Итак, правила OD&D не были сеттингом и не претендовали на это, но забавно попытаться реконструировать фэнтезийный сеттинг, вытекающий из этих правил.
Я был сказал, что это история о том, как силы Порядка вторглись в земли Хаоса, рассказанная с точки зрения сторонников Порядка (отсюда Хаос, как "религия зла" со своими "верховными жрецами"). Первая война завершилась победой Порядка, а Хаос был вынужден отступить. В результате образовалась обширная территория, где какая-либо власть просто отсутствует. Для обоих сторон, при этом, речь идёт о пограничных землях, расположенных вдали от центров силы и той, и другой культуры/цивилизации/религии.
Территория, о которой идёт речь, покрыта руинами, где явно кто-то когда-то жил. Весьма вероятно, что силы Порядка считают себе преемниками той культуры, от которой остались руины, раз её золотые монеты до сих пор являются основой нынешней денежной системы. Но потом сюда пришёл Хаос, а затем уже во владения Хаоса вторгся Порядок. Таким образом, обе стороны считают друг друга захватчиками.
Теперь на земли, отвоёванные у Хаоса, хлынул поток переселенцев из центральных областей Порядка (Гайгэкс в своём модуле "The Keep on the Borderlands" называл этот далёкий родной край просто - The Realm). Дорога длинная и опасная, местность полна чудовищ и разбойников, а люди всё равно едут. Значит, можно предположить, что в метрополии земли мало, а налогов-поборов много, а тут - наоборот.
То же самое с благородными.
По присутствию наёмников на конях и в броне, и по тому, сколько тяжеловооружённых всадников-фанатиков готовы откликнуться на зов клирика, понятно, что производство условных "вторых сыновей" поставлено на поток, и их всех тоже нужно куда-то девать. Отдельно стоит отметить
туркополов в перечне боевых сил новообразованного ордена, что добавляет атмосферы крестовых походов. (И это ещё и конные арбалетчики, привет Перумову!)
Избыток разбойников и бандитов на дорогах - это остатки разбитых армий Хаоса, дезертиры, временно безработные наёмники. Всякие там brigands, скорее всего, это те же вооружённые люди, которых можно нанять в городе - или они находят там работу по профилю, или идут грабить.
Я всё к тому, что у нас одновременно и фронтир, и средневековье. Если так подумать, то местная экономика кажется мне довольно "разогретой". Понятно, что о какой-то продуманной модели экономики в OD&D говорить не приходится, да я и не экономист. Но, очевидно, обилие съехавшихся в города чернорабочих, наёмников, специалистов, необходимость содержать гарнизоны, подготовка к следующей большой войне (а Хаос не дремлет и плетёт козни, как обычно) должны повышать спрос на хлеб и иную продукцию сельского хозяйства. Крестьяне нужны, потому что кому-то нужно обрабатывать землю и выращивать зерно. И крестьянам выгодно производить и продавать избытки хлеба, даже с учётом оброка и десятины.
Но с другой стороны, у них там золотой стандарт, а это значит, что деньги дорогие, а продукты дешевые. Тут-то в дело и вступают наши приключенцы, которые ищут клады на заброшенных этажах катакомб и пытаются избавить драконов от добычи, которую те награбили за века. Найти деньги, которые не работают, и снова включить их в оборот. Вспомним "Хоббита": очевидно, что если бы на рынок разом вбросили оставшуюся от Смауга золотую гору, то это вызвало бы рост цен, поскольку экономика вроде как не особо выросла, а денег стало больше (= деньги дешевеют). Но в нашем случае и новое древнее золото увеличивает денежную массу, и экономика растёт за счёт переселенцев, строительства новых замков, обустройства территории и так далее. Так что вырисовывается определённый баланс. Возможно даже, что именно здесь, на периферии, экономика в каком-то смысле более "денежная", чем в метрополии - просто за счёт всех этих трофеев, кладов, добычи и прочих уникальных временных обстоятельств.
Я хотел поговорить про орков.
В фэнтезийном дополнении к Chaimail, непосредственной предтече D&D, орки были указаны, как чисто злая раса, но не в Original Dungeon & Dragons. Возможно, в правилах "нулевой редакции" вкралась опечатка, но уж больно она последовательна: и орки, и огры присутствуют сразу в двух колонках, "Нейтральность" и "Хаос", и они подчёркнуты в знак того, что могут быть и там, и там. По букве правил, получается, что существуют нейтральные орки, которые не служат Хаосу и могут иметь дело с обеими сторонами - или в равной степени раздражать обе стороны.
И я бы сказал, что орки в наименьшей степени включены в местную феодальную систему. Они организованы в племена, каждое поселение орков - это отдельный град,
дун/тын/town в изначальном смысле, окружённый рвом и обнесённый частоколом, с высоким теремом/башней, где, видимо, сидит местный вождь или аналогичное начальство. Деревни, где живут люди, платящие оброк, выглядят не так. [Можно сказать, что одна из задач игрока - уничтожать деревни орков, чтобы на их месте появлялись деревни людей, уже разоружённых и полностью зависимых от замка и его обитателей.]
Помимо штурма орочьих фортов, можно ещё грабить орочьи караваны - по каким-то причинам, некие силы (очевидно, связанные с Хаосом) делегируют оркам инкассаторские функции и сбор налогов. Но опять же, учитывая, что орки-хаотики готовы наниматься в качестве солдат к персонажам-единоверцам, это неудивительно.
Есть ещё загадка орочьего руководства. С определённой вероятностью среди орков можно встретить высокоуровневых воинов и магов. Считается, что это отсылка к Толкиену, с Саруманом во главе урук-хаев и прочим в том же духе. По букве правил, воины и маги таких уровней могут быть только
чистокровными людьми. Тут напрашиваются следующие варианты:
1. И со стороны Порядка, и со стороны Хаоса военные, магические и религиозные элиты - это всегда люди. Так что всеми орками действительно командует человеческая аристократия, а ля "чёрные нуменорцы" у Толкиена.
2. У орков есть собственные элиты, которые способны достигать столь высоких уровней. Так как орки не являются игровой расой, это не имеет значения и не влияет на правила.
3. Компромиссный вариант. Орки - это, строго говоря, люди, но другие, поэтому светлокожие узконосые люди их за людей не считают. Но прокачавшийся высокоранговый орк вынужденно приравнивается к человеку и воспринимается, как человек. Орк не может быть воином 9-го уровня, потому что воин 9-го уровня - это лорд. А если он лорд, то он уже не орк, в социальном плане.
И ещё я хотел сказать пару слов про местную религию...
Хаос и Порядок, очевидно, выросли из одного и того же корня. Просто потому, что их служители-иерархи принимают одни и те же обеты. Независимо от существующей метафизической разницы, клирик должен сражаться с врагами веры, но не может использовать режущего и колющего оружия. Никакого там "а служители Хаоса, наоборот, должны проливать кровь и резать врагов на куски". Клирик буквально может перейти из одной религии в другую с сохранением уровня (но с утратой плюшек, которые он получал от своей организации, типа замка и воинов). У обеих сторон одинаковые представления о том, какими должны быть служители веры, значит, там в основе одна культура, которая в какой-то момент пережила религиозный раскол.
И да, с обеих сторон истинными святыми-чудотворцами могут быть только люди по крови - при том, что обе коалиции верующих состоят из самых разных разумных существ. Это тоже часть религиозных установок, с которыми согласны и Порядок, и Хаос.
[Дальше идёт необязательный довесок]
Я стал думать в сторону еврейских
кохенов-коэнов, которые все должны быть потомками Аарона и чистокровными евреями - в альтернативном мире, где существует магия, а фэнтезийная версия иудаизма стала мировой религией (неузнаваемо при этом изменившись, естественно). Начинаем с того, что еврейские молитвы реально работают, но только если их произносит настоящий еврей и священнослужителей-кохен по крови. Это, приводит к резкому росту авторитета еврейства: существующие элиты стремятся так или иначе породниться с евреями и перейти в альтернативный фэнтезийный иудаизм. Отсюда ситуация, где вся феодальная верхушка состоит из "настоящих людей", но только часть из них может быть ещё и священниками. Даже фиксацию на ударно-дробящем оружии можно объяснить культом Иуды
Маккавея, чьё имя по одной из трактовок означало "молот". (Самсон ведь тоже вместо меча использовал ослиную челюсть в качестве костяной дубинки.) Ну а главное, молитвы-то работают, чудеса случаются, значит, "мы всё делаем правильно".
И дальше происходит раскол. Если фэнтезийная версия иудаизма была тут историческим аналогом христианства, то отколовшаяся версия занимает нишу ислама. Понятно, что кто от кого откололся - это ещё тот вопрос. "Наши" называют себя "Законом", Law; что стало "Порядком" в нашем переводе, и, скорее всего, запустило мои еврейские ассоциации, спасибо "Слову о законе и благодати". (И како законъ ѿтиде, благодѣть же и истина всю землю исполни - "благодать", как самоназвание для Хаоса, а?)
Я хотел даже пройтись по истории подобных фундаментальных религиозных расколов в реальном мире, но, наверное, это избыточно. Главное, что это создаёт метафизический вызов. Наша религия истинна, потому что наши чудеса действенны - но у них тоже происходят чудеса, когда о них молят чистокровные жрецы, соблюдающие обеты; а верим мы, при этом, в совершенно разные вещи. Понятно, что выход всегда есть: на наши молитвы отвечает Создатель, а на них молитвы - Велиал и Азазел (которых, при этом, тоже волнует чисто человеческое происхождение служителей и их отказ от острых предметов, не устану это повторять).
"Научная" магия в этом смысле будет аналогом Каббалы. Знание истинной структуры мира, Древа Сефирот, и истинного языка, на котором Создатель говорил с Адамом, а Адам дал имена всему, что его окружало, позволяет устанавливать нумерологические и гематрические связи между понятиями, что позволяет выводить формулы, произношение или чтение которых влияет на объективную реальность. (И автоматически стирает эти формулы с листа бумаги или из сознания произносящего, но это уже особенность "вэнсианской" магии.) И вот такой магией, формально, могут заниматься все, кому хватает усидчивости и определённых навыков мышления, но почему-то больше всего успешны в ней именно "настоящие люди", а не эльфы какие-нибудь.