Теория поколений Штрауса и Хау: Отечественная история, приложение 1

Oct 22, 2020 15:44

Когда я пишу про поколенческую концепцию Штрауса и Хау, я всегда подразумеваю дисклеймер, что речь не идёт о "правде факта", не о чём-то... но если это и так не понятно, то бесполезно и стараться что-то дополнительно разъяснить.

Так вот, поколенческая теория, проиллюстрированная сценой из советского кино. "Случай на шахте восемь" 1957 года, довольно любопытный фильм для тех, кто любит такие вещи. Давно хотел о нём написать, так и не написал, но в общем, этот фильм важен для моих личных теорий, связанных с советским кинематографом. В плане исторического контекста, фильм снят на волне XX съезда, он про борьбу с пережитками культа личности.

У нас есть Егор Денисович Краев, начальник угледобывающего комбината, Сталин местного разлива, царь и бог этой дыры. Член партии с 1923 года, то есть ещё даже до "ленинского призыва". Его играет Николай Боголюбов (1899 года рождения), и с поколенческой точки зрения, Краев олицетворяет советских активистов, "пехоту", которая так или иначе прошла через Гражданскую и стала в дальнейшем опорой сталинского режима. Краев человек жёсткий и авторитарный, готовый раздавить любого, кто встанет у него на пути, он является антагонистом фильма.

Краеву противопоставлен главный положительный герой, Володя Батанин (Анатолий Кузнецов, 1930 г.р.), молодой наивный геолог, в дальнейшем - товарищ Сухов парторг шахты №8. Он как раз типичный советский идеалист фазы пробуждения: призывает жить не по лжи, возмущается царящим на комбинате "режимом" и вступает в борьбу с "культом".

У Володи есть старший товарищ, Борис Тасин, которого играет Борис Кордунов (1920 г.р.). Он принадлежит к поколению приспособленцев - тех, кто был слишком мелким во время Революции и Гражданской войны, и тех, кто родился во время или сразу после этих событий. (Напоминаю, что поколение - понятие растяжимое, оно охватывает лет 20-25.)

Дальше идёт сцена (1:07:36), в которой Борис вспоминает студенческую песню:

Если сессию провалишь безнадёжно,
И услышишь от профессора "прощай",
Не вступай в ненужный спор,
Бесполезный разговор,
Забирай свой студбилет и убегай!

Володя подхватывает, но добавляет, что "а у нас не так пели":

...На профессора наплюй,
Ты студент, а не холуй!
Забирай студбилет и убегай.

И это уже вопрос поколенческий. И те, и другие ходили в школу при Сталине, а вся разница в том, в каком социальном возрасте они застали войну, победу и смерть вождя. Ведь понятно, что вопрос отношения к "профессору" - это вопрос отношения к начальству в целом ("на власть советскую наплюй, ты Человек, а не холуй"). Приспособленцев жизнь научила "не вступать в ненужный спор, бесполезный разговор" и принимать начальство, как данность, чьи распоряжения не обсуждаются. Идеалисты при необходимости умели спорить с начальством, презирать начальство, игнорировать начальство.

Борис сразу же принимает песенку на свой счёт и заводится с пол-оборота: "Выходит я, по твоему, холуй? Эх, Володечка... было время, я тоже держал хвост морковкой. А потом до меня дошло: хочешь спокойной жизни, сиди и не чирикай". Это обида на новое непуганое поколение, поющее другие песни: да, по сравнению с вами, мы гнутые, но так ведь нас и гнули по-настоящему!

[Неожиданный сюжетный поворот фильма состоит в том, что главный коммунист комбината, Гущин, которого играет Георгий Куликов (род. в 1924), на самом деле собирается поддержать геолога Баталина, чтобы свалить засидевшегося Краева. Гущин тоже из поколения приспособленцев, он вступил в партию в 1943 году, вероятно, на фронте. Тут всё чётко по Штраусу и Хау: главная борьба фазы пробуждения ведётся между постаревшими активистами и молодыми идеалистами, борьба эта ведётся через головы приспособленцев, причём приспособленцы на то и приспособленцы - Adaptive, в оригинале, - что могут примыкать к тому или иному лагерю, по ситуации.]

социальная эволюция, психоистория, поколения

Previous post Next post
Up