Мои Интересы: Сказочные существа: Тэнгу

Jun 05, 2006 15:42

Я хотел рассказать о тэнгу.
Нужно было озвучить следующие мысли:

Мне бы понравился вариант, в котором Химуру Кеншина учили драться тэнгу, а не его пресловутый учитель, как в манге-мультфильме.
Это даёт мне следующее, вернее, отсюда открываются два новых выхода.
Во-первых, этот вариант нравится мне своей традиционностью, своей отсылкой к традиции. И это, в свою очередь, позволяет лучше понять меня, как человека, который ищет обоснование на пыльных страницах написанных другими текстов, для себя же называет это миром идей.
Во-вторых, лично для меня, это позволяет заявить, что стиль адмирала Ито - это вовсе не вариация пьянного стиля с мечом, да и учили его таким движениям не совсем люди. Бедный Ивил-Ивара :). Тонкий момент был в том, что смысловая связь по линии Химура Кеншин - Химура Кеншин, как персонаж и альтер-эго Славы Макарова - Ито Сукэюки, как персонаж и альтер-эго Славы Макарова, выходила несколько натянутой и надуманной. Общего между Ито и Химурой то, что оба были мечниками-убийцами во время японской революции. Впрочем, Слава пришёл мне на помощь, сказав, что я вполне могу считать его Химуру и Ито одним персонажем, что при японской любви к перемене имён и неудивительно.

Ну и потом можно было давать описание самих тэнгу.

Так для чего я писал всю эту муть?!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Вступления - моя слабая сторона.
В этом вступлении мне надо кратко рассказать вам, кто такой Химура Кеншин, поскольку, очевидно, что не все это знают. Слава богу, когда-то я уже пытался это сделать.

Небольшая справка. На самом деле, Химура Кеншин - персонаж японского комикса, а впоследствии и мультсериала. Существует так же знаменитый приквел, в формате полнометражного фильма. Кеншин - невысокий даже для японца паренёк (в 28 лет он выглядит на 16) с рыжими волосами и шрамом на щеке. По сюжету, он лучший воин Японии периода "буржуазной революции и реформ Мейдзи", в общем, второй половины 19 века.

Итак. Сериал визуально копирует комикс, и сделан в мультяшной стилистике. Приквел постарались нарисовать более реалистично. К примеру, в приквеле волосы у Кеншина темнее, что делает его более похожим на японца. В сериале он рыжеволос и голубоглаз.
Приквел рассказывает о событиях времён революции, действие сериала происходит десять лет спустя.

Начнём с революции. Кеншин - сирота, взявшийся неизвестно откуда ("из леса"), молодой паренёк, которому нет ещё двадцати, при этом - непобедимый мечник. Он становится хитокири, уличным убийцей, который работает на сторонников императора и ликвидирует их политических оппонентов. Умных книг Кеншин не читает, политикой не интересуется, в его жизни есть только убийства - ради светлого будущего. Что должно произойти с подобным человеком? Ему суждено сгореть на работе, в буквальном смысле этого слова. Свои же и сольют, когда перестанут в нём нуждаться. Именно это произошло с Шишио Макото, другим персонажем сериала. Когда революционеры стали побеждать, они заманили своего ликвидатора в засаду, расстреляли его, облили маслом и сожгли, чтобы не пришлось потом делиться с ним властью.
Назовём это базовой моделью.

Что сделал автор комикса? Его Кеншин пережил духовный кризис, нервный срыв, смерть любимой, после чего поменял свою судьбу. Освободив должность главного ликвидатора (которую занял вышеупомянутый Шишио Макото), Кеншин провоевал до победы, а потом дал обет никогда больше не убивать. Десять лет непобедимый мечник странствовал по дорогам Японии, являя собой пример смирения и нестяжательства, пытаясь искупить свои старые грехи, помогая слабым и борясь с гордыней. Он стал другим человеком. О нём и рассказывает сериал. Когда бывшие соратники его находят и предлагают пост в правительстве - а это логично, потому что за десять лет основная делёжка власти уже произошла, теперь им не хватает верных и надёжных людей - Кеншин с гордостью отказывается.

Да, да. "У каждого свой Кеншин", я помню.

ogasawara в общих чертах нравится приквел. Ему не нравится сериальная тема христианского смирения, прибеднения и прочих попыток Кеншина "закосить под шланга". Ему также не близка "мультяшность" сериала; во всём сериале ему нравится два персонажа, отморозок в белом плаще и отморозок в белых перчатках. Если бы Кеншина делал Огасавара, это была бы история о самурайской чести и о кровавых разборках крутых элегантных отморозков. Я, кстати, не выкладывал сюда шутку о том, как выглядело бы "Белое солнце пустыни", если бы сценарий писал Феликс? Нет? А зря.

slavamakarov'у не нравится эпизодическая тупость Кеншина. Его "развилка" имеет место ещё в приквеле. Кеншин Макарова читал умные книжки, ходил на партийные собрания, интересовался политикой, в итоге стал совсем умным. После чего всё разрулил, все проблемы решил, свою девушку спас и пошёл делать политическую карьеру. Потом ему доверили флот... короче, встречайте адмирала Химуру, одного из славиных персонажей.

Меня, в общем-то, тема смирения и общая концепция сериала вполне устраивает. У меня даже была гипотеза, что в какой-то момент Кеншин принимает христианство, чем и объясняется его странное по японским меркам поведение. Мне не нравится реализация целого ряда моментов, это другое дело, но базовая идея, как я её воспринимаю, хороша. Сейчас речь не об этом.
Приквел мне понравился ещё меньше сериала. ИМХО, он просто неудачный. Если бы это был фильм, можно было бы говорить о том, что исполнитель роли молодого Кеншина её завалил, он никакой. Сюжет дурацкий. Ладно.

Но больше всего в приквеле и сериале меня дёргал образ учителя Кеншина. Ведь автору надо было ещё объяснить, почему Кеншин настолько крутой и непобедимый боец. В сериале мы встречаем его учителя, который когда-то научил сироту секретному боевому стилю Хитэн Мицурюги-рю, который бьёт все остальные существующие стили.
Дурацкий сюжетный ход. В приквеле это выглядит ещё хуже, повторюсь, его старались сделать реалистичным, а учитель туда попал прямиком из сериала. Итак, по авторской версии, маленький Кеншин случайно попал к живущему в лесу секретному мастеру секретного боевого искусства, который и тренировал его до того момента, как Кеншин решил вернуться к людям.
Надо сказать, у китайцев такие сюжеты получаются лучше, естественней как-то. Кстати, стиль Хитэн Мицурюги-рю имеет явную генетическую связь с китайскими "летающими воинами", овладевшие им тоже всё время "летают". Нет, учитель Кеншина не канонический Китайский Дедушка, он мужчина в полном расцвете сил, как Карлсон, но мне он всё равно не понравился.

Так что я бы его вычеркнул, без всякой жалости. Как бы я обыграл этот сюжет? В сериале нет никакой магии, это авторская позиция, но есть персонажи, которые не очень похожи на людей. Проще говоря, в Японии сериала встречаются представители нескольких фэнтезийных рас, или, по-меньшей мере, полукровки.Самый распространённые - гоблиноиды-полуорки, есть и тролли... есть даже "помесь негра с гигантопитеком" и настоящий сказочный великан.

Да, это не баг, это фича, и её надо обыграть. Поэтому в моей версии осиротевший Кеншин попадал бы к странному лесному племени, дояпонского, а то и нечеловеческого происхождения. Носатые, волосатые, и при этом - невероятные мастера боя. Короче, Кеншина воспитали тэнгу. Из леса он вышел непобедимым бойцом со странным и необычным стилем. Кстати, тэнгу любили использовать в бою прыжки и разные акробатические номера, так что пусть Кеншин бегает по стенам, это забавно.
Чего я этим добиваюсь? Человеческий ребёнок, выросший в чуждой среде - это всегда тема, начиная от Маугли и кончая "Чужим в стране чужих" Хайнлайна. Можно вспомнить и о " Кощее Бессмертном", я рассказывал.
Но главное, это возвращает нас к истокам. Традиционно считалось, что лучших бойцов в Японии учили драться тэнгу, начиная с легендарного Минамото Ёсицунэ. И именно на японской почве я предпочитаю этот сюжет сюжету с мастером-отшельником.

Тэнгу...
Я хотел написать о тэнгу.
Тэнгу - японские лешие, обитатели гор и лесов. Тридционно различались два вида тэнгу - полуптицы, покрытые перьями, с птичьими когтями и клювами, а также человекоподобные, длиноносые и краснолицые, у которых от птиц остались только небольшие крылья за спиной.

Мне тэнгу дороги по следующим причинам. Во-первых, Тэнгу был боссом дурацкой игры "Dead or Alive 2", и, надо сказать, выглядел он потрясающе. Во-вторых, в игре "Metal Gear Solid 2" спецназовцы на последнем уровне носили специальные бронекостюмы типа "тэнгу", которые не просто круто выглядели, но и позволяли совершать невероятные прыжки.
-------------------------------------------------------------------------------------------

Сам себя загнал в тупик, в итоге. Ну при чём тут один и другой, и зачем я упоминаю эти игры? Если играли, поймёте и так, если нет, то это информация бесполезна.

Также не имеет смысла в очередной раз пересказывать информацию о тэнгу, как о персонажах японского фольклора. Важно, как я их воспринимаю, какие тэнгу мне нужны. В этом смысл постингов о сказочных существах.

Сразу выделим в отдельную линию тэнгу для немагического мира канонического Кеншина. Как я уже сказал, там это просто реликтовое лесное племя, вроде того, которое показано в "Принцессе Мононоке", разве что с необыкновенными боевыми традициям. Скажем так, эти тэнгу очень хорошо замаскировались под людей :).

Следующее. Два вида тэнгу, птицеголовые и носатые, из которых первые подчиняются вторым - это для меня чересчур. Я не японец, этот миф для меня не родной, поэтому не буду плодить сущности сверх необходимого. Тэнгу - гуманоиды с большими длинными носами, красноватыми лицами и густыми шевелюрами-бакенбардами. Внешне и с биологической точки зрения, я бы сделал их приматами, но по другой, не нашей линии. Допустим, эволюцинировавшие ("эволюцинированные") макаки, потерявшие хвосты и большую часть шерсти. Среди макак можно найти необходимые черты. Японская макака нравится мне цветом и выражением "лица", а носач - носом и характерной формой кистей-ступней, у тэнгу они примерно такие же. Что касается птицелюдей, то пусть тэнгу носят маски или используют доспехи со шлемами в виде птичьих голов, как этот, например. Всё равно тэнгу, как известно, умеют говорить, не открывая клюв, вот и рациональное объяснение.
Нет, телепатию я им оставлю, конечно. Всё, как в каноне - телепатическая речь, телепортация на короткие расстояния, умение создавать иллюзии и проникать в сны.

Средневековые японцы знали, что такое доспехи, и, безусловно, смогли бы отличить их от плоти. Но я уже сказал, что тэнгу считаются мастерами иллюзий, к тому же, как и положено японским волшебным существам, умеют менять свой облик в достаточно широких пределах. Создать иллюзию того, что доспех покрыт перьями, а вместо шлема - настоящие клюв и глаза, это для них раз плюнуть. Без маски-основы сложнее, я думаю, но тоже можно. И это если не трогать прямое оборотничество в птицеподобных существ, потому что тут уже сложно сказать, что истинная природа, а что - личина. И всё же, повторяю, я ставлю на гуманоидов, у которых с птицами, конкретно, с воронами, есть глубокая духовная связь; проще говоря, ворона - их тотем. Это объясняет ношение в бою птичьих масок или шлемов, а также магию, построенную на полном или частичном превращении в птиц. Естественно, весь комплекс представлений, связанных с душой-птицей, превращение тяжелораненных тэнгу в птиц, возвращение с того света в виде птиц и так далее.

Что касается небольших крыльев за спиной, которые встречаются в описаниях целого ряда свидетелей, то объяснения может быть самым разными. От декоративных украшений на доспехах в символически-ритуальных целях, до вживлённых биоимплантов, врожденной мутации или частичной магической трансформации, опять же с целью уподобления тотему. Главное, что эти крылья тэнгу умеют прятать или проявлять по желанию. Вариация стиля "летающих воинов", в котором боец удлиняет прыжки, парит или маневрирует с помощью заплечных крыльев - это зрелище, безусловно.

Да, тэнгу - великие воины, это признают все. У них учились многие многие легендарные японские фехтовальщики и рукопашники, ниндзя пытались подражать тэнгу своим поведением и тактикой. Нет, говорят, иногда отдельным мастерам удавалось продержаться против горных леших, или даже одолеть их - тому же Миамото Мусаси, например. Но помните о превращении в птиц? Раненные тэнгу просто улетали с поля боя. Можно, конечно, считать это метафорой смерти. На деле, это означает, что на человеческом счету нет ни одного гарантировано убитого тэнгу. С противоположной стороны количество человеческих трупов измеряется минимум четырёхзначными цифрами, человеческие воины тэнгу не соперники. Просто тэнгу очень мало и они предпочитают держаться от людей подальше. Да, с культурно-психологической точки зрения, мы наверняка имеем дело со страшными шовинистам, причём такими, что сами японцы от зависти лопнут. Эдакий микс из традиционного дальневосточного "мы - белые люди, а все остальные - варвары и полуобезьяны", и всеми любимого еврейского "мы самые умные и избранные, а вы никогда ничего не поймёте и вообще тут в качестве декорации".

Картинка в голове. "Нападение на участок номер тринадцать". Современный японский город. Полицейский участок. Внутри - что-то или кто-то, кого там быть не должно, и, следовательно, это надо срочно забрать. Из воздуха материализуются три фигуры в странных средневековых доспехах восточного вида, со шлемами в форме клювастых птичьих голов. Они заходят внутрь и выхватывают мечи, буквально "снося" несчастных полицейских. Один из мечников подходит к последнему оставшемуся в живых, снимая с себя маску. Полицейский видит перед собой странное лицо, неяпонское, безусловно, - с грубой красноватой кожей, обрамлённое жесткими топорщимися волосами. Оскалившийся рот, длинный кривой нос и над ним - круглые, злые, птичьи глаза. "Где камеры предварительного заключения, человек?" - прошипит тэнгу.

Между прочим, я вполне могу представить себе тэнгу, отказавшихся от средневековых лат и оружия в пользу их высокотехнологичных аналогов, но с сохранением своих пристрастий к птичьему дизайну и рукопашному бою. В конце концов, чем они хуже Хищников? О, кстати.

В терминах моего мира, тэнгу, как раса, в первую очередь - создания и слуги бога охоты и зверей, он мог без проблем мутировать обезьян в нечто подобное. Поэтому они живут в лесу, потому они лешие. Да, они достаточно необычны, если вспомнить про их проработанную воинскую традицию, магию и птичий тотемизм. Чего стоит связанный с ними образ летающей собаки или лисицы (китайское тянь-гоу, "небесный пёс"), крылатый пёс - один из символов бога войны!
Но если бы тэнгу были расой, посвященной богу войну... короче, году так в 1995 на Гаваях (а и в Калифорнии) поймали бы последнего тэнгу-партизана, зачитав ему указ императора о капитуляции. "Тэнгу бога войны" не смогли бы остаться в стороне от людских разборок, это точно. А отшельники, скрывающиеся в лесах и прячущиеся в кронах деревьев, вызывают совсем другие ассоциации. К тому же (к одному недавнему разговору со Славой), изначальное посвящение богу охоту не мешает следовать воинской традиции, антагонизма между соответствующими богами нет. Зарад, бог охоты, обладает многими талантами, что проявляется в его творениях и его детях.

(Да, в моём мире богу охоты верно служат и Хищники из фильма "Хищник". Я бы не решился говорить о параллелях, если бы мне одному пришло в голову такое сравнение, но нет - " Тэнгу - это скорее персонаж из фильма "хищник". Мудрый и добрый охотник на приматов". Чёрт, люблю Хищников. Ладно, в другой раз, сейчас о тэнгу. Маленькое примечание: в отличии от Хищника, тэнгу не стесняются нападать на жертву вмногером.)

А если бы тэнгу были созданиями богини леса, жены бога охоты, они выглядели бы как Шифтри из Покемона (вырастает из такого вот жёлудя с глазами, через промежуточную форму), минус мультяшность.  То есть, в общем-то, та же идея тэнгу, но только на растительной основе. В конце концов, мы говорим о создательнице древней/энтов!

Так, уже дошли до покемонов, надо срочно менять курс.
Подводя итоги, если бы я делал персонажа тэнгу для игры-файтинга вроде Тэккена или СоулКалибра, у него было три костюма-облика (последний - дополнительный). Носатый краснолицый гуманоид с крыльями, ямабуси-тэнгу; карасу-тэнгу, на том же каркасе, но покрытый перьями и с птичьей головой; наконец, гуманоид в доспехе и в шлеме с маской-клювом. Конечно, тэнгу в "Dead or Alive 2" был колоритней, но мне необходимо было это сказать, персонаж-для-гипотетического-файтинга кратко выражает всё то, о чём я тут писал.

Графический материал по теме:

Тэнгу является Кобаякава Такакагэ - отметьте, почти полная маскировка под человека.
Царь тэнгу Соджобо учит драться молодого Ёсицунэ.
Ёсицунэ демонстрирует, чему его научили - in this print, only Yoshitsune is shown, in one of the martial arts leaps he learned from Sojobo, the Tengu King (...). Кстати, Кеншин прыгал точно также.
Правитель тэнгу помогает Тамия Ботаро отомстить.
Кисо Ёсинака обижается на "кисо, ты с какого города" и демонстрирует тэнгу приёмы боевого самбо - извините за плохое качество.
Миямото Мусаси и тэнгу - опять плохое качество, но видно, что Мусаси снёс ему крыло.

Тэнгу - это тэнгу. И не дай бог тебе перепутать его с толкинистом!
Previous post Next post
Up