Казус Берена

Jan 11, 2016 03:04

"Барахир же, брат Бреголаса, бился западнее, недалеко от ущелья Сириона. Там спе­шивший с юга король Финрод Фелагунд был отрезан от своего войска и с небольшой свитой окружен в топи Серех; и он был бы убит или захвачен в плен, не подоспей Барахир с храбрейшими своими воинами и не огради его стеной из копий; и, потеряв многих, они пробились из битвы. Так спасся Фелагунд и вернулся в подземную крепость Наргофронд, но перед тем он поклялся в вечной дружбе с Барахиром и прирек свою помощь в любой нужде ему и его родичам, и в знак этой клятвы дал Барахиру свое кольцо. Барахир теперь был по праву главой рода Беора; и он вернулся в Дорто­нион, но очень многие его соплеменники покинули свои дома и нашли убе­жище в твердынях Хифлума".

По-своему, это крайне логичный эпизод.

Чего стоили бы обещания вечной дружбы, если бы они были даны лично Барахиру, смертному человеку? "Ты спас мне жизнь, отныне она принадлежит тебе, клянусь тебе в вечной дружбе; но, учитывая, с кем я говорю, "вечность" продлится лет сорок-пятьдесят, и это в лучшем случае". Разве не оказался бы эльфийский принц жалким скрягой, поскупившимся заплатить настоящую цену за своё спасение?

Поэтому клятва дана Барахиру и его потомкам. Они имеют право в любой момент попросить Финрода Фелагунда об ответной услуге, даже если это будет стоить ему жизни. Жизнь за жизнь, всё честно.

Но. Мало того, что люди мрут, как мухи, они ещё имеют свойство плодиться, как кролики, и если клятва дана бессрочно, то сколько потенциальных просителей будет жить через тысячу лет? И это пол-беды - но что делать, если их просьбы будут противоречить друг другу, или даже будут направлены на причинение вреда остальным потомкам Барахира? Чем один потомок будет лучше другого, кому отдать предпочтение?

И вот тут в дело вступает кольцо, как материальное олицетворение клятвы. Пока у потомка Барахира есть кольцо, он имеет право потребовать у Финрода Фелагунда услугу, сколь угодно самоубийственную. Но кольцо одно, оно не размножается, оно просто переходит в роду от отца к сыну. Кольцо - это клятва.

Понятно, что в "Сильмариллионе" всё прервалось на Берене, сыне Барахира, а Финрод исполнил клятву и отправился на Запад по короткой дороге.

Но мне сразу представился другой мир, другой эльфийский принц и другое кольцо. Где ни один из потомков того человека-героя не решился пустить кольцо в ход, но каждый из них убеждал себя, что надо подождать, что это слишком ценный дар, чтобы тратить его на какие-то пустяки. А в какой-то момент очередной наследник, вырастив двух обожаемых сыновей, не смог выбрать между ними, и просто разрубил кольцо на две части, чтобы отдать каждому сыну по половинке в знак их вечной и нерушимой братской любви. И после этого каждая половинка ушла в свой клан, и сменилось ещё несколько поколений, и теперь эти два рода друг друга ненавидят. А эльф по-прежнему гуляет на этом свете, и он по-прежнему могучий владыка, но никто не может попросить его об ответной услуге, потому что для этого нужно снова собрать целое кольцо.

А дальше сюжет-сюжет-сюжет.

jrrt

Previous post Next post
Up