Итак, ПаПоПе, смешанные типы. Очевидно, что крайности - это крайности, они всегда упрощают, "истина посередине", вот и посмотрим, что там может быть посередине
( Read more... )
Не, ну во-первых попаданцы - это как раз проектная деятельность по Переслегину и есть. У него же там одним из классических примеров является Язон динАльт из "Специалиста по этике".
1. ПаПо - супермарксизм - бытие определяет сознание, природа определяет бытие. Природные условия создают экономические и социальные группы, которые борются между собой, создавая исторический процесс. Роль личности и сознательного направления исторического процесса отсутствует в принципе, как и идея свободы воли в обществе. Царство полного детерминизма. 2. ПоПе - ницшеанский солидаризм - историю движет борьба социальных групп (классовых, национальных), осуществляемая через осознанные действия элит/лидеров по обеспечению преимуществ своей группе. В свою очередь рождение и эволюция самих групп определяется успешностью в этой борьбе. Роль личности в истории принципиальна и определяюща. Объективные факторы минимальны - полный интедетерминизм. 3. ПаПе - тойнбианская технократия - интеллект отвечает на природные вызовы, тем самым формируя исторический процесс. Роль личности в истории принципиальна, однако её деятельность инициируется природными вызовами. Социальные факторы сами по себе малозначимы.
"Супермарксизм" - крайне неудачное слово, даже если имеется в виду "вместо-марксизма", но тогда и какая-нибудь арийская теория - "супермарксизм". Арийская теория и к роли вторжений/войн/завоеваний/переселений в истории гораздо ближе, чем марксизм.
Но в этом смысле, да, "классовая борьба" - это максимум марксизма, всё остальное будет меньшим марксизмом. Как переслегинское "конструирование реальности" будет максимумум "роли личности". Но "роль личности" тут тоже не лучший критерий.
Про взаимоотношения Пе с Па и По я сказал достаточно, теперь нужно поговорить о взаимоотношениях Па и По между собой. Здесь интересно следующее. Как вы заметили, в природе эпидемии классифицируются как По, то есть агрессивное межвидовое взаимодействие между многоклеточным организмом и бактерией. Истории вроде "саранча прилетела, все съела и улетела" в природе это тоже По - саранча всё съела, и какие-нибудь дикие овцы вымерли, потому что им ничего не досталось. Человек продвинулся дальше, и сделал так, что теперь для нас и чума и саранча и нашествие тигров-людоедов - это Па, климатическая/экологическая проблема, точно такая же, как и извержение вулкана или глобальное потепление. Для этого людям пришлось изобрести социум. Это показывает, что у По и Па, в общем, одна и та же природа, и различие между ними в том, что угроза идет от чего-то эволюционно близкого нам, вроде родного брата и украинского (украинцы - вставьте "русского") народа, или же чего-то эволюционно далекого, вроде саранчи или вулкана. Не сомневаюсь, в далеком будущем мы
( ... )
В общем, что я хочу сказать. Трехполюсная схема здесь совсем не работает, между выявлеными факторами движущих сил исторического процесса выстроены сложные причино-следственные связи и они не исключают друг-друга, а дополняют. А эти ваши П-сихи подобны слепым, ощупывающим слона, и рассказывающим нам, что слон похож на веревку и четыре колонны.
Comments 9
Reply
Reply
1. ПаПо - супермарксизм - бытие определяет сознание, природа определяет бытие. Природные условия создают экономические и социальные группы, которые борются между собой, создавая исторический процесс. Роль личности и сознательного направления исторического процесса отсутствует в принципе, как и идея свободы воли в обществе. Царство полного детерминизма.
2. ПоПе - ницшеанский солидаризм - историю движет борьба социальных групп (классовых, национальных), осуществляемая через осознанные действия элит/лидеров по обеспечению преимуществ своей группе. В свою очередь рождение и эволюция самих групп определяется успешностью в этой борьбе. Роль личности в истории принципиальна и определяюща. Объективные факторы минимальны - полный интедетерминизм.
3. ПаПе - тойнбианская технократия - интеллект отвечает на природные вызовы, тем самым формируя исторический процесс. Роль личности в истории принципиальна, однако её деятельность инициируется природными вызовами. Социальные факторы сами по себе малозначимы.
Reply
Но в этом смысле, да, "классовая борьба" - это максимум марксизма, всё остальное будет меньшим марксизмом. Как переслегинское "конструирование реальности" будет максимумум "роли личности". Но "роль личности" тут тоже не лучший критерий.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment