Я думал о кусках текстов, которые могут мне понадобиться, если я вдруг захочу поговорить о трансформерах (а когда я не хотел?).
Вот отрывок из старой эмигрантской фантастики 1925 года, которую я, надо сказать, не осилил, но вот эта реплика осталась со мной:
" - Я вам объясню свою мысль… - удовлетворенно скосил глаза Штральгаузен, глядя вслед уходящей Бените. - Ведь теперь, после того, как тайна превращения материи в энергию технически к нашим услугам, мы перешагнули прежнее заблуждение, будто техника - простая служанка промышленности. Уже восемь лет, Frau Штейн, как мир промышленной техники стал только одной незначительной областью всего великого целого - того, что профессор новой магии Коллис называет пантехникой. Да, мы подошли к магическому периоду техники, к техномагии, это вне всяких сомнений. Человек в старое время при помощи изобретений копировал то, что по частям находилось у него самого в организме: рычаги рук и ног, зрительные стекла глаз, мембрану уха… Все было развито, усилено, усовершенствовано… Но все было разбито на части, раздроблено… Старая техника не могла сложить подобные части в одно органическое целое. Она не могла их связать, вдохнуть в них то, что вы до сих пор называете душой. Для старой техники было только важно доведение наших отдельных свойств до грандиозных размеров: вместо рук - подъемные краны, вместо скромного глаза - телескоп в 100 дюймов в диаметре… И техномагия, как протест против смешения всей техники с технологией, ставит перед собою основной задачей заниматься именно не таким мертвым анализом, а творческим синтезом. Цель которого - достижение полной одушевленности.
- Что же? Снова что-нибудь вроде гомункулуса? - Ариадна говорила робко, смущенно. Но глаза светились, обычная грусть сменилась живым интересом.
- Нет, именно не гомункулуса! - пренебрежительно улыбнулся Штральгаузен. - Наивные времена гомункулуса безвозвратно прошли. Мы пойдем к достижению одушевленности новыми путями. Сначала добьемся воспроизведения материальных образов живого обычного человека, затем - созданием одухотворенного великана, руки которого будут подъемными кранами, а глаза телескопами. Первый путь мне уже ясен - мы скоро преодолеем его. Ну, а что касается второго…"
Казалось бы, причём здесь японская массовая культура? Но, в общем, автор сам не знал, насколько глубоко он выразился.
Почему-то у меня эта фраза, со всей её "пантехнологией" (или, может быть, лучше "метатехнология"?) ассоциируется с японскими роботами-трансформерами, помимо общей ОЧБРовщины "рук-подъёмных кранов" и "глаз-телескопов".
Как бы, меня одновременно завораживает то, как японцы пытаются показать, как это работает, и осознание, что это никак работать не может, если не считать ту самую "техномагию". С другой стороны, на то это и фантастический жанр.
В реальном мире инженеры имеют дело с ситуацией, когда есть функция, есть конструкция, выполняющая эту функцию, и её надо вписать в определённый объём. По крайней мере, я так себе это представляю. Идея трансформеров состоит в том, что в один объём у нас помещено как минимум три функции - А, Б и та, что обеспечивает переход конструкции из состояния А в состояние Б. И всё это в одном объёме, повторяю, и для самого минимального трансформера, у которого есть только два фиксированных состояния (допустим, самолёт и робот), с возможностью переключаться между ними. Но учитывая, что речь о японской массовой культуре, там этим дело не ограничивается; там может быть функция А, Б, В и ещё Г (когда наш аппарат стыкуется с другим аппаратом и образует с ним единую конструкцию, выполняя какую-то новую функцию в получившемся механическом организме). Это точно какая-то неведомая нам сейчас пантехнология; когда "хард" сам по себе становится чем-то текучим и адаптивным, подобно нынешнему "софту".
Ещё мне это напоминает ракетные самолёты, которыми грезил Цандер. Идея была в том, что когда самолёт поднимается в верхние слои атмосферы, он трансформируется в ракету, "съедая" свои ставшие ненужными крылья и превращая их материал в рабочее тело для реактивного двигателя.
"
Во время полета ракетою необходимо втягивать несущих поверхностей (пропеллера, двигатель и другие части аэроплана), расплавлять их в особом сосуде или котле и выбрасывать расплавляемый металл для увеличения действия ракеты. Для этой цели аэроплан должен иметь соответственную конструкцию: должен снабжаться троссами и приспособлениями для производства всех необходимых движений. Согласно произведенных расчетов, вес разбираемого аэроплана будет лишь немногим выше веса обыкновенного аэроплана".
Звучит как чистое безумие, потому что мы не просто тащим в стратосферу крылья, мы ещё тащим механизм для обеспечения трансформации в ракету, для складывания крыльев, втягивания их внутрь и утилизации в специальной топке; и на всё это мы тратим топливо. Современная техника так работать не может. С другой стороны, природа способна реализовать нечто похожее - гусеница буквально расплавляет своё тело, чтобы собрать из него бабочку. Если бы человечество было способно создать такие машины, это был бы, наверное, ещё один пример "пантехнологии".