(
...)
Всё как обычно - Маша верит в сказки, Витя не верит.
Витя: "Не бывает никаких чудес на свете!"
Маша: "Для тех, кто не верит в них сам".
Витя: "Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути!"
Маша: "Это присказка, не сказка, сказка будет впереди".
Рассказчик: "На словах каждый по-своему прав. Да только на словах, не на деле. А дело плохо. Дело в том, что в Лукоморье, сказочной стране, злой царь Кащей обманом заманил в своей дворец Белоснежку и заточил в подземелье".
Белоснежка описывает текущую обстановку:
В своём царстве Кащей
Все живое и светлое губит.
Он жестокий, он жадный
И очень не любит детей.
Он сказал, что меня
Никому не за что не уступит,
И украл, и в подвале своём
Меня запер Кащей.
Что мне делать, как быть ?
Я добра и доверчива слишком.
И за это меня
Наказание жестокое ждёт.
Но страшней для меня,
Что к девчонкам моим и мальчишкам
Никогда, никогда больше
Сказка моя не придёт,
Не придёт.
[Я, в детстве: её ждёт наказание! Хе-хе-хе. Ладно.]
Итак, обратите внимание, на что намекает Белоснежка: первый ход с её стороны был предложением сотрудничества - она поверила, что Кащей хороший, а он её обманул. Кащей хочет лишить детей той сказки, олицетворением которой является Белоснежка. Потому что в своём царстве он "губит всё живое и светлое" и не любит детей (дети - символ будущего, простого народа и т.д.; сравните с ролью детей в "
Бале сказок"). Но надо полагать, с точки зрения Кащея, Белоснежка является носителем опасного информационного вируса, поэтому он вынужден был её изолировать.
Волшебник поручает Маше и Вите важное задание - спасение Белоснежки. Они отправляются в путь:
Белоснежку мы найдём
В царстве тридесятом,
Чтоб явилась в каждый дом
Сказка вновь к ребятам.
Пусть дорога тяжела,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла -
Наяву и в сказке.
Спасение Белоснежки = возвращение её сказки. О чём же была эта сказка?
***
И вот Белоснежка спасена. Она возвращается в сказку, в сказочную страну, и возвращает свою сказку в песне:
Я вам сказку свою возвращаю,
Возвращаюсь я в сказку обратно!
Не хожу я, а словно летаю,
До того мне легко и приятно!
До чего же прекрасна свобода,
До чего же свобода прекрасна!
И, как жёлтый веток, с небосвода
Солнце мне улыбается ясно…
Благодарна я Маше и Вите,
Не хожу я, а словно летаю.
Пойте птички! Ромашки цветите!
Я вам сказку свою возвращаю!
До чего же прекрасна свобода, до чего же свобода прекрасна. Свобода светит настолько ярко, что по сравнению с ней Солнце - это жёлтый цветок. Красивый, но не более того. Вот какую сказку царь Кощей попытался скрыть от своих подданных.
К чему я веду? Есть такое упоротое мнение, что в годы Холодной войны США отстаивали ценность свободы, а в СССР целью была справедливость, а не свобода. Я видел подобное в ЖЖ, но самый ранний из известных мне примеров встречается в книге С. Платонова "
После коммунизма" (в варианте свобода vs. равенство).
Но вот я был простым советским ребёнком восьмидесятых годов, и я слушал советские детские пластинки. Где звучал такой вот пронзительный гимн Свободе, как высшей ценности. И в тех же "Бременских музыкантах": "Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы". Хотя как послушаешь иных теоретиков, так получится, что советский человек с радостью променял бы любую свободу даже не на дворец, а на паёк в спецраспределителе. Выходит, это был какой-то другой СССР? Другая советская культура? За кого я должен болеть - за диснеевскую Белоснежку и её гимн свободе, или за царя Кащея, который мечтает с этой свободой покончить?
Вообще, в "Маше и Вите против Диких Гитар" свобода Белоснежки настолько важна, что ради неё убили Кащея. Это уникальный случай. Я не помню, чтобы в тех музыкальных сказках на пластинках кого-то убивали, тем более, чтобы этим занимались положительные герои - такого не было ни в "Бременских музыкантах", ни в "Алисе в стране чудес", ни в "
Стране Мульти-пульти". Но Кащея именно убили, хоть он и нежить. (И не в бою... хотя Кащея, в принципе, невозможно убить в бою, в этом вся его суть, его можно победить только хитрым трюком.)
Угроза, которую представлял собой Кащей, заставила ангельские силы дать добро на
интервенцию и ликвидацию. [Как однажды сказал мне один ненормальный, Антихрист попытается отобрать у людей свободу воли, лишив их возможности делать выбор между добром и злом, и именно поэтому Бог вмешается и уничтожит Антихриста.]