[Сразу скажу - я хотел это написать давно, в марте, а потом заболел, а потом ещё раз заболел, были проблемы с самочувствием, силами и всем вместе.]
Вступления - это моя большая проблема.
Однажды я хотел рассказать одну историю, но я настолько неудачно начал, что этот зачин, возможно, выбил меня из колеи, заранее поломав всю конструкцию. Вот он:
"
В общем, я почитал эту статью и подумал, что авторам фэнтези временами не хватает фантазии. Они могут нарисовать выдуманную карту, но не более того; как правило, в их фантастических мирах солнце всё так же восходит и заходит на горизонте, а вслед за осенью приходит зима, что однозначно указывает на умеренные широты в мире с наклоном оси, идентичным земному. (А также земным расстоянием от светила и земной продолжительностью суток, и т.д., и т.п..)"
Это был риторически-полемический вопрос, даже не вопрос, но некое размышление вслух, от которого я собирался плясать дальше. Но как же неудачно, а!
На самом деле, это не был вопрос, и да, я знаю, почему так (потому что фэнтези, в идеале, переосмысляет земную мифологию и земную историю). И я знаю, что в мире живут миллиарды людей, и многие из этих людей пишут тексты, с тем или иным успехом. Даже на тех языках, которые я понимаю (2 шт.) можно найти примеры любых фантастических миров, на любой вкус, от альтернативной астрономии до альтернативной геометрии. Я это ещё тогда знал, суть была не в этом, но до сути я так и не дошёл. Очень грустно.
И мне ещё тогда оставили странный
комментарий: "Ефремов про Торманс заблуждался?" Я там, по ходу, излишне вспылил, но каждый раз, когда я перечитываю этот тред, я теряю самообладание.
Это, в свою очередь, сбило меня и отправило - сейчас - по новой траектории. Я хотел поговорить про вступления и про саму не состоявшуюся историю, а теперь хочу поговорить про Ефремова и Торманс.
Но да, теперь я могу ответить на заданный мне тогда вопрос. Ефремов про Торманс очень серьёзно заблуждался, и не только про Торманс. У него в голове была огромная дыра, которая, в том числе, не давала ему понять, откуда берутся времена года с точки зрения астрономии, как наклон оси влияет на сезонность и широтную зональность, как вообще работает вращение планет вокруг звезды. Это был его застарелый глюк. В этих вопросах его знания были ниже тогдашнего школьного уровня. С философской точки зрения представляет интерес то, что невежество такого уровня не может быть отрефлексированно - если бы Ефремов понимал, что он плохо разбирается в этих вопросах, он бы легко добыл необходимую информацию, в любой библиотеке. Но он этого не понимал. Впрочем, мы говорим о человеке, который обогатил отечественную фантастику фразой "рога мыслящему существу не нужны и никогда у него не будут", так что неудивительно, что рога на своей голове он так и не заметил.
А чтобы понять, где в тот момент пролегал школьный уровень, я специально скачал задачник по астрономии 1967 года (В. Ф. Орлов, "300 вопросов по астрономии"). Задачник, правда, был составлен совершенно по-хамски, т.е. там не указывалось, из каких произведений бралась та или иная цитата для разбора - некоторые я сумел найти Гуглом, а некоторые так и остались анонимными. Но речь не об этом. [Да, заодно я ещё скачал советскую "Детскую энциклопедию" (первое издание, том 1, "Земля", 1958 г.) и "Физическую географию", учебник для 5 класса (1965), со всеми этими "земная ось наклонена к плоскости своего пути всегда под одним углом" и "земная ось имеет наклон, и вот благодаря наклону земной оси солнце в разное время года освещает больше то северное полушарие, то южное".]
Итак, Ефремов о Тормансе:
"- Климат здесь вообще мягок и равномерен. Экватор Торманса стоит «вертикально» по сравнению с Земным, то есть перпендикулярно к плоскости орбиты, а ось вращения однозначна с линией орбиты. Это могло бы дать резкую зональность, но Торманс бежит по орбите раза в четыре быстрее Земли… (это то, что мне процитировали в изначальном треде - Г.Н.)
Полушарие, обращенное вперед по бегу Торманса на орбите, назвали Северным, а заднее - Южным. Как выяснилось позднее, астрономы Торманса называли их соответственно полушариями головным и хвостовым - Жизни и Смерти.
- Все же Торманс, наверное, был третьей планетой, - громко сказал Тор Лик. - Первая давно упала на свое светило, как то будет с нашим Меркурием. Звезда эта старше…
«Экваториальная скорость планеты гамма 1 дробь 16, период обращения 22 земных часа…» - докладывал сумматор, не по-человечески четко произнося слова... Моря занимали широкую область на экваторе, а материки были сдвинуты к полюсам. Разделенные меридиональными проливами, вернее, морями, материки составляли как бы два венца, каждый из четырех сегментов, расширявшихся к экватору и сужавшихся к полюсам, похожих на Южную Америку Земли. Издалека и сверху поверхность планеты производила впечатление симметричности, резко отличной от сложных очертаний морей и суши Земли. Большие реки текли главным образом от полюсов к экватору, впадая в экваториальный океан или его заливы. Между ними виднелись обширные клинья неорошенной суши, по-видимому, пустынь.
- Более древняя, чем наша Земля, но быстрее вращающаяся. Следовательно, полярный сдвиг материков проходил быстрее и зашел дальше, чем у нас. Симметрия, вернее, похожесть одного полушария на другое - дело случайное. Вероятно, глубины Торманса спокойнее, чем земные, - не так резки поднятия и опускания, нет или мало действующих вулканов, слабее землетрясения".
[Теоретически, светило Торманса - красный или хотя бы оранжевый карлик, потому что герои летели к "красному солнцу", и потому что эта звезда старше солнца, а красные карлики - известные долгожители.]
Процитированный отрывок интересен хотя бы тем, что это одна из первых и последних в отечественной фантастике попыток изобразить планету, как персонажа, со своими прописанными уникальными свойствами. В западной НФ такое, как мне кажется, встречалось и встречается чаще, вспомнить хотя бы тот же Месклин Хола Клемента.
Сначала разберём мелочи.
1.
arishai остроумно заметила, что "третья планета" упомянута по тем же причинам, по которым у инопланетянок должен быть выдающийся и красивый бюст ("Принцип Ефремова"). Обитаемая планета всегда третья, и всё такое. Но как раз это звучит разумно. Если интересующая нас планета находится в обитаемой зоне, где жидкая вода и есть вероятность нападения медведей, то между планетой и звездой точно влезут ещё как минимум две орбиты излишне разогретых космических тел. Другое дело, что "первая [планета] давно упала на своё светило, как то будет с нашим Меркурием", явно вынырнуло откуда-то из глубокой юности автора.
Например, одна из найденных в сети цитат,
Каллистрат Жаков, лекция "Учение о душе", 1917 год (Ефремову - 9 лет):
"Жизнь души - ритм чередования: умирания и воскресения. Загробная жизнь - факт столь же достоверный, как факт моего существования.
Так как существование земли не вечный факт (земля или расплавится, когда наше солнце подойдет к звезде Канопус, или луна упадет нам на голову, или сама земля упадет на солнце после Меркурия и Венеры), то волей-неволей душа воплотится на иных мирах. Загробная жизнь дальше луны. Это величественная идея философии. Существует «потусторонний мир» (это иные планеты)".
[Да, я считаю, что ключ к очень многим особенностям Ефремова надо искать в его детстве-юности, т.е. в культурном контексте десятых-двадцатых годов. Он оттуда, а вовсе не из шестидесятых.]
Заодно, я почитал о том, что в некоторых современных компьютерных симуляциях Солнечной системы орбита Меркурия через миллиарды лет с определённой вероятностью становится сильно вытянутой, а в дальнейшем непредсказуемой. С большей вероятностью Солнце до этого успеет превратиться в красный гигант и сожрать Меркурий. Вряд ли Ефремов имел в виду, что звезда Торманса раздулась и поглотила орбиту первой планеты, но если это так, то это означает, что Торманс начал разогреваться только в последние десятки миллионов лет, вместе с разбуханием светила.
2. Геологии особо касаться смысла нет, потому что, как я понимаю, в шестидесятые годы в этой области в СССР царил разброд и шатание. С одной стороны, адекватные люди понимали, что правда за мобилизмом и тектоникой плит, а с другой стороны, "
фиксисты" отказывались сдавать позиции. Текст Ефремова это отражает. "Поднятия и опускания" отсылают к фиксизму, "сдвиг материков" - к мобилизму. Другое дело, что если Ефремов считал, что сдвиг материков зависит от скорости вращения планеты, то почему у него у быстро вращающейся планеты континенты сдвигаются к полюсам, а не к экватору, против действия центробежной силы?
3. "Торманс бежит по орбите раза в четыре быстрее Земли".
Фанаты обычно понимают эту реплику так, что год на Тормансе в четыре раза короче земного, и равен примерно 91 земным суткам (ок. ста местных суток, 22-часовых). Вероятно, Ефремов именно это и имел в виду, но тогда эта жутко кривая фраза, особенно в исполнении героев-космолётчиков. Электричка с Ярославского вокзала едет из Москвы в Мытищи, скоростной поезд "Сапсан" с Ленинградского вокзала едет в Петербург, электричка достигнет пункта назначения намного быстрее, чем "Сапсан". Значит ли это, что электричка бежит по своим рельсам в восемь-десять раз быстрее, чем "Сапсан"? Нет, конечно же, скорость "Сапсана" больше скорости электрички, но ему и путь предстоит намного более длинный. Меркурий совершает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, а по своей орбите он двигается лишь в полтора раза быстрее, чем Земля, потому что него радиус орбиты меньше.
Орбитальная скорость в четыре раза больше земной - это примерно 120 километров в секунду, что даёт совершенно невероятные параметры орбиты. Не знаю, догадывался ли об этом Ефремов (наверное, нет), но орбитальная скорость - это не случайная характеристика, она диктуется законами небесной механики. Самая простая формула, когда форма орбиты близка к идеальному кругу, а масса вращающегося тела ничтожна по отношению к массе центрального тела, и ей можно пренебречь, выглядит так, это формула расчёта первой космической скорости:
v - орбитальная скорость, G - гравитационная постоянная, M - масса центрального тела (звезды), r - радиус орбиты (расстояние до звезды, если по-простому). Легко заметить, что там корень. Т.е. если v Торманса равно четырём v Земли ("бежит по орбите в четыре раза быстрее"), это означает, что в формуле под корнем нам надо получить коэффициент, равный 16. Т.е. либо расстояние до звезды должно быть в 16 раз меньше, либо звезда должна быть в 16 раз массивнее Солнца. Если масса звезды Торманса в два раза меньше солнечной, то радиус орбиты должен быть в 32 раза меньше! Во-первых, я не уверен, что в этих параметрах вообще можно попасть в обитаемую зону, а во-вторых, это даёт продолжительность года на Тормансе, измеряемую десятками часов.
Самые близкие аналоги из известных нам экзопланет в условной обитаемой зоне - это
TRAPPIST-1 d (год равен 4 земным суткам) и
Тигарден b (год длится почти пять земных суток, 4,9).
Но мои крайне приблизительные опыты с калькулятором показали, что эти планеты "бегут по орбите" со скоростью 54-55 км/с - конечно же, быстрее, чем Земля (29,78 км/с) или даже Меркурий (47,87 км/с), но уж никак не в четыре раза.
Из забавного: если я нигде не сбился, то при массе центральной звезды в 0,162 солнечные (красный карлик спектрального класса M5), и при расстоянии от звезды в 0,01 а.е., год на быстром Тормансе будет равен 22 часам, продолжительности местных суток. Планета страданий, воистину.
Короче, у Ефремова в этом отрывке либо очень плохой русский язык, либо крайне сомнительная астрономия.
(
продолжение следует...)