"Незнайка с нашего двора" (1983)

Jun 16, 2017 11:33

Так.

После по меньшей мере двух постов vasilisk_'а о фильме "Незнайка с нашего двора" (1, 2), я всё-таки сел и посмотрел его.

Что я могу сказать? Миф там скорее гностический, ну или манихейский - естественно, в советской обработке, и замаскированный под типичный советский спор физиков и лириков, так сказать, "Маша и Витя" на новом витке, двадцать лет спустя.

Сценарист - Инна Веткина, которая, собственно, и занималась распространением эзотерических идей в советском детском кинематографе.

(История такая. Меня с детства восхищали фильмы режиссёра Леонида Нечаева. Потом я посмотрел его первый фильм, "Приключения в городе, которого нет" - и это было откровенно профаническое произведение. Я вынужден был признать, что дело не в Нечаеве, при всех его талантах, а в сценаристе, Инне Веткиной, в соавторстве с которой он создал свой малый канон - "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Проданный смех", "Сказка о звёздном мальчике". Снимал Нечаев, но концепциями его грузила Веткина.

И как только я начал смотреть "Незнайку с нашего двора", у меня сразу же возник вопрос - какое отношение Веткина имела к этому фильму, это же явно её комплекс идей?.. А, так она сценарист!)

Теперь фильм. Что сразу бросается в глаза? Близнечный миф. Волшебника (или волшебников) играют подросшие братья Торсуевы, они же Электроник и Сыроежкин, самые знаменитые близнецы советского экрана. Одновременно, Торсуевы являются двойниками главных героев, Знайки и Незнайки (хотя Знайка и Незнайка - не близнецы).



Подобная символика была свойственна манихейству:

"Считается, что первое озарение снизошло к Мани в возрасте 12 или 13 лет, когда ему явился божественный «Двойник» (у арабских авторов - ангел ат-Таум, то есть «Близнец»; у греческих авторов «Спутник», у коптских авторов - Параклет). Он открыл ему призвание - нести в мир изначальную истинную вселенскую религию для всех стран и народов. (...)

Оставшиеся на земле просветлёнными Адам и Ева породили сына Сифа, которому Адам передал Откровение, поведанное ему Иисусом. От Сифа пошёл род праведников-Апостолов, завершавшийся самим Мани - каждому из них являлся Двойник - эманация Иисуса-Сияния или его порождения - Разума света. Когда Апостолу являлся Двойник - он основывал истинную церковь, излагая в её учении всё услышанное. После смерти Апостола его церковь некоторое время хранит истинную веру, когда же наступает упадок, Иисус посылает другого Апостола, чтобы восстановить истинную веру и истинную церковь".

Нельзя тут не вспомнить и гностическое "Евангелие от Фомы". Прозвище "Фома", под которым известен этот апостол, означало Близнец, поэтому с Фомой связывалось апокрифическое предание о том, что он был близнецом Иисуса, смертным подобием Богочеловека. (Культовый в узких кругах фантаст Сошкин в своей книге "Порочный круг" обыграл легенды о Фоме-Близнеце и гностический миф о том, что Христос не был распят, вместо него казнили его ущербную копию.)

Поэтому христианские авторы относили "Евангелие от Фомы" к манихейским текстам - "Кирилл Иерусалимский называл его одним из ключевых текстов манихейцев, считая автором апокрифа одного из учеников Мани". Сейчас, вроде как, считается, что если влияние и было, то оно шло в противоположном направлении, гностическое "Евангелие от Фомы" предшествует манихейству, и это Мани был знаком с гностическим мифом и, во многом, действовал в русле гностической традиции.

Когда в фильме коротыши начинают спорить, в какой части тела находится душа (и существует ли она вообще), Незнайка говорит: "Душа бывает везде или нигде!". Это очевидное зеркальное отражение самой знаменитой цитаты из "Евангелия от Фомы": "Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас".

Таким образом, в рамках этой трактовки Знайка - это бог Ветхого Завета, Верховный Архонт, Демиург, владыка мира сего. Его претензии на абсолютную власть строятся на том, что он приписывает себе всеведение и высшую мудрость. Но он ошибается, ибо он несовершенен, и выше него есть многое, о чём он не знает. Ну вот, в одном из вариантов: "Верховный архонт, отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного Бога, за которого принимал самого себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью".

Волшебники - посланцы плеромы, "Иисус-Сияние и Разум Света". Незнайка - гностик или земной Иисус ("Фома").

Знайка со своими архонтами (Пилюлькиным, Стекляшкиным и другими) пытается держать коротышей в неведении и отвлекать их от поиска истины, но он ломается, когда сталкивается с тем, что не может объяснить; то есть, с фактом существования плеромы за пределами мира. Да, не во всех гностических системах Демиург является абсолютным и неисправимым злом, а так как фильм детский, то даже Знайке дают шанс на искупление и познание истины. ("Раскаявшийся Демиург" - вполне себе известный гностический сюжет.)

Ну и да, вишенка на торте: архонты Демиурга (в данном случае, Тюбик), по приказу Демиурга создают огромное неживое подобие "волшебника", которое волшебники затем приводят в движение. Это гностический миф, как он есть.

Отдельная тема - противопоставление горьких и бесполезных "научных" лекарств Пилюлькина ("ложное знание мира сего") и сладкого целительного мёда травницы-Медовицы ("истинное знание гностика").

***

Я просто прочёл книгу Иоанна Кулиану "Дерево гнозиса ("The Tree of Gnosis: Gnostic Mythology from Early Christianity to Modern Nihilism"). Так вот, он бы сказал следующее - неважно, откуда Инна Веткина брала свою версию гностического мифа. Бесполезно искать её учителей. Гностицизм - это объективно существующая и воспроизводящая себя логическая система. Та конкретная версия гностицизма, которая существовала в голове у Веткиной, не обязана была иметь предшественника - ни во времена античности, ни до революции, ни в СССР. Просто она была построена по тем же правилам, по которым играли гностики.

P.S.

Действие фильма, очевидным образом, происходит после Потопа, о чём поётся в песенке:

Пусть падают капли, а мы веселимся,
Ни капли, ни капли дождя не боимся!
Пусть падают капли, а мы веселимся,
Ни капли, ни капли дождя не боимся!

От последней упавшей капли,
От последней упавшей капли
Вспыхнет радуга пусть внезапно.
На умытой дождем планете,
На умытой дождем планете
Пусть от радости пляшут дети.

"Умытая дождём планета" - Земля после Потопа. Потоп (в большинстве версий) пережили только чистые потомки праведника Сифа; но Демиург (Знайка) всё равно сумел навязать им свою власть.

фильм

Previous post Next post
Up