Dec 02, 2015 15:07
На самом деле, я ещё думаю о том, как продолжить разговор о чести (и ещё ряд разговоров).
Но честно говоря, мне захотелось немного срезать путь, и вместо очередной реплики о теории просто привести какие-то примеры из художественных произведений.
Есть такой советский фильм "Илья Муромец" 1956 года, очень хороший. Эпическое фэнтези, настоящий отечественный "Властелин колец".
И есть там такой эпизод. Князь Владимир, по вражьему навету, бросает в темницу своего лучшего богатыря - Илью Муромца. После чего весь орден богатырей, во главе с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем, отказывается служить князю Владимиру и уходит из Киева на богатырскую заставу. Оскорбил одного - оскорбил всех.
Для меня это яркая демонстрация феномена чести. Богатыри - люди чести, поэтому они не могут служить тем, кто репрессирует своих. Так?
Ближе к финалу фильма ситуация разрешается следующим образом. Князь Владимир осознал, каким моральным уродом он был, и вместе с княгиней встал перед Ильёй Муромцем на колени, чтобы вымолить прощение. Илья его простил. (Вообще, как мне кажется, сцены прощения - это важная и уникальная часть русских эпических сюжетов.) В это время богатыри спорят, нужно ли им ехать на подмогу Киеву, если Киев нуждается в помощи, но они поклялись не служить князю Владимиру. Тут появляется калика перехожий и приносит новости - князь раскаялся, Илья Муромец возглавил оборону Киеву, так что всё хорошо, надо спешить на подмогу.
[Надо учитывать, что фильм снимался на волне десталинизации, поэтому он такой, совершенно антисталинский. Сила Сталина была в том, что вокруг него было мало благородных русских людей, и очень много подлых и злых, ну и так далее. В фильме показаны две реальности. Одна - это реальность тугар, местных "орков", которые абсолютные азиаты в плохом смысле слова. У них может быть только Сталин, и поэтому их хан, Калин-царь, это Сталин и есть. Гениальный вождь, параноик, любитель расправ над своими. Вторая реальность - это мир Руси и князя Владимира. Князь Владимир пытается вести себя, как прогрессивный правитель сталинского кинематографа - он суров и непреклонен, он выступает за жёсткую централизацию, он борется с "боярами кособрюхими", мечтающими растащить страну на части. Он хочет стать Сталиным, но у него это получается плохо, потому что он всё-таки русский, а не азиат. "Сталинизм" приводит его к полному краху и моральному падению - он становится объектом манипуляции со стороны врагов, обвиняет в измене лучшего воина Руси, Илью Муромца и ссорится с богатырями. Спасением для Владимира становится унижение, когда он встаёт на колени со словами "ты прости меня, виноватого". Конечно же, сначала он слышит от Муромца жестокое, но справедливое "не охота мне, князь", но повинную голову меч не сечет, Илья и зритель прощают дурака.]
честь