Сжатый пост - то, что я тогда не дописал о геополитике, вместо серии длинных постов.
1.
"Одномерная геополитика" - это учение о позиции и обусловленных позицией стратегиях, которая рассматривает территорию как линию (прямую), на которой живут плоские двухмерные существа. Территория отдельных держав (геополитических игроков) или их зона влияния в таком случае может быть представлена отрезком на этой прямой. Подконтрольная территория производит ресурсы (в том числе, людей, которые потребляют ресурсы), в количествах, прямо пропорциональных своему размеру - в нашем случае, длине отрезка. Очевидно, что это первый постулат геополитики. Второй постулат геополитики - чужую территорию можно захватить за счёт манёвра имеющимися людьми и ресурсами. [Именно поэтому в одномерной геополитике речь идёт о линии, существующей в плоской (двухмерной) вселенной - если бы не существовало второго измерения, мы не могли бы перебрасывать свои силы вдоль подконтрольного нам отрезка.]
Таким образом: территория создают ресурсы; ресурсы создают людей; люди и ресурсы создают войска; войска и ресурсы создают (захватывают) новую территорию. Вроде бы так.
Архаичная геополитика, "эвклидова геометрия" высшей стратегии. Друг моего врага - враг, враг моего врага - друг. Мой сосед - мой главный противник. (Потому что он единственный, кто может сразу на меня напасть, и единственный, на кого я могу сразу напасть.) Выбирая из двух противников, надо нападать на слабого, чтобы усилиться за его счёт. Самая сильная позиция - у "стенки", когда никто не может атаковать с тыла; самая слабая позиция - война на два фронта. Ну и конечно, "из каждого правила есть исключение".
В одномерной геополитике в строгом смысле слова, у каждого "актора" может быть не более двух непосредственных соседей. Тем не менее, оставаясь в рамках правил "одномерной геополитики", можно работать с ситуацией, когда у отдельного государства может быть больше двух непосредственных соседей, выражая её через систему графов.
Подобное геополитическое мышление подробно разобрано в гениальном индийском трактате "Артхашастра".
2. "Двухмерная геополитика" - это учение о позиции и обусловленных позицией стратегиях, которая рассматривает территорию, как плоскость ("земную поверхность"), на которой живут трёхмерные существа и по которой перемещаются трёхмерные объекты. Территория состоит из суши, которая обладает ландшафтом, производит ресурсы и поддерживает население, и моря, по которому можно перевозить грузы и людей. Это ещё одна причина, по которой я назвал соответствующий комплекс представлений "двухмерной" геополитикой: предыдущее военно-политическое мышление оперировало только размерами территории, которая задавала силу или слабость государств. Тут мы уже имеем дело с двумя рабочими средами, что сразу же порождает концепции "выхода к морю", "контроля за морскими путями", "заморских баз" и так далее. Суша обеспечивает ресурсы, море - транспортную связность. "Всякой потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а который и флот имеет, обе руки имеет" - Пётр I.
Перед нами будто бы лежит развёрнутая на столе карта, по которой двигаются трёхмерные фишки-маркеры, солдатики и кораблики. Третье измерение необходимо потому, что для каждой клеточки (или "гекса") карты можно указать несколько "слоев": природные ископаемые, которые спрятаны внутри; ландшафт, который покрывает поверхность; тип войск, который остановился в этом районе; возможно, даже те или иные военно-воздушные юниты, которые действуют или пролетают над войсками. Если бы у нас не было возможности выкладывать маркеры и фишки на плоскую карту "сверху", мы бы не смогли отобразить всю эту информацию.
Итак, это будет классическая геополитика Маккиндера-Хаусхофера-Спикмэна; концепции морской мощи Мэхена, Корбета и Коломба; "стратегия непрямых действий" Лиддел-Гарта. Важно понимать, что всякая мистика насчёт "вековечного противостояния Моря и Суши" существует только в головах людей, не сумевших понять простую мысль Маккиндера. Представьте себе большой круглый Остров, окружённый морем. В море находится Архипелаг из нескольких более мелких островов. Одна держава контролирует Остров, вторая - базируется на Архипелаге и владеет морем. Назовём первую "сухопутной", вторую - "морской". Сухопутная держава, по определению, располагает большими ресурсами и большим населением, потому что у неё больше суши. Но морской державе изначально проще перемещать свои силы по морю. А для ведения боевых действий необходимо перебрасывать ресурсы и людей. Таким образом, морская держава всегда сможет организовать давление на сухопутную державу в любой точке морского побережья Острова, создав там себе локальное преимущество. Сухопутная держава может на это ответить только переброской в этот район людей и ресурсов из других регионов. Но делать это ей приходится по суше, потому что море ей не принадлежит. В свою очередь, морская держава может легко поменять свой план и начать атаковать сухопутную державу где-нибудь ещё, ведь в её распоряжении всё побережье. Сухопутная держава не может так же просто перенацелить свои ресурсы - если она задействовала их в одном месте, их сложно использовать где-нибудь ещё, ведь суша обладает огромным "трением".
Таким образом, получаем, что преимущество в скорости и транспортной связности создаёт преимущество в силах. "
Наши козыри - время и быстрота, а не способность убивать. В этом смысле, изобретение мясных консервов дало нам больше, чем изобретение бездымного пороха; оно обеспечило нам не тактическую, а стратегическую мощь, поскольку в Аравии путь важнее силы, а пространство [т.е., дальнобойность, охват - Г.Н.] стоит больше, чем могущество армий".
В этих условиях морская держава даже может завести собственных вассалов на прибрежных территориях Острова; сами по себе эти вассалы не способны противостоять мощи сухопутной державы, но та опасается их атаковать в страхе перед неприятностями, которые морская держава способна организовать ей в любом другом месте.
С другой стороны, продолжая мысль Маккиндера, если сухопутная держава сможет построить сеть скоростных железных дорог через центр Острова, она получит преимущество в манёвре ресурсами за счёт развитых внутренних коммуникаций. По морю, вокруг Острова, везти грузы проще, но путь через центр Острова всегда будет короче, по определению. Игрок, контролирующий центр Острова, способен создать транспортную сеть, которая позволит ему использовать все ресурсы Острова, в любой точке Острова. А ресурсы Острова, по определению, превосходят ресурсы Архипелага. Обеспечив безопасность своих прибрежных территорий, сухопутная держава может начать экспансию в океан, построить флот и выиграть борьбу за море, за счёт ресурсов Суши. Следовательно, задача морской державы состоит в том, чтобы не допустить такого развития событий. Из этого следует ряд интересных выводов, но об этом в другой раз.
3. "Трёхмерная геополитика", астрополитика - попытка придать геополитике третье измерение, изначально в связи с развитием авиации, затем - в связи с началом освоением космоса. В своём высшем развитии - "астрополитика" Солнечной системы, космооперы-ноль (
это когда действие разворачивается в космосе, соответствующем представлениям современной физики, без неизвестных видов энергии, силовых щитов, искусственной гравитации и сверхсветовых перемещений. По очевидным причинам, космоопера-ноль привязана к Солнечной системе, или даже к ближним орбитам). Одним из первопроходцев в этой области был русский эмигрант Александр Прокофьев-Северский, который писал о том, что авиация одновременно развила и отменила старую концепцию господства на море. К шестидесятым годам ему пришлось признать, что у "неба" нет вертикального предела, оно продолжается дальше, в космос. А значит, речь больше не шла о том, чтобы добавить к плоской карте ещё один прозрачный слой, фиксирующий действия авиации.
Обратите внимание, что если продолжать рассуждать в рамках той же логики, "трёхмерная геополитика" имеет дело с четырёхмерными существами, ведущими борьбу за трёхмерное пространство. В этом заключена главная сложность при рассуждении о космической стратегии. Мы не можем взглянуть на позиции игроков со стороны, подобно тому, как на Земле мы смотрим на плоскую карту. Отражение космической ситуации на плоской карте - заведомый абсурд. Все объекты не просто висят в пространстве, они двигаются, постоянно меняя своё взаимное расположение. Тут нет границ, путей и позиций - только траектории, орбиты и ускорение.
(Я бы хотел сказать, что в нашем культурном пространстве эту тему заявлял
makarovslava, но это, видимо, разговор для другого раза.)
В целом, проблема ещё и в том, что нет ни одного правила классической геополитики, которое бы в этих условиях не нарушалось. Ради чего вести войну? Ради территории? Ради ресурсов? Индийским царькам было просто - у каждого правителя была слоновья роща, потому что слоны - основа силы войска. Царь, завоевавший соседнее царство, получал больше слонов (коней, подданных), а потому становился сильнее. Эта логика уже слабо работает на Земле, и вряд ли будет работать в будущем.
Да, я хотел бы упомянуть мегаструктуры. Понятно, что ещё в архаичные времена правители могли строить крепости и мосты, чьё наличие очевидным образом изменяло стоимость и оборонный потенциал территории. Во времена борьбы за передел мира, каналы и стратегические железные дороги являлись рукотворными геополитическими факторами. В космическую эпоху завтрашнего дня вполне возможно существование инженерных конструкций, радикально меняющих структуру территории и расклад сил, начиная с шаблонного, хотя и не особо практичного космического лифта. Фантастика ближнего прицела знает гигантские электромагнитные разгонные катапульты, облегчающие вывод грузов на орбиту (и прочие плоды человеческой фантазии,
служащие той же цели), орбитальные заводы-электростанции, передающие солнечную энергию на Землю по микроволновому лучу, космические поселения, а также всеми любимые сверхмощные лазерные пушки земного и космического базирования. Существование подобных структур, или хотя бы декларация намерения их создать, окажет самое непосредственное влияние на геополитику - и астрополитику.
4. Типичная космоопера требует совсем уже невообразимой "четырёхмерной астрополитики", великая шахматная доска которой будет включать в себя три пространственных измерения и некий невообразимый четвёртый фактор, позволяющий обойти световой барьер.
Отсюда вытекает то, что я в шутку назвал "первым вопросом космооперы" - как устроен данный мир, какова его структура, что там вместо законов физики и так далее. Из этого вытекает всё остальное. Понятно, что можно описывать космическую войну в терминах морской войны восемнадцатого или какого-нибудь иного века, но с каждым годом это решение выглядит всё менее и менее удовлетворительным. "Мы выстраиваем корабли в два ряда и перестреливаемся, а потом победитель высаживает на поверхность танки и оккупирует планету, как Францию в 40-м". Вот ради этого мы изобретали гиперджамп.