Свободные Планеты намерены ковать железо, пока Изерлон в их руках, и вторгаются на территорию Рейха. Райнхард решает без боя отступить к столичной планете и дождаться зимы. По крайней мере, он хочет измотать противника, и с этой целью отдаёт приказ вывезти еду со всех пограничных планет. Одну из таких аграрных планет мы и наблюдаем в сериале. Прилетают имперские крейсеры, в течение двух часов загружаются картонными коробками и улетают. Всё, планета осталась без еды. Затем наступает черёд союзных кораблей. Крестьяне встречают их, как освободителей, войска защитников демократии братаются с крестьянами и учат их прогрессивным методам обработки земли. Все с энтузиазмом ждут нового урожая.
Чего хотели добиться генералы ССП, не очень понятно. С уверенностью можно сказать одно, Сунь Цзы они не читали. В общем, вскоре их войска оказались размазанными по десятку систем, а наступление, очевидно, выдохлось, раз у них было время заниматься посевом. Тем временем, штабу операции приходилось налаживать через Изерлонский коридор снабжение десятимиллионной группировки, не считая гуманитарную помощь для населения освобождённых планет. Ну, короче, они попали прямо в расставленную Райнхардом ловушку, слабаки.
Тут кто-то говорил, что они не могли знать, ибо
Наполеон им неизвестен (кроме Яна Вэньли, он смотрел «Войну и мир» Бондарчука). Это, конечно, одно из самых популярных утверждений по поводу ЛоХХа, неизвестно то, забыли это. Правда, даже на этом фоне выделяется позиция
glorfindeil'а, который
считает, что штабной офицер в принципе обязан быть необразованным (и тупым?).
Начнём с начала. Ян Вэньли по сериалу историк, так. Судя по тому, какие фильмы он смотрит, он интересуется историей войн (на Би-Би-Си). А как он стал историком? Правильно, изучил историю в военном училище. Он сам объясняет, что пошёл в армию только потому, что она давала ему возможность получить бесплатное историческое образование. Так что вряд ли Ян Вэньли заново открыл историческую науку, ему её преподавали. Скорее всего, такие же военные.
Так что, хм, люди в погонах знают, кто такой Наполеон. По крайней мере, у них есть библиотека.
Но главное, это вообще не имеет отношения к вопросу. Не надо знать об Отечественной войне 1812 года, чтобы осознавать важность снабжения. Солдатам нужно есть. Еду надо откуда-то брать. Если требуется прокормить столько-то ртов, нужно столько-то еды в день. Простые вещи. Вопросы снабжения ближе к математике, чем к истории. Хотя, герои ЛоХХа и математика… мда.
Именно к этому периоду, к попыткам решить вопрос со снабжением, относится первая задокументированная
смерть от тупости (клиническая… смерть, в смысле, не тупость… хотя и тупость тоже). Некий Форк, фантастический дегенерат даже по меркам вселенной Легендарных Хероев, истратил все свои Пункты Гениальности (вернулись комические бои, вернулись ПГ) и завалил бросок на остановку дыхания. Особо отметьте симптомы, т.н. «синдром холодильника»: израсходовав ПГ, персонаж начинает трястись и гудеть.
Итак, после щедрых братаний с угнетённым имперским крестьянством, снабжение всей группировки зависит от успешного прохода одного конвоя (500 десятимегатонных транспортов). Обеспечить ему достойное сопровождение нельзя, все войска заняты в посевной передвижных семинарах на тему превосходства демократии над монархией, сохранить секретность, в связи с общим ЛоХХовским раздолбайством, невозможно. Короче, в семье не без Кирхайса, кто-то проговорился, и имперцы узнали время и место.
Конвой героический гибнет. В ходе его разгрома впервые применяется инновация - ракетный залп (то ли ещё будет). То есть, герои и раньше умели запускать ракеты по одной, но теперь они нашли на пультах своих космических кораблей кнопку, позволяющую стрелять из всех пусковых установок сразу. Кто-то всё-таки прочёл инструкцию, поздравляем.
Среди имперцев, похоже, потерь не было - одно это показывает, что никто и не собирался защищать конвой. Ну да, без него стало нечего кушать, но это, право, такая мелочь!
В связи с нехваткой продовольствия, командование ССП отдаёт приказ реквизировать у крестьян излишки. Мы снова видим типичную аграрную планету. Солдаты обыскивают дома и находят тайник с картонными коробками, видимо, спрятанными ещё при Рейхе. Солдаты грузят картонные коробки с едой в грузовик. Имперцы приходят - грабят, демократы приходят - грабят, куда крестьянину податься? Начинаются волнения, которые перерастают в вооружённое восстание. В грузовик летит коктейль Молотова, картонные коробки сгорают. Всё, флот вторжения остался без еды.
А через три дня Райнхард наносит свой коварный удар.
Как я уже говорил, адмиралы Союза Свободных Планет сильно ослабили свою группировку, разделив войска между несколькими системами.
Дробить превосходящие силы - славная воинская традиция ССП. Что оставалось делать Райнхарду? Только разбить свой флот на то же количество частей. Он ведь не может выигрывать за счёт численного превосходства, правда? Это неблагородно. А так, одновременно атаковав небольшие отряды врага своими небольшими отрядами, он сможет продемонстрировать качественное превосходство имперских сил! Я немею перед таким очевидным проявлением военного гения.
Но, надо сказать, сначала всё идёт неплохо. Космос, корабли летят, взрываются, лучи прошивают вакуум, истребители сходятся в отчаянных поединках. Я начал получать удовольствие. Продолжайте в том же духе, молил я, только не надо диалогов, и ни в коем случае не показывайте планшет! Но тщетно.
Сначала пилот истребителя возвращается на авианосец и начинает избивать главного механика. Знаете, это ещё одна добрая традиция - если пилот выходит из боя живым, он избивает механика. Жаль, что в фильме «В бой идут одни старики» не осветили эту тему.
При этом, наш пилот кричит: «Какого хрена? У меня сбит прицел! Я не могу ни в кого попасть, я всё время мажу!» Особый смак в том, что это говорит Поплин, который, как известно, страдает от
хронического косоглазия. Вот уж воистину, нечего на зеркало пенять. Но это так, разминочка.
А в битву, меж тем, вступают основные силы.
Капитан ССП с удивлением смотрит в «окно». Мимо флегматично проплывают имперские корабли, едва ли не касаясь бортами кораблей союзных. Флот, как обычно, подкрался незаметно. Первый помощник таращит глаза и несёт что-то в духе «они такие быстрые… как ветер…», что заставляет подозревать его в злоупотреблении психоактивными средствами. Сцена настолько шокирующая, что я выложил её на
Ютуб. В общем, обычные рабочие будни.
В этот момент имперский адмирал - кстати, это уже знакомый нам Блондин - замечает, что
залетел в самый центр вражеского строя. Корабли перепутались, правильный бой невозможен. «Полный пизде… назад!» - командует он. Врубив задний ход, имперские корабли разрывают контакт. И, отойдя на нужное расстояние, расстреливают несчастных демократов прямо в корму. И входит, и выходит - замечательно выходит!
«Куда прёшь, макака узкоглазая!» «Посолу во зопу!»
«Сосредоточиться», - думал Того, - «Главное - это внутреннее равновесие». Он снова посмотрел на планшет. Если глаза его не обманывали, «Микаса» находилась прямо в центре русской эскадры. Вокруг продолжала слышаться русско-японская ругань и вопли: «Сдай назад!» «Кто тебя учил управлять кораблём?» «Это наша полоса!»
Хотя чего я удивляюсь? В пилотной серии крейсер к флагману подкрался, теперь вот флот к флоту. Поражают, конечно, эти вопли «как он быстр!», по ходу действия мы их ещё не раз услышим. Я писал про «Секай»: «Как он быстр», - удивлённо шепчет Лафиэль. Машины у них однотипные, значит, всё дело в скорости реакции, в умении считать траекторию и предугадывать реакцию противника».
И это было круто. Потому что речь шла о бое двух истребителей, когда информация поступает прямиком в «третий глаз», а тяжелая машина реагирует на малейшие движения пальцев.
Здесь же мы имеем дело с линейными кораблями, которые управляются традиционным космооперным способом. Ну, знаете: «Первый помощник!» - «Да, капитан!» - «Первый помощник, право руля!» - «Так точно, капитан! Капитан, прямо по курсу - вражеские корабли!» - «Фотонными торпедами… огонь!»
О какой скорости, в таком случае, может идти речь? Напоминает анекдот про наркомана, которого поставили сторожить вольер с черепахами, где «а они ка-а-ак рванут!».
[Или вот. Вышел наркоман на балкон косяк покурить. Вдруг видит - огромный огненный шар по небу вжиииих! Он в шоке. Тут же второй - вжиииих! Наркоман аж присел. И третий огненный шар туда же. Наркомана отпустило чуть, стоит, отдышаться пытается. Тут мать его сзади в дверь балконную стучится, и говорит: «Сынок, что с тобой, ты третий день с балкона не выходишь!»]
Так что, единственное моё объяснение - мексиканская дуэль. Кто смотрел фильм «Блуберри», тот поймёт, кто не смотрел - там в конце главный герой с главным гадом на пару закидываются грибочками и со сверхсветовой скоростью отправляются в Страну Невыученных Уроков. Кто оклемается, тот и победил. Сдаётся мне, космические бои в ЛоХХе проводятся без подобных перегибов, но потому же принципу.
Что касается
«дальних систем обнаружения», то очевидной инновацией будет вынос матроса в скафандре за пределы корабля, и его фиксация на выдвижной штанге. Обзор у него всяко будет получше, чем у офицера в «окно».
В других системах тоже зажигают.
Вот очередной союзный командующий приказывает «
строиться веретеном» и идёт на прорыв имперской линии. Помните,
трюк, которым Райнхард обессмертил себя во второй серии? Конечно, в этот раз численное преимущество на стороне «стенки». Но надо понимать, что, в отличие от Яна Вэньли, имперский адмирал Виттенфильд назначен создателями сериала на роль идиота. Он понёс ненужные потери. Утратил контроль над своими кораблями. Его люди не успели уйти с пути вражеского «веретена». Но… он приказал стрелять по врагу, проявив ту самую гениальность, до которой Яну ещё расти и расти. В результате, потери ССП во время прорыва - 50 процентов, плюс подбитый флагман. А представляете, чтобы Вэньли сделал с Райнхардом, додумайся он до такого хода?
«Пойми», - терпеливо продолжал Оберштайн, - «не может быть, чтобы мы все тут были гениями. Кто-то же должен изображать идиота».
«Но почему я?!» - не выдержал Виттенфильд, - «я что, рыжий?»
«Ой», - подумал он, увидев полные злорадства взгляды Блондина, Брюнета, Красноволосого и Златовласки.
Кстати о Яне Вэньли.
Он в этих боях использует другую актуальную инновацию, «переслегинский полуцилиндр».
При превосходстве в силах боевая плоскость изгибается, образуя полуцилиндр и охватывая противника, что создает возможность сосредоточения огня на его граничной боевой линии. Вероятно, это является основным, если не единственным способом реализации численного преимущества в эскадренном сражении.
Кто-то ему сказал, что это концентрация огня - это очень круто. Поэтому, столкнувшись с очередным противником, Ян строится полумесяцем и переносит огонь на правый вражеский фланг. Враг разворачивает строй. Ян переносит огонь на левый фланг. Враг разворачивает строй обратно. Ян… в итоге, врагу надоело, он перестал реагировать на внешние раздражители; тут-то Ян Вэньли его и поимел. И под шумок смылся с поля боя.
Мы можем вынести из этой короткой схватки по крайней мере два важных урока. Во-первых, гения невозможно взять измором, у него ПГ каждый ход генерируются. И наоборот, Ян спокойно мотал противника до тех пор, пока тот не истратил все свои интеллектуальные ресурсы. Гении рулят.
Во-вторых, совет сценаристам. Никогда не пишите художнику текст в духе <войска построились полумесяцем>. Он ведь, простая душа,
так и
нарисует!
Своим локальным триумфом Ян обеспечил себе выход в полуфинал. Там его уже поджидал Кирхайс. «Кирхайс страшен», как позже скажет кто-то из персонажей, и это действительно так. Дело в том, что мы подошли к последней военной инновации этого периода. Кто-то из героев всё-таки посмотрел «Сеqкай». Видимо, дело было так:
«Я всё понял!» - закричал Райнхард, потрясая диском, - «Мы всё делали неправильно! Надо брать пример со Споор, она ведь врагов рвёт, как нефиг делать. Надо… надо покрасить твой флагман в красный цвет!»
«А ты уверен, что сработает?» - осторожно спросил Кирхайс. В принципе, красный гармонировал с цветом его волос, и в этом смысле всё было в порядке…
«Конечно, сработает! У Споор работало, и у нас будет. Мы уж всяко не глупее Ав».
У подслушивающего за дверью Оберштайна было своё мнение на этот счёт, но он
предпочёл промолчать.
***
«Эм…» - Кирхайс слегка робел в присутствии посредника, - «А сколько ПГ я получу за красный линкор?»
Посреднику всё это давно надоело. «Да сколько угодно!» - буркнул он.
…И это было его большой ошибкой.
(продолжение следует...)