как реакция на столкновение с истинной божественностью, в лице небесной богини Аматэрасу. С точки зрения моего мира, так оно и есть. Большинство наших мифов - это шок от встречи с проявлениями какого-нибудь божества, плюс богатая человеческая фантазия. Другое дело, что в моей вселенной есть миры, в которых боги решили поддерживать полный пантеон, и культуры, в которых сохранилось более-менее адекватное представление о положении вещей.

Заодно игра показывает неадекватность японского термина «ками». Любая кочка, или дерево могут почитаться, как ками. Но и Аматэрасу - ками, а это богиня, которая рисует звёзды на небе, создаёт Млечный путь и каждое утро поднимает над Японией солнце. В игре её Божественная Кисть, символ творческой силы богини, сама по себе состоит из 13 младших зооморфных божеств, небесных, огненных и природных. Ну и как называть существо подобного уровня? Только О-ками, великая богиня.

Кстати, с кистью - это великолепная находка, как способ показать, что боги управляют «самой тканью реальности» (термин игры). Стоит нажать кнопку, и мир вокруг превращается в рисунок тушью, в который кисточкой можно вносить любые изменение. Тонкий горизонтальный мазок - и невидимый меч разрубает всё на своём пути. Разрушенное вновь становится целым. Мёртвые деревья покрываются листвой. Мощные взрывы сносят преграды. Даже солнце подчиняется воле богини.

Что касается образа моей Светлой, то первое что замечаешь - невероятная скорость волчицы. Большинство героев компьютерных игр умеют красться и бегать. Волчица начинает с бега… потом переходит на вторую скорость, и за ней поднимается трава… а если продолжать бежать, то вспышка белого света возвестит о достижении максимальной скорости, когда богиня летит, подобно ветру, а под её лапами распускаются цветы, яркой полосой обозначая её путь. Никто не может сравниться с ней в скорости.

Второе - волчица носит на спине Зеркало Аматэрасу, используя его в качестве оружия. Она метает тяжелый диск в демонов, или прикрывается им, как щитом. Использование Зеркала на тактическом уровне, самое то (впрочем, Чётки уже появились, они служат кнутом и метательным оружием; а если верить буклету, к концу Аматэрасу наложит лапу на Меч Кусанаги).

Упор на тактику заметен и в самой игре. Надо вернуть веру в богов? Аматэрасу бегает вокруг, выслушивает жалобы, пытается решать проблемы смертных. Ничтожные проблемы, надо сказать. Если верить создателям игры, люди кажутся богам невероятно убогими существами. Бабка жалуется на то, что у неё нет палки, чтобы высушить бельё. Богиня изменяет реальность, сотворив палку из воздуха. У бабки новая печаль - солнце с другой стороны, бельё не успеет просохнуть. Волчица вздыхает, останавливает время и рисует на небе новое солнце, поближе. Бельё сохнет, бабка радуется и повышает уровень веры.

Мальчик хочет, чтобы большая белая волчица побила рекорд его собаки, зараз выкопав из грядки его матери десять репок. Богиня напрягается и делает это, уворачиваясь от скалки разъярённой женщины. Рекорд побит, мальчик уверовал. А другому мальчику богиня помогает ловить рыбу, и продаёт её на базаре.

Ещё богиня покупает у торговцев еду и подкармливает зверей и птичек, чтобы, опять же, вернуть им веру в добро. Представляете? Великая богиня кормит кроликов травой, чтобы они начали в неё верить.

Боюсь, если бы богу войны поручили вернуть людям веру, он бы начал большую войну, под девизом «в окопах нет атеистов». Поэтому этим и занимается Светлая. А бога войны хорошо на врагов натравливать… для чего, в общем-то, он и был рождён.  Императрица тем более не стала бы сама бегать по горам да холмам. У неё, в конце концов, муж есть.

Раскрыта тема помощницы героев. Ближайший герой - трус, пьяница и дурак Сусаноо. Чтобы влить в него хоть немного храбрости, богиня приносит ему кувшин с сакэ (какое снижение мифа о Чаше!). Захмелев, «герой» бросается вперёд, вслепую размахивая тупым и сучковатым деревянным мечом. А за его спиной белая волчица вымеренными росчерками кисти разрезает всё, на что он замахивается. Когда смотришь на происходящее с точки зрения богов, теряешь иллюзии. Сколько героев попало в легенды лишь благодаря тому, что Светлая делала за них всю работу?

Интересно, что не все люди показаны беспомощными клоунами. В японском духе, исключениями являются учитель боевых искусств (потрясающий по придумке эпизодический персонаж) и буддийский монах. Буддийский монах единственный видит битвы богини с демонами, сокрытые от прочих смертных. «Я посвятил себя Будде», - говорит он волчице, - «Но я чувствую в тебе великую силу. Хоть твой путь иной, он тоже путь истины». Короче, буддизм и синтоизм - братья навек.

Можно ещё сказать об изображении других бессмертных, но главное я сказал. Как и в случае с Босс, японцам в очередной раз удалось передать серьёзность и глубину образа, куда там идиотским американским амазонкам (tm). Защитница Аматэрасу стирает тьму, возвращает свет и превращает демонических паучих в цветы - всё это с полной, предельной самоотдачей.

P.S. Естественно, как верховное божество, Аматэрасу впоследствии (т.е., в нашей реальности) получила черты Императрицы. Можно сказать, что и Зеркало теперь разделено между ними, подобно Чаше. Но для Императрицы Зеркало - не оружие, а способ всегда быть в курсе происходящего в стране и в мире. «Свет мой зеркальце, скажи...»

Светлая, боги

Previous post Next post
Up