Уйдём пока от войны. Из того, что я недавно видел, природа Светлой сильней всего проявилась в Лесли, героине фильма «Мост в Терабитию».
О, ненавижу объяснять, но придётся. Итак, была такая книга, «Мост в Терабитию». Жил-был мальчик, он познакомился с хорошей девочкой, потом она умерла, успев, тем не менее, изменить его жизнь. Книга учит нас принимать тот факт, что люди смертны, даже в детстве, или типа того.
В фильме образ девочки изменили, с визуальной точки зрения, и, кажется, детей сделали старше. Это сразу предало происходящему другой оттенок, и сюжет, который, по сути, перенесён из книги один в один (я её не читал), во время просмотра показался мне слабым и искусственным. Он не соответствует картинке.
Главный герой - мальчик из бедной семьи (мощный антикапиталистический подтекст), вынужденный донашивать вещи за своими старшими сёстрами, замкнутый в себе и нелюдимый. Потом в его жизни появляется хорошая девочка, стройная, светловолосая и с очаровательной улыбкой (фотографии в сети и кадры из фильма не передают это ощущение света, не буду даже их приводить).
Да, как она появляется. Мальчики устраивают соревнование по бегу. Главный соперник главного героя - местный школьный Драко Малфой, разве что темноволосый. Главный герой надеется наконец-то его порвать, и оказаться лучше хоть в чём-то. Лесли, первый день в новой школе, решает поучаствовать, несмотря на то, что этот забег только для мальчиков. Потом все бегут, наш герой вырывается вперёд, обгоняет своего школьного врага… и тут, наперегонки с ветром, появляется Лесли. Спокойно и не напрягаясь, она обгоняет всех, с лёгкостью, которая сама по себе является характерным признаком.
Вот где-то с этого момента я и смотрел фильм о природе Светлой. Дело в том, что эта богиня, какой я её обычно описываю, многим не нравится. И это понятно. Она дисгармонирует с общей патриархальной идеологией светлых богов. Ей часто поклоняются те, кто хочет разрушить связь с Небом. Её символику взяли на свой щит сексуальные меньшинства и феминистки. Её посланницам часто приходиться действовать в отрыве от остальных божественных сил, соответственно, вслепую и не очень рационально. Большинство девушек, которых накрывает архетипом (если так можно выразиться), теряют способность к рефлексии и к решению своих личных проблем, поскольку для женщин, в рамках глобального мифа, образ Светлой - это то, что дОлжно превзойти, а с мужчинами тоже ничего хорошего не происходит… мягко говоря.
И всё же, я говорил и скажу, что сама богиня выше и глубже представлений о ней, и уж точно не она отвечает за глупую слабость смертных.
И Лесли в фильме как раз отражает то, что представляет собой Светлая в своих лучших проявлениях. Девочка-сорванец, идеальная подруга, она умеет пилить, забивать гвозди, красить, бегать, у неё всегда много идей и она лёгко ко всему относится. Хорошая девочка, она делает мир лучше, освещает его одним своим присутствием. В ней много добра, и она готова щедро делиться им с окружающими.
Взгляд, которым она смотрит на мир, это взгляд богини, нередко недоумённый. Например, хулиганка-старшеклассница на переменах регулярно перекрывает вход в женский туалет и собирает с младших девочек деньги на его посещение (мощный антикапиталистический подтекст). Так сказать, приватизировала неотчуждаемый ресурс и пользуется этим. Возмущённая подобным покушением на исконный ряд, Лесли организует малышню на демонстрацию под лозунгами «бесплатный туалет!» В этом смысле, богиня не чужда социализму, её культ будет выступать и за бесплатное образование, и за бесплатную медицину.
Пожалуй, лучший момент - это посещение церкви. Главный герой из верующей семьи, они ходят в церковь каждое воскресенье. Родители Лесли - писатели фантасты, творческая интеллигенция, Нью-Эйдж, все дела. Лесли из интереса просит друга взять её с собой. Он, смущаясь, говорит ей, что в штанах её не пустят. «У меня есть платье», - успокаивает его Лесли, и, верная своему слову, приходит в церковь в очаровательном голубом платье. Доброжелательно-удивлённое выражение лица, с которым она смотрит на церковную службу, это… бесподобно. Ещё один важный элемент моего мира - по отношению к вере в Единого, Творца, Бога, боги пантеона скорее перпендикулярны. Любой бог, полубог или аватар может спокойно зайти в церковь, принять участие в обряде, прочесть молитву. Им это не сложнее, чем людям, они же не демоны. Другое дело, что идейными или религиозными их назвать нельзя.
«Колокола», - говорит Лесли после службы. «Нам нужны колокола». Ага. Классная фишка, позаимствуем, где-то так.
Заканчивается тема церкви тем, что когда героиня в конце умирает, утонув в речке, парень, рыдая, спрашивает у своего отца: «Она теперь попадёт в ад, да?» Очень точно. Отец его успокаивает, говорит, что для ада она была слишком хорошей и доброй девочкой. Я сказал об отношении богов к монотеизму, а здесь тема отношения нормальных, искренне верующих людей к проявлениям пантеона. Именно людей, не идеологии и институтов. Понимаете, если бы боги были людьми, они были бы хорошими людьми. В них половина качеств, перед которыми мы преклоняемся. Честь, доблесть, храбрость, самоотверженность, искренность, справедливость, ответственность, благородство… Язычники, да, но великие и достойные люди.
(«Ваша Светлость, эта дама не пребывает в лоне нашей Святой Церкви, что она и возгласила перед всеми нами, не покривив душой и не унизившись до обмана. Однако добронравие и благочестие ее сверх всякой меры доказаны были деяниями, совершенными ею в защиту не только Церкви, но и всего нашего мира» - Дэвид Вебер, «Поле бесчестья» (Хонор Харрингтон-4))
Что касается смерти Лесли, то из-за её потусторонности возникает странное чувства. То ли хорошая девочка была слишком хороша для нашего мира (слишком хороша для Америки, по крайней мере), то ли богиня решила, что она уже воспитала в парне героя, и её миссия закончена.