"
Есть места, где кто-то может что-то запретить, а есть места, где это делать затруднительно.
В первых нельзя просто так взять и что-то реализовать за счёт своего таланта и энергии - надо ещё “уметь дружить” с огромным количеством людей, главным образом чиновников. И это “умение дружить” значительно важнее энергии и таланта. “Умеющий дружить” никогда не создаст проблем своим многочисленным “друзьям”. Он только и будет думать о том, как бы их не обидеть. Отсюда вырастает целая пышная культура шифрования с её сложнейшей системой намёков, полунамёков, иносказаний и проч. и проч. Чтобы прочитать, например, ту или иную восточную поэму, будь то персидская или китайская, читатель должен быть очень культурным расшифровщиком, владеть разнообразными кодами на высочайшем уровне. Но эта утончённая культура в то же время хрупка. Она быстро разрушается и забывается. И место изысканного символизма занимает обыкновенное, примитивное холуйство. Так случилось с восточными культурами, так на наших глазах происходит с европейской.
А во вторых самое важное - удивить. Вот и удивляют. “Ты расскажи нам интересную историю, а шифры свои оставь для кого-нибудь другого”. “Дружба” с “людьми” тут глубоко второстепенна, если вообще имеет значение...
Конечно, для такой грубой публики богатство феодальных намёков оказывается невостребованным. Это вроде как должно означать деградацию культуры...
От мира, где все братья, но правду говорить некрасиво, а надо постоянно маскироваться и лгать, к миру, где все блюдут свои границы, но зато не надо изворачиваться, чтобы сказать что хочешь. От положения, когда какие-то “люди” где-то там друг с другом договариваются и что-то решают, к свободному взаимодействию независимых субъектов".
Мне эта реплика просто понравилась, но в рамках нашей темы (
сеттинга), это разница между "зелёными", для которых на первом месте порядок и гармония в отношениях между людьми (LN), и "оранжевыми", где всем на всех плевать, но за человеком признаётся определённое право на автономию (NG).