Легенда о Хероях Халактики; серии 1-2; субъективный разбор, часть вторая

Nov 20, 2006 04:18


I knew, I am surrounded by assholes! Keep firing, assholes!

Dark Helmet

Отсмеявшись, я продолжил просмотр, перейдя уже к сериалу. Тот не разочаровал. Действие начинается, 20 тысяч кораблей Райнхарда с трёх сторон окружены превосходящими силами Союза. Слева Второй флот, прямо по курсу - Четвёртый, справа - Шестой. Итого 40 тысяч кораблей, примерно по 13 тысяч на флот. Но у Райнхарда в запасе есть пункты гениальности! Тем не менее, на удар по флангу их не хватит, поэтому он принимает решение прорываться вперёд и атаковать центральный, Шестой флот.

Адмиралам Свободных Планет остаётся только возмущёно кричать: “Он пошёл вперёд? Но как?! Как он может атаковать?”

Я же опять слёг, потому что узнал расстановку сил. Это же флот ОЧ у Сорда Аптик! То есть, самый тупой, тормозной и дегенеративный персонаж в Сейкае был фанатом сериала ЛоХХ, и брал пример с Райнхарда! Ну да, атака по центру, все дела. Гений, как есть гений.
Но, может, это и был Райнхард? Попадает он в Сейкай, идёт к ОЧ и говорит - так и так, я великий Кукурузо, отдайте мне свой флот, я вам покажу, как надо воевать. Они и повелись. А потом прилетела злая тётя Споор и наказала глупого мальчика.
“Это нечестно…” - прошептал Райнхард. Слёзы потекли по его щекам, и он сразу стал похож на златокудрого ангела, оплакивающего все скорби мира - “Она атаковала меня! Она атаковала меня первой! Меня нельзя… нельзя так! Я главный герой!”

А у нас, тем временем, Райнхард включил глушилку, и у всех исчезла картинка. Веселье сразу подскочило на новый уровень. С одной стороны, Райнхард быстро громит Четвёртый флот. Вот интересно, за счёт чего быстро? 20 против 13 - не такое уж подавляющее преимущество, фронтальный щит хорошо держит удар, атака идёт лоб в лоб. За счёт боевого духа, что ли?
Райнхард нахмурился и нетерпеливо топнул ножкой. Вкупе с ранее сжатыми кулаками, это резко повысило пробивную способность пушек его флота.

С другой, на мостиках двух других союзных флотов разгорается жаркая дискуссия. Командиры, не имея связи друг с другом, оба хотят идти на выручку Четвёртому флоту. Их военные советники, Ян Вэньли и потенциальный покойник, оба заламывают руки и говорят, что нужно идти навстречу другому флоту, как выразился Ян, по кратчайшей траектории. Видимо, он имел в виду прямую. Тогда уже, объединив силы, Второй и Шестой флота вновь получат численное преимущество над проклятым Райнхардом.

Как известно, стратегические решения в Легенде нужны для того, чтобы показать, как герой думает, раскрыть особенности того или иного персонажа. Что мы можем понять из этого эпизода? Что Ян Вэньли - некомпетенный идиот, а будущий покойник… хм… будущий покойник. Решение, которое предлагают адмиралы, совершенно адекватно. Райнхард не успевает догромить Четвёртый флот до подхода Второго и Шестого. Оба флота идут по сходящимся траекториям, оба, в итоге, получают выход во фланги флота Райнхарда. Манёвр Райнхарда, в свою очередь, ограничен тем, что он окружён значительным количеством недобитков. И даже если он развёрнётся носом в сторону одного из флотов, он поймает второй во фланг или в тыл, и будет разгромлен.

Ну а если он всё же сорвался и ушёл с места гибели Четвёртого флота, Второй и Шестой неизбежно встретятся, объединят свои силы, да ещё смогут собрать все оставшиеся боеспособные корабли Четвёртого. И потом уже искать Райнхарда. Итак, оба командира, сами по себе, могли бы выиграть эту битву.

А Ян Вэньли учил стратегию по нарезке из фильмов Бондарчука. Его идея искать другой флот на встречных курсах в условиях глушения и ограниченной видимости, при этом, рискуя в любой момент поймать фланговый удар от Райнхарда, если тот адекватный командир (это не так, но допустим), по меньшей мере, не очень продумана.

Но что самое смешное, так это то, что командир - прав, Ян Вэньли - лох, но пока они спорят, флот никуда не двигается! Он просто висит на месте! И Второй, и Шестой флота собираются идти на помощь, но только на словах, а на деле, они ничего не делают. Страшная штука, эти пункты гениальности.

Райнхард, в свою очередь, бросает жалкие остатки Четвертого флота, и уходит по дуге, ища выход во фланг Шестого флота. Мда. По правилам игры, неполное уничтожение вражеского флота с последующим активным маневрированием, ведёт для отдельного корабля к неиллюзорной вероятности поймать залп недобитка в бок или в корму, то есть к лишним потерям. Но фигли, Райнхарда не волнуют такие мелочи. Он рвётся к Шестому флоту.

В другом сеттинге это звучало бы так: “Несмотря на то, что глушение, прежде всего, затрудняло обнаружение противника для самого Райнхарда, он сумел угадать курс вражеской эскадры, и, практически на чистой интуиции, добился обратного Т-кроссинга” (это подражание eleyvie, если кто не понял). Ха! Особенность Легенды в том, что Шестой флот, как я уже сказал, оставался на месте. Райнхард шёл именно туда, где видел его часа четыре назад. Там он и оказался. Итог - разгром, будущий покойник превращается просто в покойника.

Но он не может просто умереть. Сначала он должен продемонстрировать нам все ужасы войны, в лучших традициях Маски-шоу. Итак, левого военного советника прибивает к стене огромным стальным бревном толщиной с его грудную клетку. Так и висит. Затем он шепчет: “Ян, не будь таким лохом, как я”, и начинает любоваться голографией своей оставшейся на родине невесты. Удачно вложенный в руку покойника голографический снимок - однозначно перебор, если только целью не был именно комический эффект. В противном случае, павший воин должен лежать, а не висеть; пробивший грудь осколок должен быть кошмарным, но небольшим, чтобы оправдать предсмертный монолог; да и невесту стоит обыграть каким-нибудь другим образом, застывшим на губах именем, предсмертным видением в огне или чем-то таким.

А так, когда мы видим ждущую новостей невесту, мы вспоминаем не ужасы войны, а “Остина Пауэрса”: “…и у никчёмных вражеских шестерок есть семьи, которые оплакивают их смерть”. Впрочем, это “Остин Пауэрс” стащил шутку из Легенды, она раньше вышла 8-).

И вот, жалкие 13 тысяч Второго флота остались наедине с хищным Райнхардом и его 20 тысячами…
Хм. А почему 20? Очевидно ли на тот момент его преимущество?
“Курсант Райнхард”, - строгим голосом начала контр-адмирал Споор, - “флот в 20 условных единиц атакует флот в 13 условных единиц. Носовое размещение главного калибра, технические характеристики сопоставимы и аналогичны предыдущей задаче, столкновение происходит на встречных курсах, условия идеальные, вакуум”.
“…cферический”, - прыснул кто-то на задней парте, но великая герцогиня предпочла проигнорировать реплику, - “Сколько кораблей, по вашему мнению, останется у атакующих к концу боя?”
“Двадцать условных единиц!” - радостно ответил Райнхард.
“Обоснуйте свой ответ”, - брови Споор поползли вверх.
“У нападающих выше боевой дух! Элан виталь, виктуар се ля волонте! Их воля сомнёт ряды защитников, и те ничего не смогут противопоставить отчаянной штыковой атаке! Потери будут минимальные!”
…Так Райнхард попал на истребитель, заведовать снабжением и разносить напитки в полёте.

Да что говорить о Споор. По меркам Легенды, и дека-коммандер (старший летенант?) Лафиэль на адмирала потянет, а Споор так вообще… Императрица Галактики, воплощение бога войны.

Как бы то ни было, флот на флот, у Империи преимущество. Райнхард отдаёт приказ строиться “веретеном”. Да, именно. Аптик, все дела. Казалось бы, что нужно делать, если твои линкоры могут стрелять только вперёд, сильней всего забронированы спереди, и при этом имеют уязвимые борта? Правильно, строиться веретеном! Таким образом, наименьшее число кораблей сможет вести огонь из главного калибра, но наибольшее получит ничем не защищённый фланг. Ну и потом можно будет к штыковой переходить.

Тут как раз флагман Второго флота поймал близкий разрыв. Почти все офицеры на мостики выбиты. Тяжело раненный адмирал, приподнимаясь, говорит Яну Вэньли: “Принимай командование, сынок. Кстати, ты военный гений и единственный, кто сможет нас спасти”. А потом с глухим стуком падает обратно. Блин, я ржал. Это Монти Пайтон, не иначе. Зацените картинку, кстати. Адмирал валяется. Ян Вэньли присел на приборную панель, и эдак задумчиво чешет себе в затылке. Адмирала совсем не дышит, однако! Может, он умер совсем? А интересно, он теперь превратится в скелет? Может, ему помочь чем? Как жаль, что мне преподавали только рисование и физкультуру!

Ладно. Итак, Райнхард протянул свою задницу Яну Вэньли, на тарелке. Теперь тому стоит только организовать переслегинский полуцилиндр и сфокусировать огонь на кончике веретена. Такое работает только при численном превосходстве, но ведь Райнхард сам отказался от преимущества, теперь его корабли могут вести огонь только по узкому участку строя Вэньли.
Но, конечно, чтобы да этого додуматься, нужно быть гением. Вернее, не быть. Будучи легендарным дурачком, Ян лёгких путей не ищет, и приказывает своему флоту разойтись и освободить проход для веретена.

“О, боже”, - кричит Райнхард, - “Это не мы их разгромили, это они сами раздвинулись и пропустили нас! Вэньли меня обманул, проклятый Вэньли!” Ну, правильно, Эйнштейн. А ты в окошко бы смотрел, время от времени. Если твои корабли делают бдыщ-бдыщ, а вражеские взрываются, значит, ты их уничтожаешь. А если взрывов нет, значит, ты просто гвоздишь по пустому пространству.

А за спиной райнхардовского веретена Второй флот опять объединяется, при этом, корабли успевают развернуться и начать стрелять в тыл имперским кораблям. Э… Ну ладно, Ян Вэньли - неизлечимый гений. Но если за время пролёта Райнхарда корабли успевают повернуться на 180 градусов, то за половину этого времени они всяко смогут выдать 90. И в упор расстреливать беззащитные борта проплывающих мимо кораблей, пока веретено не кончится.

Но Райнхарду и так плохо. Назад стрелять он не может.
- А у нас в Сейкае главный калибр кораблей тоже занимает большую часть длины корабля, и может быть расположен только вдоль корпуса. Поэтому у нас специально часть пушек направлена вперёд, а часть - назад -

Разворачиваться нельзя. Так прямо и сказано - разворачиваться нельзя. Один глупый адмирал попытался развернуться, и его тут же покарала кара Господня в виде какого-то случайного выстрела. Что делать?
“Он трахнул меня в задницу!” - заорал Райнхард - “Теперь я должен обойти Вэньли и трахнуть его в задницу!” 
“Милый, мне так нравится, когда ты говоришь грубо”, - щеки Кирхайса порозовели.
Изо рта Райхарда пошла пена, и он с утробным рычанием вцепился в кожезаменитель своего адмиральского кресла.

Да, Райнхард приказывает своему флоту отрываться, поворачивать и заходить Вэньли в тыл. Но он не рассчитал уровень своих подчинённых. Дело в том, что он-то, конечно, знал слово “поворот” - однажды к нему чисто случайно попал древний сборник правил дорожного движения. С Вэньли была похожая история. Но остальные? Пытаясь выполнить противоречивый приказ лететь вперёд и одновременно поворачивать, корабли обоих флотов растянулись на тысячи километров, а потом замкнулись в кольцо.

Когда я ЭТО увидел… ну да. Нифига себе позиция, нифига себе картинка. Представляете, если бы Жуков увидел на планшете закольцованные синие и красные стрелки? Сразу бы умом оскуднел. А если бы эскадры Того и Рожественского уткнулись друг другу в хвост и пару часов ходили бы по кругу, не в силах разорвать контакт?
“Почему я такой идиот?” - пробормотал Рожественский, глядя на опостылевшую корму японского корабля.
“А ведь сеппуку придётся делать,” - с грустью подумал Того. Впереди по-прежнему маячил замыкающий русский корабль.

А Яну Вэньли хоть бы хны. Не болит голова у дятла. Только и сказал о том, что две змеи пожирают друг друга, и вот она, война. Ситуация, меж тем, трагическая. Пункты гениальности кончились у обоих. То, что приходит им каждый ход, как гениям, тратится на движение по кругу, ибо оно более сложное, чем движение по прямой. А отменить действие они не могут, ибо не имеют свободных пунктов на новый приказ! Или придётся кидать чеки на остановку дыхания по причине хронической тупости, хотя это, скорее всего, ждёт их в любом случае.

Ну вот, идиоты решают разойтись по домам, раз уж они всё равно не смогут ничего родить. Идиоты.
“Пиши ему: “Хачу твою фоттку! Чмоки! Райнхард”.
“Ты…. правда, хочешь… чтобы я отправил это командору Яну Вэньли?” - на шелковых ресницах Кирхайса предательскими жемчужинами заблестели слёзы.
“Ну пошутил я, пошутил. Ну, там, “мы, два дебила… не в силах… восхищаюсь вашей храбростью”, короче. Что там положено писать?”

Ох. Кончилась вторая серия. Я, с одной стороны, вволю повеселился, с другой - ощутил странное состояние, близкое к шоку. Нельзя же так! Люди не бывают такими тупыми. Это… контр-эволюционно! Контр-интуитивно! Это даже не война итальянцев с турками а ля начало двадцатого века. За-пре-дел. И какой кайф смотреть на приключения хронических дебилов? Слава тогда так и не получил ответа на этот важный вопрос. Впрочем, я не сдамся, я продолжу просмотр 8-).

А так… ну ладно, “Звёздные войны” тоже стратегией не блещут. Но старые “Звёздные войны” показывают сражения с точки зрения пилотов истребителей, а там, да, маленький самолётик летит и всё выносит, другого и не надо. Это реально круто. Но Легенда пытается раскрыть тему, что все солдаты - пешки, командиры - нули, и только военные гении в белых перчатках на раз выигрывают битвы, при этом делает это криво. На тактико-стратегическом уровне главные герои проявляют откровенный и незамутнённый дебилизм. Именно уровня командующего ОЧ при Аптике, и это ещё вершины их гения. Помножьте это на космоболльско-монтипайтоновские отжиги, и подачу информации в духе “чтобы девочкам было понятно”.

Тут гнали на Джинто. Я сам хотел его опустить. Но, блин, таких, как Джинто, в легенде два, и они оба флотами командуют. Так даже и не знаешь, что хуже, в Сейкае-то на адмиральских постах профессионалы.
Вот Вэньли - чем не Джинто? Только самого Джинто даже любимая девушка называет тормозом и “бакой”, а это Джинто заматеревший, которому каждый день приходят тонна писем от поклонниц, в том числе из России. Военный гений, последняя надежда свободных миров. То есть, из Джинто ещё можно будет вырастить хорошего штабиста или аналитика, а Вэньли уже поздно переучивать.

Да, чую, Джинто подаст на меня в имперский суд, за сравнение с персонажем ЛоХХа. “Может, я и позорный лох, но я не logh!”

Да и господи…
"Джинто - позорный лох, подносчик сока!"
"А ваш Ян Вэньли живёт с Мальчиком!"

…Являясь пидорасом во всех смыслах этого слова - стратегическом, оперативном и тактическом. И всё.

Слава был прав, нельзя показывать мастерство через бездарность. Я с ним тогда поспорил, но я просто не понимал, о чём он говорит. Можно отрисовать хороший поединок с актёрами, не умеющими драться, но тогда надо продумать сам ход боя. Мой любимый пример - отечественный фильм “Не покидай”, поединок между дворецким и Патриком. Нельзя сказать, что бой поставлен идеально, или что актёры мастера фехтования. Но там есть идея, идея того, что дворецкий - фехтовальщик какого-то запредельного уровня. И это они демонстрируют. ogasawara видел, он подтвердит. Продуманность концепции вытягивает ошибки постановки.

А тут?

Нет, сюжет, как таковой, можно было бы спасти. Но тогда это должна была быть совместная китайско-японская кинопостановка, так сказать, китайская опера приходит на помощь японской космоопере. В духе “Городского охотника”, и с молодым Джеки Чаном в роли Яна Вэньли (только где взять молодого Джеки?). С одной стороны, таким образом, можно удачно отыграть комедийные элементы, которых в Легенде завались (глаза Оберштайна замерцали. “Проклятые батарейки”, - пробормотал он, стуча себя по голове).

С другой стороны, показать стратегию через ушу. Постановка боёв китайская, японцы придумывают обоснование, каким образом приёмы боевых искусств преображаются в движение многотысячных флотов, фантазия у них больная. И всё. Даже у Макарова не возникнет претензий. Да, в китайских фильмах дерутся неестественно, зато идейно, и мастерство демонстрируют - мастерство акробатов, мастерство постановщиков. Китайские актёры могли бы играть демократов, а японские - германских имперских фашистов. Все были бы довольны. И сразу понятно, китайский актёр хитрыми приёмами раскидал фашистов - ну, Ян Вэньли, военный гений, куда им до него. Японский истинный ариец (крашенные волосы, голубые линзы), в черной с серебром форме, жестоко покарал китайцев? Ну, понятно, Раинухарду, против него не попрёшь. А друг с другом махались, махались и  вничью. Оба мастера, оба гении. Какой мог бы быть фильм! Настоящая Легенда.

А так, что получается? Я вот за один эпизод зацепился. Подлетел, значит, Ян под брюко Райнхарду, и давай его домогаться. Райнхард кричит, мол всё пофигу, открывайте огонь. В крайнем случае, заберу суку с собой на тот свет. И тут какой-то мужик оборачивается к Райнхарду и говорит: “ты, блин, адмирал хренов. Флотом своим командуй. А корабль мой, и гробить его я не дам”.
“Ладно”, - говорит Райнхард - “Извините, был неправ, признаю свою ошибку”.

Надо сказать, в том момент я в очередной раз отвалил челюсть. Представляете, Споор кто-нибудь сказал подобное? Она приказывает стрелять из электромагнитной пушки, а ей - флотом своим командуй, а в корабельные дела не лезь.

Но главное другое. Это ведь лесник! Тот, кто пришёл и всех разогнал. Владелец аттракциона, или, хотя бы, его оператор. Огромный космический Диснейленд, с настоящими космическими кораблями и объёмными голографическими взрывами. Ах, да, и про звуковые эффекты не забудем. Пресыщенные богачи на борту яхты, изображающей линкор, делают вид, что командуют сражением, и героически его выигрывают. Именно поэтому тактические дисплеи показывают такую фигню, пипл хавает. Зато - масштаб, в обзорных экранах весь космос в кораблях, все летят и периодически взрываются. Не просто купить билет на мостик, но почти все могут позволить себе посидеть за игровым автоматом на месте стрелка. Кто-то предпочитает более дорогой летный стимулятор, виртуальную карьеру пилота истребителя.

...Тридцать лет не было войны, и все уже начали забывать, что это такое. И только капитан месяц за месяцем выводит “Брунхильду” на генеральное сражение у стен Изерлона. Как ему всё это надоело, наверное. Эти безмозглые аристократы, воображающие себя военными гениями! Он видит все их косяки, все их ошибки… а как его выворачивает от их тона! Но что делать? Другой работы нет, он так и не адаптировался к мирной жизни. Это его единственный шанс не расставаться с космосом, всё обман, но хоть корабль настоящий. И память о погибших товарищах, и о последних, кровавых, но так ничего и не решивших боях.

Ну да, появление крейсера Союза заскриптовано. Там нет развилки сценария, нельзя ничего сделать. Поэтому он с таким удовольствием обломал Райнхарда, а Райнхард утёрся.

Это и бой в атмосфере псевдо-Юпитера объясняет. Неважен смысл, зацените спецэффекты!

А адмирал, при котором служил Ян Вэньли? Он тоже, наверное, месяц за месяцем падает в нужный момент (обзорные экраны с треском гаснут, на мостике начинает пахнуть дымом), прокусывает капсулу с искусственной кровью и шепчет: “Парень, принимай командование… только ты можешь нас спасти… хоть я в тебя и не верил”. И раз за разом глаза этих юнцов загораются огнём; хотя они сами платили за билет и знают, что это игра, но всё равно - верят, верят, все как один. А он тоже из тех, старых - не адмирал, конечно, но офицером был. Он ещё помнит войну.

Хех. А Райнхард только и может, что с умным видом говорить “поворачивать нельзя!”, глядя на запрограммированную смерть никогда не существовавшего адмирала. А он для того и взрывается, чтобы ты не стал поворачивать, умник, игра на это не рассчитана.

Кому же мне сопереживать, чей человеческой драме? Нуворишам одной стороны, разложившейся аристократии другой? Райнхарду, раз за разом покупающему себе адмиральские погоны, чтобы одолеть собственный комплекс неполноценности? Яну Вэньли, который пытается доказать, что чего-то стоит как стратег, благодаря своему крайне поверхностному увлечению военной историей?
Или анонимной обслуге космического аттракциона, тем, кто ночью просыпается в поту, а днём то ли предаёт память павших, то ли служит ей?

Вот это я понимаю, космоопера про социальные проблемы 8-).
"Как ты думаешь, Кирхайс, нас уже обслэшили?"
"Я на это надеюсь!"
"Я окружён вырожденцами", - с тоской подумал Райнхард, - "Чёрт, да я и сам вырожденец. И моя сестра... шлюха..." - тут он опять не выдержал и снова заплакал.

космоопера, лохх

Previous post Next post
Up