К
предыдущему.
Возьмём такой легендарный артефакт, как "
Моральный кодекс строителя коммунизма".
Один из авторов, Фёдор Бурлацкий, вспоминал:
"Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шёл 1961 год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии ― с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарёв, а непосредственную работу осуществлял его зам ― Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит:
- Знаешь, Фёдор, позвонил «наш» (так он звал Пономарёва) и говорит: «Никита Сергеевич Хрущёв просмотрел всё, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трёх часов его переправить в Москву».
И мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой ― «свобода», третий ― «солидарность»… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно «ляжет» на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.
Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошёл на «ура»".
- Судьба дала мне шанс, беседа с Ф. М. Бурлацким, «Российский адвокат», № 5, 2007.
А о чём в это время думал сам Бурлацкий?
"Бурлацкий:
Да, диссертацию я защитил в 51-м, затем два года работал в президиуме Академии наук. В то раннее послесталинское время уже активно велся поиск новых людей, которые могли бы поддержать линию Хрущева, прийти на смену сталинским кадрам. Меня привлекли в штат журнала "Коммунист"... В 1956 году пятьсот человек из различных партийных учреждений, главным образом из печати, были усажены на теплоход "Победа" и проехали от Одессы до Ленинграда. Я впервые увидел Европу, ее архитектуру, ее дороги, ее театры, людей. Все, что писалось у нас о Западе, выглядело дикой ложью. Домой вернулся законченным западником".
То есть, начальство решает даровать народу заповеди, как Моисей евреям. Примерно такие - ненавидь врагов начальства, доноси на врагов начальства, честно вкалывай на начальство. Короче, как обычно. Но по причине своей интеллектуальной импотенции, начальство поручает эту задачу прикормленным умникам. "Сделайте мне красиво". И те пытаются слепить для заказчика что-то съедобное, но учитывая его, начальства, косноязычные пожелания. На коленке, за пару часов. Сами умники при этом в гробу видели советскую власть, коммунизм и его строителей.
И как теперь оценивать этот артефакт? О чём он говорит?