АВТК, или об информационных объектах и метафорах, а также о трансляторах межцивилизационных смыслов

Jun 03, 2006 14:16

В концепции Лазарчука-Переслегина, "голем" - это государственый бюрократический аппарат, разросшийся и усложнившийся до таких масштабов, что приобрёл свойства живого, квази-разумного существа (хотя и очень тупого). Более широко - это любая сложная соцальная структура, подминающая под себя человека и превращающая его в клетку своего организма. С точки зрения кибернетики, такая система может рассматриваться, как компьютер, состоящий из бинарных триггеров, чиновников, ставящих штампы "да"-"нет". Из этого, в свою очередь, делается вывод о возможности программировать големы и так далее.

Голем понятийно близок к уицраору Даниила Андреева, уицраор - это демон государственности, по проявлениям и поведению похожий на голема. Разница в том, что уицраор - это демоническая сущность со сложной наследственостью, уицраор существует на ином материальном плане и проявляется в нашем мире лишь через соответствующее государство. Голем, в свою очередь, - тупая машина, и не может существовать вне физической основы, без носителей и иерархических связей между ними.

В этом контексте хочется вспомнить о "Левиафане" Гоббса. Гоббс сравнил государство с морским драконом Левиафаном, одним из двух великих зверей, упоминаемых в Библии. Забавно, но Даниил Андреев говорил, что уицраора можно аллегорически представить, как великого дракона, и именно в этом ключе трактовал стихотворение А.Толстого "Дракон", несмотря на то, что уицраоры Андреева больше ктулхообразны, чем драконообразны. Представление государства-голема, как Дракона, знакомо нам всем по пьесе Шварца и одноименному фильму, не так давно я видел подобную же аллегорию в ленте (не помню, кто это был... кто-то из "новых корабелов" caleb_- von_sumkin? Кто другой?).

По каким-то причинам классический "Левиафан" Лазарчуку не приглянулся, слово "уицраор" он, скорее всего, не знал, да оно и неудобноваримо; ну а "Дракон" по отношению к Софье Власьевне, которую все изначально и имели в виду... это было бы как-то слишком жирно и излишне романтично. "Голем" же создавал нужное ощущение чего-то большого и неповоротливого, напоминая о творении человеческих рук, вышедшем из-под контроля создателей.

Калашников и Кугушев использовали слово "голем" в ином значении, хотя и со ссылкой на Переслегина и Лазарчука. Ныне покойный Зиновьев что-то подобное называл Сверхобществом (Калашников с Кугушевым ещё используют термины "Сообщество Тени" и "Минус-человечество"). Их Голем - уникальное существо, с государством никак не связанное. Если опять проводить параллели с Даниилом Андреевым, то он описывал подобное существо, когда говорил о демоне, который в конце средних веков "сел" на эгрегор католической церкви, заменив его собой.

(Это привело к целому ряду печальных последствий, начиная от Реформации и кончая засильем в интеллектуальной жизни Франции бездуховных леваков-марксистов. А демона-монстра потом упокоили, не волнуйтесь. Кстати, современные поклонники Андреева считают, что в текущий исторический период демонический эгрегор накрыл собой как минимум часть мусульманского мира.)

Итак, Голем Калашникова-Кугушева - это "эгрегориальный паразит" (Слава Макаров (с)), квази-разум на основе эгрегора, искусственная форма разумной жизни, организованная не по иерархическому принципу, а как нейронная сеть. И не только; но об этом как-нибудь в другой раз (если он будет). Достаточно сказать, что со свойственной ему способностью к озарениям Калашников постиг, что nomen est omen, и если что-то называется "Голем", то создали его жыды.

В переслегинской школе также употребляют термин "Левиафан", но редко: так обозначают мировую финансовую систему. Чьё поведение, да, тоже можно описать в рамках лженауки кибернетики. Из-за малой распространённости термина, Калашников с Кугушевым его не знали, поэтому выдумали для своей книге свой, а именно "Солярис". Надо сказать, метафора весьма точная - огромный океан непонятно-чего, покрывающий целую планету и создающий сам из себя формы, объекты и иллюзии. Да и переслегинский "Левифан" содержит в себе ассоциативную связь с Океаном.
-----

Мне после всего этого представилась серия вражеских кораблей, названных "Голем", "Левиафан", "Бегемот" и "Солярис". slavamakarov тут же окрестил их "тяжелыми когнитивными авианосцами". Ясно, что такие названия могли дать только Враги, причём враги циничные и законченные. Пятый корабль в серии, наверное, назывался бы "Уицраор". Или, всё же, "Дракон"? Или лучше заменить на "Дракона" "Бегемота", потому что в русском, в отличии от английского, слово "Бегемот" вызывает библейские ассоциации в последнюю очередь? (После крупного речного травоядного с дурным характером и булгаковского демона-шута в кошачьей шкуре.) 

корабли

Previous post Next post
Up