(
...)
Сначала я, естественно, хотел поговорить об СССР.
Ну что тут сказать? Советская идеология в какой-то момент попыталась позиционировать советскую власть как олицетворение полюса государства-коллектива ("равенство"), разом и рационального, и иррационального, устремлённого в будущее и поклоняющегося прошлому, специализирующегося на войне и с внешним, и с внутренним врагом, чтобы противопоставить ему американский полюс индивидуализма ("свободу"), иначе говоря, противоестественую коалицию из обдолбанных хиппи и циничных дельцов.
Нет, по шкале рациональность-иррациональность СССР действительно находился в районе нуля, при огромном перекосе в сторону государства. Но в целом, это было ещё то правоконсервативное болото с отдельными фашистскими пролежнями. Минус компенсировался плюсом за счёт наличия рациональных островков, которые занимались высокими технологиями и смежными вопросами. Они и казались зародышами коммунизма, своего рода проекцией светлого будущего на отсталое прошлое. "Вот бы вся страна, весь мир был бы устроен также правильно и разумно, как наша лаборатория/творческая группа/кружок!" - размышляли, должно быть, прикормленные "умники". Я тех времён не застал, сужу по отдельным обрывкам.
Думаю, вы согласитесь, что если кто-то тогда обвинял во всех проблемах Союза антисоветчиков, диссидентов, художников-авангардистов и прочих недовольных, то подобная точка зрения по нашей схеме являлась фашистской. Она и сейчас фашистская. "Германия проиграла, потому что нам в спину ударили евреи и либералы... в следующий раз мы заранее покончим со всеми этими жидами и станем непобедимы". Люди, выражающие такие взгляды, признают, что СССР был не социалистическим (разумно устроенным) государством, а некой "идеократией", которая держалась на слепой вере в государственный культ.
Помимо прочего, граница тут проходила по отношению к XX съезду и борьбе с "культом личности". Советские "коммунисты" эти процессы горячо одобряли - для них это была попытка вернуть советский проект на правильную, рациональную траекторию, ведущую к светлому будущему. Мрачное людоедское прошлое должно было навсегда остаться там, где ему и место - на помойке истории, рядом с двухглавым орлом и свастикой.
Для других, естественно, всё было наоборот, поскольку для них сутью советской власти был именно Культ и вера в безгрешность сверхчеловеческого Вождя и Учителя. "Мой батя охранником в концлагере был, таких мразей, как ты, сторожил - так что он теперь, плохой человек?!" Подобные взгляды обычно сочетались с резкой, на грани ненависти неприязнью к тем, кто выделялся или отличался от массы. Это были советские "фашисты".
Естественно, в реальной жизни чистые типажи встречались редко, у обычных людей всё было перемешано - и в психике, и в семейной истории.
Как бы то ни было, в той степени, в какой СССР или отдельные его части были сложными рациональными структурами, антисоветчики им навредить не могли. Настоящая угроза советскому проекту исходила от высшего партийного руководства, руководителей КГБ и правителей отдельных советских республик. Вы все, наверное, читали различные гипотезы на тему того, кто, с кем, и в какой момент решил, что лучше просто сдать всё и взять выручку наликом. О степени иррациональности советского общества можно судить по тому, насколько обсуждение подобных вопросов было невозможно в СССР в те же семидесятые. Ведь рациональное государство интересуется возможными будущими угрозами, и реальными, и совсем невероятными, они являются поводом для общественных дискуссий. Разум - это предвидение. А тут, казалось бы, вполне реальная угроза - о возможности перерождения бюрократической верхушки с последующей реставрацией капитализма марксисты предупреждали ещё в тридцатые. Реальная и реализовавшаяся.
В итоге всё прошло по худшему для "коммунистов" варианту. Большая часть "дредноутных" частей Советского Союза пошла ко дну под ударами рыночных "торпед". Конкурентоспособность страны, вернее, её осколков, резко упала. А вот более простые и примитивные системы, которые отвечали за контроль и подавление населения, пострадали слабо или легко подлежат восстановлению.
Но ладно. О выдуманных концепциях лучше всего говорить на примере выдуманных миров.
Возьмём ситуацию из "Трудно быть богом" братьев Стругацких. Румата называет происходящее в Арканаре "фашизмом", и, по логике нашей схемы, он прав - возникает структура, заточенная под борьбу с людьми. Основной удар приходится по книгочеям, поэтам, художникам, изобретателям и так далее. Именно они в этом раскладе являются "хиппи" и носителями иррационально-индивидуальной идентичности.
С точки зрения психоистории, на фашизм у коммунистического Полдня должен быть один ответ - физическое уничтожение фашистских структур. Вот что коммунисты делают с фашистами, вот в чём заключается их главное историческое преимущество. Надо было не Рэбу убивать (индивидуальный террор - путь в никуда), надо было покончить с Орденом.
В самом тупом и радикальном варианте - просто высадить отряд спортсменов-реконструкторов с холодным оружием, чтобы всё было по честному, и бросить их против руководства Ордена и всех, кто попадётся под руку. Как показал опыт Максима Краммерера, это не так уж сложно.
В более затратном варианте, нужно было заняться настоящим прогрессорством - то есть собрать всех своих агентов в одном местном королевстве, чтобы они там реально определяли атмосферу на вершине власти, и начать лепить из этого государства феодального терминатора. Чтобы у соседей был один выбор - адаптироваться и перенимать инновации, или подыхать.
Понятно, что в книге Стругацких эти варианты были невозможны. Но последовательное коммунистическое решение должно быть именно таким - победа за счёт ресурсов и большей эффективности сложных систем.
Собственно,
makarovslava в ходе наших обсуждений Стругацких вообще и "Трудно быть богом" в частности, всегда предлагал что-то подобное. Только без десантников и без собственных карманных королевств. Он считал, что достаточно найти адекватную местную силу, обеспечить её необходимыми ресурсами (золотом), продемонстрировать пару элементарных инноваций, и затем, да, натравить её на Орден. Фанатиков нельзя одолеть в войне идей - им нужно противопоставить суровую и жестокую реальность. Как говорил Молотов, "идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это - дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной". Для настоящих коммунаров это утверждение верно с точностью до наоборот.
Да что там далеко ходить. Даже
monster_igstab - а он сумасшедший! - чувствует такие вещи. В одном эпическом
треде... где он, помимо прочего, рассматривает вопросы
скрещивания римлян с кабанами (а эльфы, как известно, произошли в результате
спаривания древних римлян с дикими лесными свиньями)... блять, какой же он больной... так, сейчас... вот, он пишет о своей концепции Римской империи, как гигантской
суггесторской пирамиды, заточенной на подавление и подчинение людей.
"
Римская Империя была очень продвинутой штукой, очень многие римские технологии будут покруче наших звездолётов, разве что там звездолёты бороздили просторы большого театра были гуманитарными. Римляне управляли вообще всем, чем они только могли управлять, причина упадка Империи однозначно кроется в каком-то принципиально неуправляемом для них параметре. Причём возможности римлян были куда покруче наших, и они легко рулили тем, что нам даже во снах не снится. Наши гуманитарные технологии, это карго-культ технологий римских.
Что бы ни говорили, но легион обладал сравнительно ограниченными боевыми возможностями, он скорее эффективен как стационар, как оккупант, нежели чем завоеватель. Да, легионеры могли разбить практически любую армию, практически любого мелкого князька, но изменить враждебную среду было не в их силах, и если аборигены не хотят с пришельцами жить, то будет непрерывная война без шансов на победу. Индейцев американцам пришлось истребить почти под ноль, но риму истреблять аборигенов было не с руки, потому что ему вроде как нужны рабы, а территорий-то у него у самого вагон. Таким образом, легион всего лишь организовывал "крышу", а основной процесс оккупации производился гуманитарными технологиями, магией, ага. Или, говоря другими словами, все окрестности были заколдованы римлянами. Но откуда вандалы только взялись-то, а? Однозначно, что что-то пошло не так.
Рим существовал лишь для его бенефициаров, то есть римской элиты, это их личный бизнес. Их личное подворье. Римом рулили они, и они же должны были всё просчитать и от всего предохраниться. И они безусловно это могли, ты их серьёзно недооцениваешь. Человек, чей род отформатировал всё _мироустройство_ под себя, это безусловно нерядовой человек. У нас сейчас даже теней чего-либо подобного незаметно. И технологии там реально космические.
Римляне в отличии от бриттов были не жлобы и не дураки, и противников либо истребляли, либо переманивали в свой рим. Если начальнику боярину предложить равноправное место среди британской римской аристократии, со всеми её правами, то тот сдаст всё. Классовый интерес превыше интересов национальных, особенно если среда враждебна и обильна, если аристократы могли друг другу оказывать помощь, как это было в нашей реальности. Нужно что-то уж очень серьёзное, чтобы удержать бояр от ренегатства при наличии под боком Запада Рима.
Рим выращивался как Мечта, как Соблазн, он строился таким, чтобы каждый желал занять его Трон. И тут ВНЕЗАПНО появляется кто-то, кто мало того что Соблазну не поддаётся, а ещё и пытается уничтожить этот Соблазн. Козлы против капусты. Мыши против сыра. Так не бывает.
Безусловно, произошло что-то из ряда вон выходящее, что выбило людей из заколдованного круга. Причём кругу-то этому несчесть веков, то есть всё доступное давным-давно поробовано. Нечто новенькое".
Отсюда вывод - перед нами результат прогрессорской операции:
"
Вообще слом Римской Имерии, всё это христианство и прочее, очень плохо объясняется без "зелёных человечков". Христианство как планка моральных норм значительно выше тогдашнего культурного уровня, мы и сейчас-то до таких вещей толком не доросли. Человек может отказаться от прогресса, от попытки подчинить всё вокруг только лишь в одном случае: если он упрётся головой в свой потолок, если он достигнет своих физических пределов. Дикарь не может таких вещей осознать, его разуму даже зацепиться не за что, тем более что голод, жажда, желания, очень сильны, и нужно что-то уж очень сверхъестественное, чтобы их одолеть. Однако, соответствующие верования на нашей планете буквально повсеместно, да ещё и недвусмысленным копирайтом "людей с неба". И ведь мотивы внеземной цивилизации в борьбе с Римом тоже совершенно прозрачны: Рим, вышедший в Космос, будет рассматривать все прочие цивилизации не иначе как зергов. Как мясо. Желание предохраниться и сработать на упреждение совершенно закономерно.
Введение посторонней силы в это римское "уравнение" очень многое объясняет. Если цивилизация богов снисходит до папуасов, то зачастую достаточно считанного числа советников, которые даже из папуасов сделают настоящую армию. Технологии тоже не особо сложны, тот же булат, да и железо вообще объясняется сразу и навсегда, и потерять эти технологии достаточно сложно. А сверхтвёрдая сталь в эпоху бронзы, это уберваффе. Плюс лошадки, плюс пластинчатые доспехи, плюс численный перевес, который легко достигается при желании, риму не светило вообще ничего. Однако "выстрелило" оно достаточно поздно, и этот "выстрел" идёт бок о бок с появлением христианства".
Нужно ли подробно объяснять, как это раскладывается по нашему "колечку"? Рим-по-Монстеру был супер-фашистской державой, "правой утопией". Он не просто давил всё, что было меньше-слабее его - он ещё обладал эффективными "торпедоносцами", которые разрушали любые попытки организованного сопротивления (предлагая стать богатым и успешным в Империи, независимо от происхождения). Инопланетные прогрессоры, решившие раздавить гадину в зародыше, противопоставили Риму созданную "под ключ" державу-дредноут, с тяжёлой конницей и всадниками в доспехах. А в качестве "истребителей" для имперских ментальных вирусов создали изначальное, внегосударственное христианство.
Это и есть правильное прогрессорство.
В Полдне же на арканарское фиаско среагировали совершенно неадекватно. На смену наблюдателям пришли прогрессоры, которые занимались примерно тем же самым, но более агрессивно - внедрялись в местное общество, пробирались на важные посты и начинали использовать местные ресурсы в своих интересах.
На вызов со стороны "заградителей" ответили развитием "бомбардировщиков", ага. При этом, с точки зрения психоистории, последствия должны быть сугубо негативными. Общества, с которыми приходится сталкиваться прогрессорам на других планетах, по меркам Полдня являются страшно иррациональными, неэффективными и заточенными под эксплуатацию человека человеком. Соответственно, результаты, которых можно добиться за счёт агентурной работы в подобных обществах, будут весьма скромными.
В то же время, на самой Земле прогрессор будет гораздо эффективнее - и опаснее. Он привык долгое время действовать в отрыве от своих товарищей и скрывать свои истинные намерения. Он умеет внедряться в социум, усыплять подозрения и использовать ресурсы системы в своих целях. Он рациональный индивидуалист. А земное общество ("дредноут"), во-первых, будет более рациональным, то есть, более управляемым, во вторых, менее параноидальным. Психологическая обработка, которой подвергают возвращающихся "из-за речки" прогрессоров, является не более чем костылями. Рано или поздно они обязаны начать проводить "прогрессорские" операции в самом Полдне - против Полдня. Просто потому, что для них это проще. Впрочем, этот вопрос уже рассмотрен в различных конспирологических теориях.